В историю игровой индустрии 2020-й войдёт как год запуска консолей девятого поколения, PlayStation 5 и Xbox Series X|S. По сложившейся традиции, дебют новых приставок состоялся в конце осени, предвосхищая грядущие зимние праздники. Несмотря на огромные трудности, связанные с последствиями борьбы с глобальной пандемией, обе компании выполнили взятые на себя обязательства и представили сразу по два варианта своей новой платформы. Первой оказалась Microsoft, выпустившая Xbox Series X и Xbox Series S 10 ноября, затем, чуть позже, 12/19 ноября, Sony догнала конкурентов двумя версиями PS5. Изучим все четыре новинки по порядку.

 

Xbox Series X

Большинство специалистов сходится во мнении, что победителем в битве восьмого поколения вышла Sony, отвоевавшая обратно свои позиции на рынке после провала PS3. Причин тому была масса, не будем слишком в них углубляться. Отметим лишь, что в самой Microsoft осознали необходимость провести качественную работу над ошибками и выработать стратегию на годы вперёд. Цель подразделения Xbox – привлечь на свою сторону три миллиарда геймеров. Казалось бы, столь амбициозные планы неосуществимы, но они запущены в процесс. Первое, что нужно сделать – это выпустить новую мощную консоль, которая удовлетворит потребности хардкорных геймеров.

Естественно, когда мы говорим про системы следующего поколения, мы ждём прироста в производительности и новых ощущений от более высокого качества графики и звука, а это зависит от «начинки» консоли. Что ж, заглянем внутрь чёрного корпуса приставки, всё более похожего на оболочку персонального компьютера. Команда талантливых инженеров и индустриальных дизайнеров в тесном сотрудничестве со специалистами из AMD разработала систему, объединяющую центральный процессор и графическое ядро. Процессор Xbox Series X построен на базе архитектуры Zen 2 (8 ядер с тактовой частотой 3.8 ГГц). Он в четыре раза быстрее ЦП, который использовался в Xbox One X. Графическая подсистема создана с применением всех инноваций RDNA 2 с производительностью более чем 12 Тфлопс, что делает приставку самой мощной в девятом поколении. Xbox Series X обладает самой высокой скоростью обмена данными с оперативной памятью. Общий объём памяти GDDR6 составляет 16 Гб, включая 10 Гб при 560 Гб/сек специально для графического ядра, чтобы снабжать его необходимыми данными.

Главной проблемой приставок ушедшего поколения была крайне медленная работа подсистемы, отвечающей за ввод и вывод данных. В качестве решения специалисты разработали уникальный комплекс технологий, получивший название Xbox Velocity Architecture. В нём каждый компонент консоли тестировался и оптимизировался с учётом того, чтобы не стать слабым звеном всей цепи и без труда выжимать максимум. Xbox Velocity Architecture состоит из четырёх основных элементов. Первый – это специально разработанный твердотелый накопитель NVMe общим объёмом 1 Тбайт, обеспечивающий передачу данных потоком 2.4 Гбит/сек. Это означает, что скорость загрузки информации в играх существенно повышается, расширяя тем самым разработчикам границы для творчества. По сравнению с аналогами для ПК, в NVMe SSD для Xbox Series X решены проблемы нагрева для продолжительной работы SSD даже в пиковые моменты нагрузок. Чтобы увеличить постоянную память приставки и при этом сохранить стабильность на высокой скорости, Microsoft совместно с Seagate выпустила специальную карту расширения ёмкостью 1 Тбайт. В ближайшем будущем появятся аналоги от других производителей.

Дополняет NVMe SSD второй важный компонент архитектуры – механизм декомпрессии данных на базе «железа» консоли. Благодаря ему общая скорость передачи данных увеличивается до 4.8 Гбит/сек. Программный интерфейс системы ввода/вывода информации не меняется более тридцати лет. С появлением SSD в консоли потребовалось пересмотреть старые решения и внедрить DirectStorage API в пакет DirectX. Это позволяет разработчикам устанавливать несколько очередей для ввода и вывода информации, назначать их приоритеты и снижать задержки в обработке потока. В итоге мы получаем быстрые загрузки игр, а так называемый fast travel наконец станет действительно быстрым. Последний компонент Xbox Velocity Architecture – Sampler Feedback Streaming, или сокращённо SFS. Ни для кого не секрет, что в локациях текстуры загружаются по-разному. Чем ближе они к персонажу, тем выше разрешение, чем дальше – тем ниже. Чтобы был плавный переход, разработчикам приходится устанавливать на загрузку больший объём данных, однако, как показали исследования, многие из них ни разу не задействуются. Поэтому чтобы снизить ненужную нагрузку на ввод и вывод, SFS позволяет загружать только ту информацию, которая понадобится. Такая инновация примерно в 2,5 раза повышает эффективность использования ввода/вывода при работе с памятью.

