Гори-сияй!

В основу этой статьи лёг текст, предназначавшийся для журнала «Великий Dракон», но так и не успевший там появиться. Оригинальный обзор составлял в объёме три с половиной тысячи знаков (что меньше страницы), а всё «лишнее» было добавлено уже сейчас в попытках сделать материал более интересным, хотя менее форматным.

Super Mario Sunshine – ярчайший хит своего времени и, пожалуй, самый известный эксклюзив для приставки GameCube. Можно сказать, здесь он исполняет ту же роль, что две части Sonic Adventures на Dreamcast – символизирует всю эпоху фиолетового кубика. Трудно переоценить значимость этого проекта. Помнится, в своё время я до него буквально «дорвался», имея в виду непопулярность приставки в пределах нашей Родины и осознавая, что единомышленников у меня очень немного. Я прекрасно помню, как покупал и вёз домой это чудо – странную игровую консоль, столь необычную и редкую для моего города (хотя я думал, что найти её в продаже будет гораздо легче). Делал я это, ещё не до конца осознавая, зачем именно совершаю такой поступок, какие игры ждут меня впереди. При этом мыслями я возвращался в те далекие времена, когда впервые встретился с Марио. Вокзал. Жара. Толпа. Дача. Игровой автомат, в котором затаилось несколько игрушек с известной восьмибитной приставки. Именно тогда я увидел этот удивительно атмосферный мир, взращённый в щедрых садах воображения Миямото…

Чайки, водные брызги, солнце и фрукты. Как вы уже знаете, мы на острове в тёплых морях. Яркий тропический антураж, как оказалось, вполне подходит для очередных приключений водопроводчика. Всё вокруг красочно, празднично и элитно. Элитно примерно так же, как Ксюша Собчак или сама GameCube в лучшие годы (до выхода следующей консоли от Nintendo). Я несказанно рад, что Марио пережил свои приключения на фоне божественно красивой природы, на ласковом песке и под тёплым солнышком. Ходят слухи, будто эту игру хотели приспособить для пафосной подростковой аудитории, сделать Марио стильным и… Собственно, а что этим наглым юношам ещё надо, кроме как виртуально отправиться на самые престижные пляжи? В игре есть масса уникальных находок, способных разнообразить геймплей и сделать её неповторимо-очаровательной. Перед тем, как подробнее раскрыть эту тему, я обозначу главный вопрос всего обзора. Получился ли у авторов хит, достойный своего имени? И тут же на него отвечу: конечно, получился.

…О, мой читатель, незыблемо милый и без сомнения сладостный! Позволь мне сделать лирическое отступление. Я долго сидел над текстом, не в силах понять, что именно в нём не так. Всё просто – мало играть в Super Mario Sunshine, ею надо жить, её надо вкушать, воображать, чувствовать! Чтобы лазурное море будоражило не полигонального сантехника, а именно твоё воображение, мой любезный геймер. Чтобы яркость, стильность, модность извечной темы тропических красот и гламура ударила сочными красками не по воображаемому герою, а конкретно по тебе. Многие считают, что Mario – забава для детей, но мы-то понимаем, для кого японцы окрашивают свои виртуальные миры в невероятно яркие, почти кислотные краски. Пол-игры мы ищем звёзды, выполняем задания, сражаемся с боссами… А другую половину – просто любуемся на пляжи, воду, красивый парк развлечений, впитываем в себя магию этих мест. Только так надо играть в Super Mario Sunshine – как на настоящем курорте, наслаждаясь каждой минутой. Отдых без культурной программы – деньги на ветер…

Начнём с необычного оружия – почти живого кибернетического насоса-водомёта, работающего также в режиме ракетного ранца, который необходимо вовремя заряжать водой. С его помощью Марио побеждает противников, летает по воздуху, постепенно учится более сложным фокусам. Насос – второй персонаж игры, не менее главный, чем итальянец из Японии. Тем временем, местность просто утопает в грязи, ожидая чтобы её кто-то почистил. Что же произошло? Водопроводчик прилетает на гламурный курорт, но не успевает сойти с трапа, как оказывается повязан местными служителями закона. Некий субъект, весьма на него похожий, серьёзно нарушил экологию этих мест, запачкав и изрисовав всё, что мог. Марио приговорён к серьёзным исправительным работам, которым посвящена вся игра. По секрету скажу: замешан не только Баузер, но также его сынишка, идущий по толстым стопам отца. Впрочем, сюжет не столь важен – многозначительное молчание куда лучше, чем невнятное обоснование событий; харизматичные персонажи ценны сами по себе.

