Сонное царство

Постоянные читатели нашего журнала, полагаю, помнят недавнюю публикацию материала о серии Zero Escape. Сегодня у нас есть повод ненадолго вернуться к этой необычной трилогии, поскольку осенью 2019 года маэстро Котаро Утикоси, сценарист и режиссёр «Эскейпов», разродился очередным проектом в свойственной ему жанрово-визуальной стилистике. AI: The Somnium Files – новый захватывающий детектив, представленный публике в виде адвенчуры с обилием диалогов и нестандартных геймплейных решений.

Повествование с самого начала кидает игрока в гущу событий. В заброшенном парке развлечений найден труп женщины. На место происшествия приезжает полиция, включая инспектора Датэ, которым нам предстоит управлять. На протяжении довольно затянутого вступления мы узнаём любопытные вещи о нашем герое. Со служителем правопорядка шесть лет назад произошёл некий эпизод, в результате которого он потерял память, а также левый глаз. На место отсутствующего органа теперь вставлен протез, подключающийся напрямую к мозгу бедолаги. Устройство достаточно продвинутое – мало того, что оно имеет режимы, позволяющие наблюдать за температурой и рентгеновским излучением, так внутри помещён ещё и новейший компьютер, обладающий искусственным интеллектом и помогающий полицейскому вести расследование. Зовут его (точнее, её) Айба, она постоянно пререкается с Датэ по каждой мелочи и портит ему настроение (что достаточно ожидаемо, ведь игра-то японская). Тем не менее, парочке предстоит раскрыть загадочную серию убийств, связанных с прошлым. Связь эта очевидна, поскольку жертва в парке также лишилась одного глаза.

К слову, кибер-глаз является не единственным футуристическим устройством, помогающим вести следствие. Полицейский состоит в особом отделе ABIS, на вооружении которого есть весьма любопытный прибор, позволяющий перемещаться во сны людей. Таким образом, Датэ может вторгаться в подсознание подозреваемых и вытаскивать оттуда важные улики. Благодаря новым технологиям и собственной интуиции инспектор идёт по следу убийцы, из игры в догонялки, по сути, состоит вся история. Однако в этот раз Утикоси явно сместил акценты по сравнению с предыдущей трилогией. Обстановка значительно более спокойная, Датэ редко попадает в ситуации непосредственной опасности. Сюжетные повороты обычно не выносят мозг, как это было в Zero Escape, а только подтверждают появившиеся ранее догадки. События развиваются в русле здравой логики и не вызывают раздражения обилием нестыковок. В концовке нас ожидает обстоятельный диалог с антагонистом, любезно пересказывающим детали своего замысла. Критика «Эскейпов» явно пошла автору на пользу. Его следующее произведение получилось куда более цельным, при этом фирменный почерк ничуть не пострадал – Somnium Files богата такими же яркими персонажами и любопытным разветвлённым повествованием с несколькими концовками.

В плане геймплея игра циклична. Ночью происходит некое происшествие, обычно убийство. Датэ приезжает на место, осматривает его, собирает информацию и делает определённые выводы. Следующий день он тратит на объезд знакомых жертвы и потенциальных подозреваемых. Для игрока это выглядит как экран с активными зонами, куда надо тыкать курсором. Занятие нехитрое и достаточно скучное. Тем более обход территории в поисках улик отнимает немало времени. Частенько ловишь себя на мысли, что болтовня изрядно поднадоела, хотелось бы продвижения или хоть какого-нибудь действия. В общем, кто играл в «Феникса Райта», тот поймёт. К счастью, по вечерам начинается настоящее движение. Допросив подозреваемого (небольшая мини-игра с предъявлением улик), Датэ вторгается в его сон, где стартует самое любопытное. Знакомые с творчеством Утикоси сразу догадаются, о чём речь. Действительно, нас вновь ждут комнаты с головоломками.

Войдя в сон персонажа, Датэ способен не только наблюдать, но и влиять на происходящее. Управление передаётся Айбе, которая материализуется в форме не сильно одетой девушки и выполняет указания полицейского. Находиться во сне можно не более шести минут, борьба с таймером является главным челленджем всей игры. За это время напарникам предстоит общими усилиями преодолеть несколько «ментальных замков», скрывающих правду. На уровне разбросано несколько предметов. Подойдя к ним, девица может совершить одно из предложенных сценарием действий. Ответили на телефонный звонок так же, как это в «реале» сделал спящий подозреваемый? Получайте реакцию из подсознания в виде открытия замка, то есть перехода в следующую фазу сна, где нужно взаимодействовать с новыми предметами. Нельзя забывать, что сны не всегда подчиняются законам физики, поэтому поступки в них зачастую ведут к непредсказуемому результату. Следует руководствоваться не только бытовой логикой, но также интуицией и местными закономерностями. Каждое взаимодействие отнимает какое-то количество драгоценных секунд, поэтому наугад перебирать комбинации не получится. Помочь могут усилители, значительно снижающие времязатраты, но в любом случае придётся очень быстро соображать. Знание английского, как вы понимаете, приветствуется.

Теоретически, непредсказуемый результат действий и заканчивающийся временной ресурс должны делать головоломки сложными для прохождения. На самом деле большая часть уровней сбалансирована так, что игроку придётся совершить приличное количество ошибок, прежде чем проиграть. Да и провал не является таким уж сильным ударом – он только отбрасывает к последнему чекпоинту, сделанному буквально накануне испытания. Отсутствие какого-либо значимого наказания за неудачу снимает вопросы о сложности. Она хоть и ощутима, но выполнять задания достаточно интересно, ведь решения развивают сюжет дальше, да и читать диалоги Айбы с Датэ (зачастую юмористические) одно удовольствие.

Техническая сторона игры оставляет неоднородное впечатление. На скриншотах графика выглядит достаточно неплохо для «анимешного» проекта – персонажам хватает детализации, чтобы не краснеть перед другими бюджетно-нишевыми собратьями. Главная проблема заключается в анимации. В мире снов для Айбы смоделировано довольно много разных движений, однако повторяются они слишком уж часто (иногда десяток раз подряд), что выглядит не очень симпатично. «Реалу» же уделено значительно меньше внимания, что заметно по отсутствию анимации даже совсем простых действий. Доходит до абсурда – сначала мы видим героя с открытыми глазами, затем экран темнеет, а в следующем кадре тот же самый герой стоит уже с закрытыми глазами. Такое безобразие встречается здесь повсеместно, и на концептуальность его не спишешь – обычная недоработка. Музыка подобрана со вкусом и помогает правильно воспринимать как лёгкие юмористические, так и тяжёлые драматические сцены. С диалогами тоже всё хорошо – Somnium Files полностью озвучена и оставляет на ваш выбор японские или английские голоса, с должным уровнем актёрского мастерства в обеих версиях.

В целом, AI: The Somnium Files рекомендуется к ознакомлению как поклонникам серии Zero Escape, так и людям, ценящим интригующий сюжет. Хотя эта игра не настолько закручена в плане истории, как предыдущее детище Котаро Утикоси, она всё равно способна увлечь на несколько десятков часов. Будем надеяться, креативный японский режиссёр ещё порадует нас своими сумасбродными задумками, несмотря на свой недавний уход из Spike Chunsoft на вольные хлеба.


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.