Консоли семейства Xbox Series – единственные приставки нового поколения с полноценной поддержкой архитектуры RDNA 2 на уровне «железа». Сюда входит модная трассировка лучей DirectX. Эта технология позволяет на базе вычислительных мощностей системы создавать отражения лучей света, естественное освещение, тени, и даже объёмный звук. Ещё одна важная технология – Mesh-шэйдеры. Они помогают обрабатывать большое количество объектов без потери общей производительности. В RDNA 2 также входит SFS, о котором шла речь выше. Другая похожая технология получила название Variable Rate Shading (VRS). Она позволяет обрабатывать шейдеры в нужных областях, снижая аналогичную работу там, где это будет незаметно нам. Благодаря VRS повышается эффективность работы графического ядра. Xbox Series X и S уже поддерживают Dolby Atmos для обработки пространственного звука в наушниках и домашних кинотеатрах. В 2021 году Dolby обещает добавить Dolby Vision как передовой формат HDR для видеоигр.

 

Форм-фактор

При проектировании дизайна консоли возникла проблема: как такую мощь разместить в миниатюрном корпусе, при этом сделать так, чтобы приставка не перегрелась, а шум вентилятора был не слишком заметен? Потребовалось смелое и концептуально иное решение. Xbox Series X по внешнему виду – небольших размеров прямой параллелепипед. На фотографиях консоль кажется массивной, однако наяву она выглядит очень изящно и приемлемо по размерам. По высоте она почти такая же, как Xbox One X, отличается лишь толщиной. Корпус снабжён основой для вертикальной установки и ножками для горизонтального размещения – выбор за вами. Приставка отлично поместится в любую мебель, главное не загораживать отверстия для воздуха.

Вертикально Xbox Series X выглядит весьма гармонично, будто именно такое положение по умолчанию было задумано разработчиками. В охлаждении участвует всего один вентилятор, который размещён в верхней части каркаса. Если присмотреться к отверстиям в решётке, без труда можно заметить вставку из зелёного пластика, которая при изменении угла зрения на фоне чёрного корпуса создаёт эффект свечения зелёным светом. Зелёный свет – своего рода «ДНК» Xbox и скрытое послание всем фанатам, визитная карточка уже четвёртого поколения приставок от Microsoft. Что касается работы вентилятора, то его абсолютно не слышно. Даже в требовательных к вычислительным мощностям играх кулер работает тихо, а консоль не перегревается. Компания не забыла горькие уроки Xbox 360.

На лицевой стороне в левом верхнем углу находится физическая кнопка включения. Ниже щель для диска и кнопка для выталкивания. В Xbox Series X установлен 4K UHD Blu-Ray привод. В правом нижнем углу – USB-разъём. Его очень удобно использовать для зарядки аккумулятора геймпада. Здесь же кнопка сопряжения контроллера с консолью. На задней стороне разместились все необходимые разъёмы для подключения приставки к ТВ, сети питания и интернету (для тех, кто предпочитает сетевой кабель, а не Wi-Fi). Здесь же слот для карт расширения постоянной памяти.

 

Геймпад

С каждым новым поколением геймпады для консолей Xbox продолжают свой эволюционный путь. Для Xbox Series X|S за основу был взят контроллер от Xbox One. Наконец-то появилась кнопка Share, которая позволяет делать скриншоты и записывать ролики из любимых игр. Ранее для этого приходилось задействовать Xbox Guide, а затем на выбор нажимать X или Y соответственно. Сейчас достаточно один раз нажать Share для захвата изображения и удерживать её пару секунд для записи видео. В крестовину вернулся диск для более точного управления. Момент нажатия направлений крестовины стал более отзывчивым – поначалу с непривычки всё ещё хочется посильнее надавить, но делать этого теперь не нужно. Сам корпус геймпада немного уменьшился в размерах, чтобы идеально подходить для любой возрастной аудитории. Задняя панель стала приятной на ощупь за счёт текстурного покрытия. Миллиметр тут, миллиметр здесь – когда вы держите контроллер в руках, то просто забываете о нём. Главное – никакого глянца! Полный минимализм и максимальная эргономика.

