Праздник Нептуна

Игры про выживание редко бывают увлекательными. Свой шарм у них, конечно, тоже есть, но вот разнообразием авторы балуют далеко не всегда. Как правило, там можно встретить довольно предсказуемый индустриальный постапокалипсис, иногда смешанный с какими-нибудь хоррорными мотивами – заброшенные города, радиоактивные мутанты, вот это вот всё под соусом простенькой личной драмы из серии «папа потерял дочку». Subnautica привлекает внимание уже хотя бы тем, что ничего из перечисленного в ней нет. Зато есть настоящий суррайвинг в незнакомом инопланетном мире и крайне необычный сеттинг: большую часть игрового времени предстоит провести под водой.

Недалёкое будущее, середина XXII века. Космический челнок «Аврора» прибыл к планете 4546B с коммерческой миссией по установке фазовых врат (это что-то вроде телепорта), однако был подбит на орбите неким энергетическим оружием и рухнул на поверхность планеты. В ходе инцидента выжил только бортинженер Райли Робинсон, успевший добежать до аварийной капсулы. Однако его перспективы выглядят безрадостными – он совершенно один посреди бескрайнего океана, без связи с внешним миром и с минимальным запасом провианта. Задача одна – остаться в живых. Завязка выглядит самодостаточной для подобной игры и поначалу даже не намекает на наличие внятного сюжета, но вскоре он появляется и начинает бурно развиваться. Мы узнаем о судьбе своих предшественников, также сбитых над 4546B, о древней расе инопланетян, искавших лекарство от страшной болезни и построивших систему ПВО, призванную не пускать пришельцев на заражённую территорию и не выпускать с неё, а также о местной разумной форме жизни, которая поможет Райли найти противоядие и вернуться домой. Очень недурно для игры, которой сюжет по сути не нужен вообще.

Всё, что есть у Райли в начале его тернистого пути, это уцелевшая капсула в качестве убежища и горстка оборудования. Вещь номер один в вашем распоряжении – умный планшет с кучей полезной (и постоянно пополняемой) информации. Вещь номер два – волшебный 3D-принтер, способный при наличии чертежей и необходимых материалов крафтить уйму полезных предметов. Позже к ним добавится сканер, умеющий собирать сведения обо всём на свете путём наведения на цель. Поиску чертежей и деталей посвящён практически весь геймплей. Ради новых вещей вы будете плавать в дальние моря, выходить на необитаемые островки и вскрывать отсеки лежащей неподалёку «Авроры». А с помощью новых вещей сможете увеличивать радиус своих перемещений и проникать в ранее недоступные места. В общем, всё по классике.

Помимо эксплоринга, в Subnautica прижилось довольно много элементов «тайкуна» – жанра, посвящённого строительству и обустройству окружающего пространства. Хотя экономической системы здесь как таковой нет, прохождение развивается в духе какого-нибудь симулятора реднека а-ля Harvest Moon. Для начала нужно отстроить себе полноценное подводное жильё вместо капсулы-времянки. Место для базы и её внешний вид вы выберете сами. Ставить где попало рискованно – глубина должна быть не слишком большой, а площадка по возможности свободной от хищников. Затем настанет черёд заняться сельским хозяйством. Да, вы не ослышались. Чтобы решить продовольственную проблему, придётся разводить подводный огород. Только после выполнения этой «обязательной программы» можно всерьёз задуматься об экспедициях в более отдалённые участки карты.

А там, на этих отдалённых участках, вас ожидают встречи с обитателями морских глубин, и далеко не все из них окажутся приятными. Тут нужно сразу понять, что Subnautica – игра не про охоту на причудливую живность. С тем оружием, которое вы можете создать себе из подручных средств, оглушить получится разве что мелких рыбёшек себе на ужин. Для крупных хищников вы большой угрозы не представляете, поэтому от них лучше прятаться или убегать. Хотя не факт, что поможет – иные гиганты вас и в подлодке достанут. Но всё же главной причиной бесславных гибелей остаётся элементарная небрежность самого игрока. Залезть в глубоководные пещеры с маленьким запасом кислорода или забыть перезарядить батарейки в жизненно важных устройствах – вот прямой путь к фиаско, куда более опасный, чем клыки местных акул.

Несмотря на размеренность действия и не очень высокий темп в целом, Subnautica ощущается очень живой и динамичной. Она дарит много радости от маленьких открытий, предоставляет игроку максимально возможную свободу действий в условно-открытом мире, буквально затягивает своей атмосферой. Дальность заплывов и глубина погружений ограничены только амуницией. Разумеется, пока не смастерите себе полноценный костюм ныряльщика, плавать придётся неподалёку. Но потом в вашем распоряжении окажутся и акваланг, и батискаф, и даже шагающий робот с прыжковым механизмом. Единственное, что немного портит впечатление, это слабая графика. Инди-разработчики, ограниченные весьма скудным бюджетом, остановили свой выбор на своеобразной «мультяшной» стилистике, отдалённо напоминающей CG-фильм Toy Story. Картинка выглядит «пластмассовой», низко детализированной, а у главной игровой механики – обработки деталей в 3D-принтере – практически нет анимации. Положили один предмет, вжих-вжих лазером, получили другой. Здоровая доза реалистичности пошла бы игре исключительно во благо.

Впрочем, стоит поблагодарить разработчиков уже за то, что они довели до конца начатое пять лет назад дело. Проект, болтавшийся в раннем доступе «Стима» с 2014 года, прошёл огромный путь от интересной концепции до полноценной видеоигры, перетряхнувшей болотце застоявшегося жанра. Пусть даже в консольных версиях ещё не до конца побеждены все баги, о чём свидетельствует поток патчей-заплаток, сегодня уже можно говорить о Subnautica как о состоявшемся явлении, заслуживающем внимания широкой публики.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.