Гори-сияй!

В основу этой статьи лёг текст, предназначавшийся для журнала «Великий Dракон», но так и не успевший там появиться. Оригинальный обзор составлял в объёме три с половиной тысячи знаков (что меньше страницы), а всё «лишнее» было добавлено уже сейчас в попытках сделать материал более интересным, хоть и менее форматным.

Super Mario Sunshine – ярчайший хит своего времени и, пожалуй, самый известный эксклюзив для приставки GameCube. Можно сказать, что здесь он играет ту же роль, что и две части Sonic Adventures на Dreamcast – символизирует всю эпоху фиолетового кубика. Трудно переоценить значимость этого проекта. Помнится, в своё время я до него буквально «дорвался», имея в виду непопулярность приставки в пределах нашей родины и осознавая, что единомышленников у меня очень немного. Я прекрасно помню, как покупал и вёз домой это чудо – странную игровую консоль, столь необычную и редкую для моего города (хотя я думал, что найти её в продаже будет гораздо легче). Делал я это, еще не до конца осознавая, зачем именно совершаю такой поступок, и какие игры ждут меня впереди. При этом мыслями я возвращался в те далекие времена, когда впервые встретился с Марио. Вокзал. Жара. Толпа. Дача. Игровой автомат, в котором затаилось несколько игрушек с известной восьмибитной приставки. Именно тогда я увидел этот удивительно атмосферный мир, взращённый в щедрых садах воображения Миямото…

Чайки, водные брызги, солнце и фрукты. Как вы уже знаете, это – остров в теплых морях. Яркий тропический антураж, как оказалось, вполне подходит для очередных приключений водопроводчика. Всё вокруг красочно, празднично и элитно. Элитно примерно так же, как Ксюша Собчак или сама GameCube в лучшие годы (до выхода следующей консоли от Nintendo). Я несказанно рад, что Марио пережил свои приключения на фоне божественно красивой природы, на ласковом песке и под тёплым солнышком. Ходят слухи, что эту игру хотели приспособить для пафосной подростковой аудитории, сделать Марио стильным и… Собственно, а что этим наглым юношам ещё надо, кроме как виртуально отправиться на самые престижные пляжи? В игре есть масса уникальных находок, способных разнообразить геймплей и сделать её неповторимо-очаровательной. Перед тем, как подробнее раскрыть эту тему, я обозначу главный вопрос всего обзора. Получился ли у авторов хит, достойный своего имени? И тут же на него отвечу: конечно, получился.

…О, мой читатель, незыблемо милый и без сомнения сладостный! Позволь мне сделать лирическое отступление. Я долго сидел над текстом, не в силах понять, что именно в нём не так. Всё просто – мало играть в Super Mario Sunshine, ею надо жить, её надо вкушать, воображать, чувствовать! Чтобы лазурное море будоражило не полигонального сантехника, а именно твоё воображение, мой любезный геймер. Чтобы яркость, стильность, модность извечной темы тропических красот и гламура ударила сочными красками не по воображаемому герою, а конкретно по тебе. Многие считают, что Mario – забава для детей, но мы-то понимаем, для кого японцы окрашивают свои виртуальные миры в невероятно яркие, почти кислотные краски. Пол-игры мы ищем звёзды, выполняем задания, сражаемся с боссами… А другую половину – просто любуемся на пляжи, воду, красивый парк развлечений, впитываем в себя магию этих мест. Только так и надо играть в Super Mario Sunshine – как на настоящем курорте, наслаждаясь каждой минутой. Отдых без культурной программы – деньги на ветер…

Начнём с необычного оружия – почти живого кибернетического насоса, который необходимо вовремя заряжать водой. С помощью него Марио планирует в воздухе, а потом учится и более сложным фокусам. Насос – второй персонаж игры, не менее главный, чем итальянец из Японии. Тем временем, местность просто утопает в грязи, так и жаждая, чтоб её кто-то почистил. Что же произошло? Водопроводчик прилетает на гламурный курорт, но не успевает сойти с трапа, как оказывается повязан местными служителями закона. Некий субъект, весьма на него похожий, серьезно нарушил экологию этих мест, запачкав и изрисовав всё, что мог. Марио был приговорён к серьёзным исправительным работам, которым, собственно, и посвящена вся игра. По секрету скажу, что здесь замешан не только Баузер, но и его сынишка, идущий по толстым стопам отца. Впрочем, сюжет не столь важен – здесь многозначительное молчание куда лучше, чем невнятное обоснование событий; харизматичные персонажи ценны сами по себе.