В комплекте с геймпадом идут две батарейки типа AA, однако если у вас остался аккумулятор от контроллера для Xbox One, то он полностью совместим. Единственное, теперь используется разъём для подзарядки USB Type C, но это не проблема, ведь можно воспользоваться, скажем, кабелем от вашего смартфона. Более того, все геймпады, гарнитуры и прочие аксессуары от Xbox One (за исключением Kinect) полностью подходят к консолям семейства Xbox Series, что заметно снижает траты на покупки второго эшелона. Но даже на этом прелести не заканчиваются. Импульсивные триггеры были представлены ещё в геймпаде для Xbox One, в новом контроллере вибрацию доработали, поэтому вы ещё лучше будете чувствовать в играх каждый камень на дороге и каждый выстрел. Поскольку геймпад беспроводной, разработчики побеспокоились снизить задержку при передаче сигнала. Пусть это миллисекунды, но они влияют на впечатления от игр.

 

Dashboard, Quick Resume и обратная совместимость

С момента релиза Xbox One продолжается совершенствование пользовательского интерфейса консоли, более известного нам как Dashboard. За эти годы мы уже получили несколько крупных апгрейдов графической оболочки. С каждым разом всё становилось только лучше, стабильнее и быстрее. Не так давно полностью обновился электронный магазин Microsoft. Для нового поколения приставок было решено оставить такой же дэшборд, как на Xbox One. С одной стороны, это верно. Согласитесь, когда вы покупаете новый телефон или ноутбук, то в нём вас встречает знакомая операционная система, не требующая много времени на привыкание к функционалу. Вам не нужно переучиваться – достаточно включить новое изделие и начать им пользоваться привычным способом. С другой стороны, некоторые дополнения всё же напрашивались. В частности, удивление вызвало то, что дэшборд не поддерживает базовое разрешение 4K. Утешением служит появление динамичных тем. Данная функция доступна только на новых приставках.

С появлением SSD в качестве основного носителя информации реализована возможность быстрого запуска нескольких игр, стоящих на паузе. Эту функцию разработчики назвали Quick Resume. К примеру, вы играете в Gears 5, поставили её на паузу и тут же переключилась на Cyberpunk 2077. Однако несколько минут спустя к вам в гости заглянул товарищ, и вы решили показать ему крутые гонки. Вуаля! Несложная манипуляция на контроллере, и вы уже на просторах Forza Horizon 4. Приятель пошёл дальше по своим делам, а вы спокойно вернулись в Gears 5 и продолжили её с того же места, где закончили. Переключение между тайтлами занимает считанные секунды. Вам не нужно ждать, когда игра загрузится до титульного экрана, выбирать файл сохранения и снова ждать пока закачается уровень. Приставка сохраняет квиксейв поставленного на паузу момента даже после обновления консоли и её полной перезагрузки. Конечно, есть определённые ограничения по количеству одновременно запущенных игр, плюс далеко не все из них уже на старте поддерживают Quick Resume. Хочется надеяться, что в будущем как можно больше разработчиков добавят эту функцию в свои проекты.

Xbox Series X|S обратно совместимы со всеми играми от Xbox One, за исключением нескольких, управление в которых возможно только с помощью сенсора Kinect. Также все тайтлы от первого Xbox и Xbox 360, которые уже доступны на Xbox One, без проблем запускаются на консолях нового поколения. Таким образом, Xbox Series X|S предоставляют доступ к библиотеке всех поколений приставок от Microsoft. Ваша старая коллекция хитов никуда не денется. Более того, многие игры на новых системах поддерживают различные улучшения, будь то увеличение разрешения текстур, фильтрация, 60 кадров в секунду или Авто HDR. Последняя функция заслуживает особенного внимания. Игры, в которых ранее не было поддержки расширенного динамического диапазона (HDR), теперь автоматически преобразуются в видео сигнал с HDR, благодаря чему выглядят ещё более красочно и детализировано. Также не стоит забывать про увеличенную скорость загрузок в старых игрушках благодаря всё тому же SSD.

