Три хита в одной упряжке

В далёком 1985-м появление «Супер Марио» помогло всей игровой индустрии преодолеть тяжелейший кризис и обрести второе дыхание. На протяжении следующих лет появилось несколько десятков проектов по франшизе, которые меняли не только поколения консолей, но и поколения геймеров, а сам Марио потихоньку становился таким же легендарным героем, как Микки Маус. В ушедшем за горизонт 2020-м мы с вами отметили 35-летие разросшейся до невероятных размеров вселенной Super Mario Bros. Популярность усатого сантехника по-прежнему высока благодаря первоклассным играм, которые нас всех объединяют, независимо от возраста. Естественно, Nintendo не могла пройти мимо очередной круглой даты – в компании давно стало традицией дарить поклонникам серии что-нибудь приятное на юбилеи. На этот раз таким подарком оказался сборник Super Mario 3D All-Stars для Switch.

В компиляцию включены три хита, выходившие на приставках от Nintendo предыдущих поколений: Super Mario 64 с Nintendo 64, Super Mario Sunshine с GameCube и, наконец, Super Mario Galaxy с Wii. Все они повествуют о приключениях Марио в трёхмерном формате, откуда, собственно говоря, появился подзаголовок сборника. Специально для Switch все игры адаптированы под современное управление, а картинка приспособлена для экранов с высоким разрешением. Вы вправе сами выбрать, с чего начать, однако логично было бы первым делом оценить Super Mario 64, ведь именно она проложила путь трёхмерным путешествиям любимца публики.

 

Травка зеленеет…

Super Mario 64 вышла в Европе в 1997-м одновременно с запуском Nintendo 64. Новая «нинтендовская» консоль по тем временам отличалась передовой трёхмерной графикой, превосходившей по качеству технологии конкурентов. Однако формат носителей накладывал существенные ограничения – Nintendo осталась единственным производителем приставок, отказавшимся переходить на компакт-диски. Как следствие, трёхмерное изображение в самих играх отличалось яркостью и чёткостью, но практически отсутствовали ставшие визитной карточкой PlayStation «силиконовые» видеоролики, попросту не влезавшие в картриджи. Именно такой получилась Super Mario 64 – сочной и многоцветной, с огромным трёхмерным миром для исследования и стабильным отображением текстур на моделях, однако сюжетные вставки были сделаны исключительно «на движке». Несмотря на это, в плане дизайна Марио совершил очередную революцию.

Согласно сюжету, принцесса Пич приглашает усатого друга в гости отведать торта, однако по прибытии в замок Марио узнаёт, что хозяйку похитил Боузер. Чтобы её спасти, Марио должен собрать особые звёзды, сила которых открывает двери, ведущие в комнаты замка, где на стенах висят картины, служащие порталами в другие миры. Чем больше звёзд соберёте, тем больше дверей откроете, а значит – посетите больше миров, находящихся по ту сторону картин. В каждом мире есть несколько заданий, открывающихся по мере прохождения. За успешное выполнение, будь то победа над боссом или первое место в гонках, вы получаете те самые звёзды. В самом замке и его окрестностях есть секретные места, где также можно найти много чего интересного. Чтобы полностью пройти игру, необходимо собрать все звёзды; уверяю вас, сделать это непросто.

В наше время использование аналоговых рычажков в управлении является нормой, во времена Super Mario 64 они только входили в моду. В новой версии левый стик позволяет легко перемещаться по трёхмерным локациям, камера же остаётся интеллектуальной и в большинстве случаев работает отлично. Если вы всё же захотите повернуть точку обзора вручную, во многих местах это можно сделать при помощи правого стика. Для успешного прохождения нужно хорошо освоить управление и знать все приёмы. Разработчики оригинальной версии делали первые шаги в понимании того, как должен вести себя герой в 3D-окружении, поэтому не удивляйтесь, если действия персонажа под вашим контролем покажутся неуклюжими. Давние же поклонники серии могут оценить, насколько шагнула вперёд индустрия, и вспомнить, с чего всё начиналось. Super Mario 64 заложила основу будущих проектов не только своей серии, но и жанра платформеров в целом.

 

…Солнышко блестит…

Следующее приключение Марио состоялось в 2002 году на Nintendo GameCube. В Super Mario Sunshine вместе с героями игры мы отправляемся отдыхать на солнечный остров Дельфино. Однако сразу по прибытии Марио попадает в передрягу. Кто-то похожий на него изрисовал граффити весь остров! Местные жители, подумав, что художествами занимался Марио, заставляют его всё очистить, прежде чем тот вместе со своими друзьями сможет вернуться назад в Грибное Королевство. Унывать не стоит, пора взяться за дело и заодно узнать, кто же на самом деле страдает склонностью к вандализму.