Нельзя сказать, что перед нами чистый платформер – Super Mario Sunshine больше тяготеет к вопиющей внежанровости. Устраивать дальние путешествия тут особо некуда, врагов можно пересчитать по пальцам. Этапы замкнутые, не очень большие по размеру. Зато я представить не мог, насколько разнообразны могут быть миссии! Тут вам и бег наперегонки (ах, как оригинально выглядит ваш соперник – то ли дух, то ли идол), и чистка зубов подводному монстру, и доставка арбуза к месту назначения, и хитрое использование способностей динозавра Йоши (он появляется где-то в середине действия). Даже противники устраняются по-разному. Играя в Super Mario Sunshine, вы постоянно будете обучаться новым элементам геймплея. Её нельзя постичь в совершенстве, не пройдя до конца. Есть город – зона передышек, где никто особо не нападает и можно спокойно искать монеты, разговаривать с обитателями да выходить на уровни, куда телепортируют некоторые объекты вроде маяка или пушки на берегу. Ввиду этого прохождение не столь линейно, а сам город представляет собой очень интересное место, наполненное секретами и полностью исследуемое лишь под самый конец. Хотите – праздно развлекайтесь, катаясь на Йоши и поливая испуганных прохожих, хотите – отправляйтесь на поиски монет-секретов или просто выполняйте задание очередного этапа. При такой свободе выбора вы просто отдыхаете. Не иначе, как элитный курорт, а не очередные приключения усатого сантехника.

Ах, как красива эта зеркальная крыша! Где ещё вы могли видеть такую реалистичную воду с правдоподобными отражениями и волнами? Весь изюм графики состоит именно в эффектах. При этом вода из лужи неимоверно отличается от оной в море, а в море – от той, что в пруду. Вообще, её тут очень много – больше, чем можно было себе представить. Вы никогда не спутаете море и болото, настолько по-разному и правдоподобно они показаны, даже по нынешним меркам. Пусть герои и не выглядят идеально при приближенном осмотре, но зато издалека к их моделям нет никаких претензий, да ещё и анимация совсем не страдает. Благодаря рациональному использованию ресурсов приставки, разработчики достигли именно той картинки, на которую, как минимум, не хочется жаловаться.

Пройти весь путь до конца недостаточно для полного вживания в роль Марио, гораздо интереснее играть на статистку. Для любителей вскрывать игры на 100% есть возможность собрать 120 звезд, часть из которых даётся за прохождение этапов, ещё часть – хитро спрятана, а остатки вымениваются исключительно на синие монеты, найти которые под силу далеко не каждому дотошному игроку. Некоторые звёзды ждут Марио в конце дополнительных уровней – когда он, протиснувшись в трубу, должен пробежать небольшую, но очень опасную полосу препятствий. Эти этапы, надо сказать, ещё потреплют вам нервы, а уж оформлены они поистине сюрреалистически. Синие монеты могут вываливаться из объектов, если их поливать. Каких именно? Да посмотрите, сколько вокруг странных пальм, кустов, шкафов, игровых автоматов в казино. Хочу похвастаться: у меня получилось собрать всё, что можно, хоть я потратил огромное количество времени. И нисколько не желаю об этом! Хотя, награда за старания скромная – всего лишь картинка, дающаяся после повторной нейтрализации финального босса, а собрать все звезды вы сможете только после окончания игры «по сюжету». Таков уж дух приключений неугомонного итальянца.

И ещё раз о дизайне, простите уж автору такую слабость. Дизайн прекрасен, но главное – чётко определиться, чего именно вы от него хотите. Я хотел психоделического фонтана фантазий, максимально оторванного от реальности, как это было в Super Mario 64 или в приключениях на острове Йоши. В этом плане, Super Mario Sunshine – предельно «человеческая», приближенная к реальности вещь. Поначалу меня смутили этапы, происходящие во вполне обыденном порту. Да и город тоже показался не очень-то «сказочным». «Сначала Соник, теперь Марио. Всё уходит в прозаичность!» – грустно решил Сергеич, но продолжил играть дальше… И смирился, ибо некогда было больше об этом думать. Действительно, так даже лучше. Гораздо лучше! Забегая вперёд, хочется сообщить, что автор ещё восполнит данный пробел в чрезвычайно необычной Paper Mario: The Thousand-Year Door, но расскажет об этом в одном из следующих выпусков журнала.

Помню, как оказался на побережье, и как на меня торжественно выплыла тень босса-ската. В голове промелькнули ангелы из массово-популярного аниме Neon Genesis Evangelion. Вот Марио за ней бегает, стреляет водой… А она, тень, разбивается на множество мелких, таких же. И это на фоне странной зелёной грязи, оранжевого заката солнца, водных брызг и леший знает чего ещё. Страшно? А это – лишь одна из битв, всегда разных и красочных. Из наших старых знакомых хочется отметить большого призрака, который теперь работает повелителем казино и играет с Марио в смертельную версию «однорукого бандита». А как вам гигантский механический Баузер, во время сражения с которым Марио едет на лихой карусели? Я уж не говорю о гусенице, которая стала чуть ли не официальным символом тайтла. Надеюсь, вы поняли, что Super Mario Sunshine – игра яркая, красочная, блестящая как капелька воды на солнце. Вот оно, настоящее искусство игростроения!


Автор:

Александр «Alexman» Сергеевич

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.