 

Xbox Series S

Xbox Series X создана для хардкорных геймеров, оснащённых современными 4K-панелями, которые не постоят за ценой в погоне за максимальным удовольствием. Однако есть аудитория, которая не прочь приобрести систему почти в два раза дешевле для старого доброго Full HD телевизора, чтобы в кругу семьи или время от времени окунуться в мир игр, но при этом получить все возможности нового поколения. Специально для таких запросов Microsoft подготовила облегчённую версию консоли под названием Xbox Series S.

Практически всё, что было сказано выше, справедливо для Series S, но всё же с несколькими существенными нюансами. В приставке задействован тот же процессор, что в Series X, с немного меньшими частотами, что не мешает обрабатывать картинку вплоть до 120 кадров в секунду. Xbox Velocity Architecture и RDNA 2 тоже присутствуют, а значит, что трассировка лучей, молниеносная скорость загрузки, Quick Resume и всё прочее действует в штатном режиме. Однако графическое ядро консоли ограничено разрешением 1440p. Если вам нужно полноценное 4K, копите на Xbox Series X. Младшая версия исключительно для Full HD телевизоров и мониторов.

Ещё один важный момент: из консоли убран привод для оптических дисков, только цифровая дистрибьюция. Уменьшен объём SSD до 512 Гб и размер оперативной памяти, чего в целом для игр в Full HD хватает. Постоянную память можно увеличить специальной картой расширения. Отсутствие дисковода и меньшая производительность графической системы сказались на размере приставки. Это самый маленький Xbox за всю историю. Пластик корпуса и геймпада консоли выполнены в белом цвете, с передней стороны красуется чёрный диск решётки вентилятора – своеобразное напоминание пользователю, что не стоит блокировать это место. В то же время решётка довершает своего рода имидж Xbox Series S. Если старшая версия смотрится весьма фундаментально, то младшая производит впечатление лёгкости и воздушности, издалека напоминая винтажный радиоприёмник.

 

Xbox Game Pass

Эта лёгкость тут неспроста, поскольку система вплотную познакомит своих обладателей с так называемыми облачными технологиями, вокруг которых последние годы кипят нешуточные страсти. Суть оных проста – геймеры теперь могут покупать не сами игры, а право какое-то время удалённо ими пользоваться, покуда сами игры лежат на серверах держателя сервиса. Концепция сама по себе привлекательная, но долгое время страдавшая от технологической незавершённости – всё упиралось в качество связи и серверов. 2020 год стал прорывным – сервис наконец запущен в полноценное коммерческое использование, и новая платформа как нельзя лучше подходит для подписки Xbox Game Pass, которая теперь открывает доступ более чем к сотне первоклассных игр за умеренную плату. А ведь стоимость – ключевой момент всей задумки с разделением девайсов для некстгена. Получается шикарное комбо: относительно недорогая приставка, все основные плюсы нового поколения и сотня игр сразу по подписке. Microsoft постоянно привлекает в Game Pass новых партнёров, теперь там можно будет встретить хиты от таких гигантов индустрии, как EA и Ubisoft.

Сервис является важнейшей частью той самой стратегии Microsoft по привлечению трёх миллиардов игроков. Отправной точкой стал запуск Xbox Series X|S. Обе приставки покрывают запросы целевой аудитории: одна, самая мощная в мире – для требовательной публики; вторая, самая дешёвая и доступная – для тех, кто ищет экономию в семейном бюджете и не только. Компания распространяет подписку Xbox Game Pass и на ПК, и на стриминговый сервис для планшетов и смартфонов. Трансляция игр из облака постепенно набирает обороты, география неуклонно расширяется. Особенно востребован этот сервис в странах Азии, где взгляды на индустрию иные, линии связи давно считаются образцовыми, а мобильные гаджеты стоят в приоритете. Ждём полномасштабного прихода стриминга Xbox Game Pass в Россию.

Microsoft ставит задачу постепенного обновления ячеек серверов на железо от Xbox Series X. Хотя стриминг делает только первые шаги, компания одной из первых стала двигаться в этом направлении, не боясь предстоящих трудностей, и уже достигла впечатляющих результатов. Таким образом, Xbox становится настоящей экосистемой, более не прикованной к одному «железу». За клиентом остаётся выбор, на чём он хочет играть; задача компании сделать так, чтобы клиент смог совершить этот выбор, исходя из своих возможностей, запросов, мобильности и прочего. Это действительно стратегия на годы вперёд. О серьёзности намерений свидетельствует увеличение числа внутренних студий, которые будут снабжать Game Pass новыми проектами. Одна сделка с Bethesda чего стоит. Пока мы наблюдаем некоторое затишье от самой Xbox Game Studios, но начиная с 2021 года владельцы Xbox Series X|S и пользователи подписки на других устройствах начнут регулярно получать новые игры. Главное, чтобы количество не влияло на качество.