Super Mario Sunhine продолжает идеи, заложенные в Super Mario 64. Для исследования предоставлен целый остров, поделённый на несколько крупных локаций. Смывать граффити и заодно противников нам помогает мобильный водяной насос, по принципу действия похожий на огнемёт. Кстати, изобретение профессора из серии Luigi’s Mansion. Не переживайте, если в баке закончится вода – её здесь буквально целое море, достаточно добежать до ближайшего пляжа и зайти искупаться. Механика использования водяного насоса проработана великолепно. Разработчики словно хотели продемонстрировать, насколько хорошо GameCube умеет обрабатывать графику и спецэффекты, в особенности отображение водных поверхностей и физики поведения жидкости. Через несколько лет появится серия Splatoon, геймплей которой сильно напоминает Super Mario Sunshine.

В версии для Switch игра не утратила своего очарования. Несмотря на свой возраст, выглядит она замечательно, а изображение адаптировано под соотношение сторон 16:9, да ещё и в высоком разрешении. Исследовать Дельфино под палящими лучами Солнца на фоне жизнерадостного курорта – одно удовольствие.

 

…Марио летит!

Финальная точка нашего вояжа – Super Mario Galaxy, хит 2007 года выпуска. Во время праздничного «Фестиваля Звёзд» Боузер совершил атаку на Грибное Королевство и отправил целый замок вместе с принцессой Пич прямиком в космос. Марио кинулся на помощь, но оказался выброшен в безвоздушное пространство. К счастью, его спасли Розалина с Лумой. Это два новых персонажа во вселенной серии, они помогают нашему герою снова отыскать бедняжку Пич. Марио теперь предстоит совершить головокружительное путешествие по многочисленным галактикам, исследовать десятки различных планетоидов, пообщаться с интересными обитателями и познать тайны космоса.

На Wii, как наверное помнят наши читатели, впервые появилось управление с использованием контроллера движений. Инновационная технология в оригинальной версии игры задействована в полной мере – в ход идёт как Wiimote, которым удобно целиться в предметы и подбирать их издалека, так и «нунчак», отвечающий за перемещение Марио. Кстати, если вторую штуковину потрясти, то герой завертится волчком и сможет сшибить врага или раскрутить звезду-телепортатор. Разумеется, для Switch-релиза схему пришлось подкорректировать. В качестве контроллеров движений используются левый и правый джойконы, заменяющие оба названных приспособления. Вы также можете нажимать на сенсорный экран в мобильном режиме, либо выполнять аналогичные по смыслу действия на классическом геймпаде. Применение датчиков движений не является обузой для геймплея, а наоборот, дополняет его глубину, причём осваивается контроль интуитивно.

А осваиваться тут нужно довольно быстро, поскольку игра практически сходу удивляет необычной «космической» физикой. Тут и гравитация бывает немного необычной, и прыжки по платформам превращаются в настоящие полёты. По маленьким астероидам придётся побегать вверх ногами. Что касается непосредственно игровых задач, то каких-то сенсаций ждать не стоит. Марио снова исследует большие локации и собирает на них осколки звёзд, необходимые для различных целей, в том числе для продвижения по сюжету.

 

Для вас, коллекционеры

Все три хита объединены красочным графическим интерфейсом. Большим сюрпризом является наличие встроенного музыкального проигрывателя, который содержит саундтреки из всех трёх игр. Знакомые мелодии из Super Mario 64, оформленные в тропических мотивах композиции из Super Mario Sunshine и завораживающие треки в исполнении живого оркестра из Super Mario Galaxy – аж 175 дорожек, которые можно слушать даже с выключенным экраном Switch.

Несомненно, Super Mario 3D All-Stars это не просто сборник отличных игр, а возможность прикоснуться к истории игровой индустрии, вернуться в детство, а для кого-то, наоборот, шанс впервые познакомиться с эталонными проектами в жанре трёхмерных платформеров. В любом случае, получился настоящий подарок для всех поклонников Марио, который можно взять с собой в дорогу, а продолжить играть уже дома на большом экране ТВ благодаря гибридному формату приставки. К сожалению, в компиляцию не вошли Super Mario Galaxy 2 (Wii), Super Mario 3D Land (3DS) и Super Mario 3D World (Wii U). Две первых пока доступны только на своих оригинальных консолях, а вот переиздание последней, с улучшениями и новым дополнением, запланировано на 12 февраля 2021 года. Игра получила название Super Mario 3D World + Bowser’s Fury. В общем, праздник продолжается.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Коля:

    Жаль, не довелось сыграть в эти хиты в те годы. Может, когда-нибудь… Помню, лет 10 назад думал, разумно было на N64 сделать SuperMarioAllStars2, включающий две SNES игры + 4 c первого сборника. Потом для GameCube создать третий сборник с добавленным Mario64. Ну и четвёртый к Wii c «пылесосным» Марио в придачу. Такие были мысли. Однако, второй комплект вышел аж в 2020 (!), причём без оригинальных игр.