Нельзя сказать, что перед нами чистый платформер – Super Mario Sunshine больше тяготеет к вопиющей внежанровости. Устраивать дальние путешествия тут особо некуда, врагов можно пересчитать по пальцам. Этапы замкнутые, не очень большие по размеру. Зато я представить не мог, насколько разнообразными бывают миссии! Тут вам бег наперегонки (ах, как оригинально выглядит ваш соперник – то ли дух, то ли идол), чистка зубов подводному монстру, доставка арбуза к месту назначения, хитрое использование способностей динозавра Йоши (он появляется где-то в середине действия). Даже противники устраняются по-разному. Играя в Super Mario Sunshine, вы постоянно будете обучаться новым элементам геймплея. Её нельзя постичь в совершенстве, не пройдя до конца. Есть город – зона передышек, где никто особо не нападает; можно спокойно искать монеты, разговаривать с обитателями да выходить на уровни, куда телепортируют некоторые объекты вроде маяка или пушки на берегу. Ввиду этого прохождение не столь линейно, а сам город представляет собой очень интересное место, наполненное секретами и полностью исследуемое лишь под самый занавес. Хотите – праздно развлекайтесь, катаясь на Йоши и поливая испуганных прохожих, хотите – отправляйтесь на поиски монет-секретов или просто выполняйте задание очередного этапа. При такой свободе выбора вы просто отдыхаете. Не иначе, как элитный курорт, а не очередные приключения усатого сантехника.

Ах, как красива эта зеркальная крыша! Где ещё вы могли видеть такую реалистичную воду с правдоподобными отражениями и волнами? Весь изюм графики состоит именно в эффектах. При этом вода из лужи неимоверно отличается от оной в море, а в море – от той, что в пруду. Вообще, её тут очень много – больше, чем можно было себе представить. Вы никогда не спутаете море и болото, настолько по-разному правдоподобно они показаны, даже по нынешним меркам. Пусть герои не выглядят идеально при близком осмотре, зато издалека к их моделям нет никаких претензий, к тому же анимация совсем не страдает. Благодаря рациональному использованию ресурсов приставки, разработчики достигли именно той картинки, на которую, как минимум, не хочется жаловаться.

Пройти весь путь до конца недостаточно для полного вживания в роль Марио, гораздо интереснее играть на статистку. Для любителей вскрывать игры на 100% есть возможность собрать 120 звезд, часть из которых даётся за прохождение этапов, ещё часть – хитро спрятана, а остатки вымениваются исключительно на синие монеты, найти которые под силу далеко не каждому дотошному игроку. Некоторые звёзды ждут Марио в конце дополнительных уровней – когда он, протиснувшись в трубу, должен пробежать небольшую, но очень опасную полосу препятствий. Эти этапы, надо сказать, ещё потреплют вам нервы, а уж оформлены они поистине сюрреалистически. Синие монеты иногда вываливаются из объектов, если их поливать. Каких именно? Да посмотрите, сколько вокруг странных пальм, кустов, шкафов, игровых автоматов в казино. Хочу похвастаться: у меня получилось собрать всё, что можно, ценой огромного количества времени. Нисколько не желаю об этом! Хотя награда за старания скромная – всего лишь картинка, дающаяся после повторной нейтрализации финального босса, а собрать все звёзды получится только после завершения «сюжетки». Таков уж дух приключений неугомонного итальянца.

Ещё раз о дизайне, простите уж автору такую слабость. Дизайн прекрасен, но главное – чётко определиться, чего именно вы от него хотите. Я хотел психоделического фонтана фантазий, максимально оторванного от реальности, как в Super Mario 64 или в приключениях на острове Йоши. В этом плане Super Mario Sunshine – предельно «человеческая», приближенная к реальности вещь. Поначалу меня смутили этапы, происходящие во вполне обыденном порту. Да и город тоже показался не очень-то «сказочным». «Сначала Соник, теперь Марио. Всё уходит в прозаичность!» – грустно решил Сергеич, но продолжил двигаться дальше… И смирился, ибо некогда было больше думать. Так даже лучше. Гораздо лучше! Забегая вперёд, хочется сообщить, что автор ещё восполнит данный пробел в чрезвычайно необычной Paper Mario: The Thousand-Year Door, и расскажет о своих приключениях в одном из следующих выпусков журнала.

Помню, как оказался на побережье, как на меня торжественно выплыла тень босса-ската. В голове промелькнули ангелы из массово-популярного аниме Neon Genesis Evangelion. Вот Марио за ней бегает, стреляет водой… А она, тень, разбивается на множество мелких, таких же. Всё это на фоне странной зелёной грязи, оранжевого заката солнца, водных брызг и леший знает чего ещё. Страшно? А это – лишь одна из битв, всегда разных и красочных. Из наших старых знакомых хочется отметить большого призрака, который теперь работает повелителем казино и играет с Марио в смертельную версию «однорукого бандита». А как вам гигантский механический Баузер, во время сражения с которым Марио едет на лихой карусели? Я уж не говорю о гусенице, ставшей едва ли не официальным символом тайтла. Надеюсь, вы поняли, что Super Mario Sunshine – игра яркая, красочная, блестящая как капелька воды на солнце. Вот оно, настоящее искусство игростроения!


Автор:

Александр «Alexman» Сергеевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Ян:

    Прохожу игру на Свитче. Максимально неканоничный Марио, среди всех 3Д-частей про водопроводчика Саншайн самая недружелюбная и неинтуитивная.

  2. Green Cappy:

    Круто, начал играть в 2020 на эмуляторе, очень крутая игра, пока что моя любимая Марио, но я ещё не играл в гэлекси и одиссей.