 

Запуск Xbox Series X|S

10 ноября состоялся мировой релиз новых консолей от Microsoft, который стал самым успешным за всю историю Xbox. Компания одновременно запустила в продажу приставки по всему миру. Спрос оказался настолько высок, что на многих ключевых рынках найти в свободной продаже, к примеру, Xbox Series X по сей день крайне сложно. Конечно, свою лепту в производство и логистику внёс пресловутый коронавирус, но всё же главная причина именно в бешеном спросе.

К сожалению, в лаунч-линейку не попала долгожданная Halo: Infinite. Релиз был перенесён на целый год. Её подменила менее масштабная Gears Tactics и несколько проектов от независимых разработчиков. Огромную поддержку на запуске оказала Ubisoft. Специально к релизу разработчики оптимизировали под возможности приставок нового поколения такие хиты, как Gears 5 и Forza Horizon 4. Все, у кого уже есть эти игры на Xbox One, благодаря технологии Smart Delivery бесплатно получают улучшенные некстген-версии тайтлов. То же касается многих проектов от третьих студий. К примеру, если вы купили Watch Dogs: Legion на Xbox One, то при переходе на Xbox Series X достаточно просто установить игру, и она будет запускаться уже с графикой нового поколения без дополнительной платы. Такая поддержка со стороны издателей очень правильна и важна.

Microsoft долго ждала финализации всех технических моментов архитектуры RDNA 2. Из-за этого инструментарий для создания игр попал в руки разработчиков очень поздно, не оставив достаточно времени для оптимизации. Именно поэтому, как показывают сравнительные анализы, в плане производительности некоторые игры немного уступают своим конкурентам с PS5, хотя картина предполагалась обратная. Сколько понадобится времени, чтобы научиться выжимать все соки из Xbox Series X|S, пока неизвестно никому. В любом случае, раскрыть потенциал этих приставок предстоит в ближайшем будущем. Обе консоли с точки зрения технической начинки выглядят многообещающе. Исходя из личного опыта эксплуатации Xbox Series X хочется добавить, что это прорыв для рынка игровых консолей. Приставка работает действительно быстро и тихо. Такая функция, как Quick Resume, задаёт новую планку в удобстве пользования системой. К ней настолько привыкаешь, что уже через несколько дней не можешь представить, как обходился без неё раньше. Самое главное – ощущения от геймплея, когда при 60 кадрах в секунду и 4K разрешении, с большим количеством спецэффектов и деталей, игровой мир начинает буквально оживать.

 

PlayStation 5

Sony триумфально проводила ушедшее поколение с максимальным количеством проданных консолей и большим числом качественных игр. Решающую роль, как обычно, сыграли великолепные эксклюзивы, коих под занавес жизненного цикла PS4 вышла целая охапка. Компания не собирается сбавлять темп, поэтому почти одновременно с релизом приставок конкурента она подготовила две версии PlayStation 5, которые появились в продаже в России 19 ноября 2020 года. Различия между двумя версиями не столь принципиальны, как у конкурента, но всё же они есть.

Sony продолжила сотрудничество с AMD, разработав платформу с центральным и графическим процессором в одном пакете. За основу ЦП взята архитектура Zen 2 (8 ядер до 3.5 ГГц), а графическое ядро построено на основе элементов архитектуры RDNA 2 с поддержкой трассировки лучей на машинном уровне. Максимально возможная производительность ГП составляет 10,3 Тфлопса. В PS5 используется 16 Гбайт оперативной памяти GDDR6 с пропускной способностью до 448 Гбит/сек. Инженеры также уделили особое внимание системе ввода и вывода, интегрировав сверхскоростные модули твердотельного накопителя общим объёмом 825 Гбайт и скоростью обмена данными в 5,5 Гбит/сек. С применением технологии декомпрессии скорость существенно возрастает. Более того, установлен специальный контроллер, цель которого – снизить задержку в передаче информации. Для расширения ёмкости постоянной памяти можно установить внутрь корпуса приставки сертифицированные накопители формата NVMe M.2, однако на данный момент они отсутствуют в продаже. Пространственный звук обрабатывает «движок» Tempest, способный синтезировать сотни различных звуковых источников.

 

Форм-фактор

Главным нареканием семейства консолей PlayStation 4 остаётся крайне шумная система охлаждения. При проектировке дизайна PS5 пришлось продумать ряд инновационных решений, чтобы создать тихо работающую платформу и избежать перегрева. Впервые в истории приставок используется жидкий металл, который служит проводником между системой на чипе (где размещены ядра ЦП и ГП) и массивным радиатором, тепло от которого рассеивается вентилятором. Благодаря такой компоновке PlayStation 5 работает тихо, однако массивный радиатор привёл к увеличению габаритов. Приставка является самой большой в истории PlayStation. Несмотря на это, дизайнеры смогли создать корпус, соответствующий нашим традиционным представлениям об игровых консолях. Используется двухцветная палитра. Сердцевина исполнена в чёрном цвете с применением глянцевого пластика, боковые панели белые. Они легко снимаются, чтобы открыть доступ для установки дополнительного SSD и очистить накопившуюся пыль.

При включении PS5 панели подсвечиваются мягким синим светом, который придаёт консоли приятный футуристичный вид и является таким же фирменным знаком, как зелёная подсветка для Xbox. Внутренняя сторона панелей имеет мелкую текстуру в форме креста, квадрата, круга и треугольника, что также является своеобразным «ДНК» PlayStation и скрытым посланием для фанатов. PS5 можно размещать как вертикально, так и горизонтально, в комплект входит основа для установки. Она понадобится даже для более привычного горизонтального расположения. Основа легко крепится любыми подручными средствами – достаточно иметь при себе простую монету, если вдруг в доме нет отвёртки.

В связи с массовым развитием цифровой продажи игр и стриминговыми сервисами постепенно отпадает необходимость использовать диски в качестве носителей игр. Поэтому Sony приняла решение выпустить две версии PS5, с дисководом и без него. Техническая же начинка остаётся абсолютно одинаковой. Различие только в отсутствии / наличии привода для дисков и стоимости – версия без дисковода оценена заметно дешевле. Однако не спешите ею соблазняться. Во-первых, у Sony пока нет своего аналога Game Pass, игры в сети вы будете покупать и устанавливать по старинке, а стоят цифровые копии подчас даже дороже ритейловых. Во-вторых, в дисковую версию установлен 4K UHD Blu-Ray проигрыватель, а значит, в качестве бонуса можно смотреть фильмы в потрясающем качестве.

На лицевой панели размещены два разъёма USB (один из них Type C), физическая кнопка питания, в версии с дисководом имеется также щель для диска и кнопка выталкивания. Сзади есть разъёмы для кабеля питания, сетевого кабеля, ещё два USB-разъёма и разъём HDMI 2.1 для подключения к телевизору. Тут стоит напомнить, что полноценную мощь приставка продемонстрирует только на самых современных панелях, где HDMI 2.1 уже появился, а устанавливать его стали только в 2019 году. Так что, возможно, придётся обновить ещё и телевизор. В целом, несмотря на габариты, PlayStation 5 выглядит живьём заметно лучше, чем на фотографиях.

 

DualSense

Пожалуй, главной инновацией PlayStation 5 является контроллер, получивший название DualSense. С одной стороны, это эволюция идей, заложенных в DualShock 4, с другой – впервые за историю геймпадов PlayStation мы наблюдаем заметные изменения в дизайне. Аналоговые стики остались такими же симметричными, однако сам контроллер выглядит более обтекаемым и ощущается более эргономичным. Из DualShock 4 в DualSense мигрировала сенсорная панель. Световой индикатор в виде небольших полос теперь размещён по бокам панели, а не спереди, как было ранее. Основные кнопки и клавиши крестовины стали мягче нажиматься. Share Button переименовали в Create.

Однако самая важная особенность DualSense скрыта внутри. Дело в том, что триггеры получили обратную отдачу. В играх с поддержкой этой функции вам нужно приложить усилия, чтобы выжать курок до конца и тем самым осуществить некое задуманное разработчиками действие. К примеру, при перетягивании каната, или стрельбе из лука. Это позволяет лучше прочувствовать виртуальный мир и получить новые впечатления. Вибрация в контроллере стала объёмной по ощущениям, что ещё сильнее погружает в геймплей. Встроенный динамик и микрофон также вносят ряд инноваций. PS5 поставляется с предустановленной игрой Astro’s Playroom, которая наглядно демонстрирует все перечисленные возможности, попутно рассказывая историю консолей PlayStation. Но смогут ли независимые разработчики и гиганты индустрии реализовать в своих проектах все функции DualSense, или это останется в большой мере на откуп внутренним студиям Sony? В любом случае, наличие такого спектра возможностей радует.

 

Меню PlayStation 5

Пользовательский интерфейс PS5 претерпел изменения по сравнению с предыдущим поколением. Он продолжает идеи, заложенные в PS4, однако сейчас с позиции визуального восприятия всё стало заметно симпатичней. Экран выводится в разрешении 4K с поддержкой HDR. В ходе перемещения между пунктами всё сопровождается плавной анимацией и звуковыми эффектами, без каких-либо подёргиваний и зависаний. В самом верху есть две закладки, благодаря им можно переключаться между играми и приложениями, что упрощает навигацию. Немного ниже этих закладок расположены значки, тем самым они не загромождают большую часть рабочего стола, оставляя нам красивый вид на задний фон. В домашнее меню теперь встроен PlayStation Store. Это создаёт ощущение целостности. Чтобы совершить покупку, вам не нужно больше загружать специальное приложение, которым был PS Store в предыдущем поколении консолей.

Уникальной особенностью интерфейса PlayStation 5 стало появления центра управления. Так называемый Control Center вызывается нажатием кнопки PS на геймпаде и всегда появляется строкой в нижней части экрана. При этом вам не надо покидать пределы запущенной игры. В центре управления содержатся важные функции для всевозможных настроек, общения с друзьями и прочего. А если вы вызвали Control Center во время игрового сеанса, то увидите ещё одну строчку, в которой будет содержаться информация о ближайших трофеях и условиях их получения. Всё выглядит по-новому, свежо и работает лучше, чем когда-либо. Даже включив приставку первый раз, вы быстро и эффективно настроите систему и тут же запустите вашу первую игру без особых ожиданий. Внимание к таким мелочам вызывает восхищение.

 

Запуск PlayStation 5

Во всём мире PS5 вышла двумя основными датами: 12 ноября в Северной Америке, Японии и Австралии и 19 ноября 2020 года в Европе, России и остальных странах. Спрос на консоль оказался крайне высоким, на момент написания данного текста наличествует острый дефицит в поставках новых партий. Даже сама Sony остановила заказы на своём официальном сайте, а исполнение оставленных ранее предзаказов отложила на первый квартал 2021 года. Ситуация, прямо скажем, уникальная.

Однако в целом, несмотря на ажиотаж, компания очень хорошо подготовилась к релизу, предложив неплохую линейку лаунч-тайтлов. К консольным эксклюзивам можно отнести римейк Demon’s Souls, спин-офф по вселенной «Человека-Паука» и проект для всей семьи Sackboy: A Big Adventure. У партнёров было достаточно времени для работы с девкитами, поэтому они лучше смогли оптимизировать некоторые игры под возможности нового поколения. Издатели поддерживают постепенный переход на PS5, предлагая бесплатные обновления для некстгена. Что касается обратной совместимости, то почти все игры с PS4 доступны на PS5 уже сейчас. Поскольку наследница в разы мощнее своей предшественницы, есть все основания ожидать улучшения в воспроизведении игрушек, которые раньше подтормаживали. Более того, специально для тех, кто оформит подписку PS Plus, предусмотрена возможность загрузить более двадцати лучших игр с PS4, включая такие хиты, как God of War и Uncharted 4: A Thief’s End. С PS5 совместим DualShock 4, но только для игр от PS4 – для новинок понадобится исключительно DualSense. Компания подготовила обширную линейку аксессуаров, включая пульт управления для медиаприложений, зарядную станцию для контроллеров, камеру и много чего ещё.

К сожалению, запуск любого изделия в массы почти никогда не обходится без «детских болезней», и PS5 не исключение. В сети можно найти видеоролики, в которых видно, как при использовании приставки появляются артефакты на экране, означающие неисправность оборудования. К неприятным моментам можно отнести откат к заводским настройкам, необходимый для восстановления нормальной работы устройства. Хочется верить, что это единичные случаи, и они не получат широкого распространения. PS5, приобретённая мной и использованная для написания обзора, пока что работает на отлично и доставляет одно сплошное удовольствие. Шум вентилятора не слышно, игры запускаются быстро, а новый пользовательский интерфейс и отличная графика создают ощущение полноценного некстгена.

 

PS5 или Xbox Series X|S?

Вот мы и подошли к главному вопросу – какую из четырёх новинок выбрать? Все приставки с технической точки зрения получились отличными и задают новые стандарты качества домашних развлекательных систем на большом экране ТВ. Однако уже сейчас понятны некоторые довольно глубокие различия. Если Sony просто попыталась сыграть в разных ценовых сегментах, выдав одну и ту же консоль в двух разных комплектациях, то в Microsoft идёт серьёзная работа по привлечению пользователей с различной жизненной и геймерской философией, ведущая в том числе к необходимости делать по сути две разные версии игр, чем уже успели возмутиться некоторые разработчики. Впрочем, общаться с партнёрами в компании Билла Гейтса всегда умели, так что разногласия едва ли окажутся критичными.

Sony очевидно лучше подготовила стартовую линейку. Задержка Halo: Infinite, безусловно, стала огромным имиджевым ударом по Xbox, но выпускать главный хит в недоделанном виде было категорически нельзя. Впрочем, до появления настоящих суперхитов на PS5 тоже ещё не близко – считать таковым пусть даже культовую, но всё-таки нишевую Demon’s Souls было бы скоропалительно. Да и римейк есть римейк, как ни крути. Пытаться вырваться вперёд на стартовом отрезке обе системы будут за счёт наследия прошлого поколения, и Game Pass тут очевидно станет очень мощным аргументом.

Общими чертами всех консолей является наличие SSD, обеспечивающего быструю загрузку игр. Поддержка трассировки лучей создаёт тот самый «вау-эффект», который многие из нас когда-то ощутили при переходе с 8 на 16 бит, или с SD на HD. Вселенные игр стали насыщеннее красками и деталями, радикально увеличилась дальность прорисовки, почти нет достраивающихся изображений, а фреймрейт всё чаще достигает стабильных 60 кадров в секунду. Пока что многие тайтлы содержат несколько настроек производительности. Как правило, это два режима – 30 кадров с поддержкой трассировки и максимальными графическими установками или 60 кадров с оптимизацией картинки для стабильной работы. В некоторых играх есть режим до 120 кадров, но это пока ещё экзотика. Появление проектов, в которых шик станет нормой, стоит ожидать во «второй волне», то есть примерно через год. Пока что на старте мы лишь слегка прикоснулись к тому, на что действительно способны приставки нового поколения.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Исчерпывающий материал по технической составляющей. Спасибо за данный труд.

  2. Коля:

    Спасибо, исчерпывающе. А Zen2 упомянул, чтоб подчеркнуть ближайшее родство как по ЦП, так и в связке с ГПУ.

  3. W0x@:

    По дизайну мне больше всего нравится Xbox Serie X. На картинках. Вживую в магазинах не посмотреть — всё закрыто, у нас карантин.

  4. Macintosh:

    Zen 2 это к ЦП. RDNA2 это архитектура графического ядра. ГП на PS5 использует лишь часть возможностей, которые предлагает RDNA2,  к примеру та же трассировка лучей, однако на Xbox Series представлен весь перечень RDNA2 архитектуры включая Direct ML Super Resolution, которая является ответом AMD на DLSS, а так же аппаратные алгоритмы, которые улучшают ИИ NPC и создают живую анимацию героев (к примеру). Остальной букет специй RDNA2 тот же VRS, Mesh Shaders, Sampler Feedback, DirectX Raytracing в полном объёме представлены только на консолях семейства Xbox Series. Об этом AMD и Microsoft официально заявили во время презентации RDNA2 в конце октября прошлого года. Sony же отмалчивается, что было взято из RDNA2, кроме трассировки лучей. Согласитесь, если чего-то нет, чем у конкурентов, то лучше об этом не говорить.

  5. Коля:

    Если б они не выпускали усиленные приставки прошлого поколения, эффект получился бы заметно сильнее. Тут сказано, что консоли семейства Xbox Series – единственные приставки нового поколения с полноценной поддержкой архитектуры RDNA 2 на уровне «железа», а графическое ядро PS5 построено на основе элементов архитектуры RDNA 2 с поддержкой трассировки лучей на машинном уровне. То есть во втором случае, типа, частично программно. Почему так, если там и сям Zen2 и RDNA2?