Тест на отцовство
«EA разрабатывает игру по мотивам «Крёстного Отца»!» «Фрэнсис Форд Коппола будет консультировать разработчиков!» «Фрэнсис Форд Коппола не будет помогать разработчикам, ему не нравится то, что игра слишком жестокая!» «Проект будут озвучивать актёры, задействованные в фильме, в том числе и Марлон Брондо!» «Марлон Брондо умер, но его голос всё равно будет в игре!» «Голоса Марлона Брондо не будет в игре, но его персонажа будет озвучивать актёр с очень похожим голосом!»…
…Шумиха вокруг проекта The Godfather во время его разработки стояла такая же, как на Нью-Йоркской бирже в разгар торгов. PR-отдел EA постарался на славу – о перерождении прославленного брэнда услышали все. И вот, наконец, упакованные в коробочки с изображением Вито Корлеоне диски появились в свободной продаже. Не в срок (редчайший для EA случай!) – планировали к рождеству 2005 года, но доделать, видимо, всё же не успели. Три месяца задержки не стали поводом для меньших ожиданий. Соответствует ли результат поднятому шуму?
Добро пожаловать в семью
Начинается игра с довольно впечатляющей сценки – взрывная волна опрокидывает мужчину средних лет и девушку с ног, мужчина встаёт, и начинается собственно действие. Сперва необходимо набить морды неким мерзавцам определённо мафиозной наружности. Здесь поджидают первые неожиданности. Драки в The Godfather выглядят следующим образом: зажимаем L1 и начинаем терзать правую аналоговую рукоятку. Оттягиваем шайбочку назад – персонаж замахивается. Толкаем вперёд – удар. Сочетание кнопок R1 и L1 позволяет схватить врага за грудки, что открывает доступ к новым ударам и комбинациям. Кроме того, иногда разрешают сделать «фаталити» – нажатие на R2 запускает набольшую скриптовую сценку, завершающуюся сворачиванием шеи. Несмотря на всю необычность концепции (что-то похожее я припоминаю в Rise to Honour – боевике с Джетом Ли в главной роли), драться тет-а-тет в «Крёстном отце» удобно и довольно просто. Однако с несколькими врагами сразу наш подопечный биться не умеет – пока мутузим одного гада, его друг всегда успеет огреть члена семьи Корлеоне битой. Кстати, битами, железными трубами, и даже удавками (привет, Hitman!) разрешается пользоваться и игроку. Запинав мерзавцев насмерть, отсматриваем очень грустный мультик: протагониста расстреливают из «Томми-ганов». Неужели игра окончена? Разумеется, нет.
Да и играли мы вовсе не за главного героя, сейчас нам только предстоит его создать. Редактор персонажей встроен довольно мощный – разрешается настроить множество параметров, начиная с причёски и вплоть до наличия родинок на щеках. Правда, есть одна загвоздка: протагонист будет итальянцем. И баста. Никаких негров-блондинов. Только итальянцем! Ну и ладно, так больше соответствует духу и букве фильма. Затем нашему синьору предстоит выбрать одежду. Не стоит расстраиваться из-за того, насколько скуп гардероб. Подкопив деньжат, можно в любой момент приобрести красивую шляпу или модные подтяжки. Правда, опять-таки, нарядить парня в клоунский костюм не получится: и фильм, и игра – вещи предельно серьёзные. Кстати, костюм даёт некоторый бонус к параметру уважения.
Ролевой элемент в игре очень даже неплох. «Уважение» – та же «экспа». Копится оно посредством различных деяний: отстрела представителей конкурирующего клана, покупки недвижимости, выполнения миссий, наконец. Набираем достаточно много – получаем новый уровень. Повышение уровня даёт дополнительный балл, который можно потратить на улучшение одной из немногочисленных характеристик: скиллы стрельбы, рукопашных драк, скорости бега. Можно также прокачивать параметр здоровья, от уменьшения повреждений до увеличения скорости регенерации. Следует отметить, что все эти параметры действительно актуальны. Различия между косоглазым хиляком первого уровня и «прокачанным» персонажем уровня эдак двадцатого видны сразу. Кроме того, как в любой уважающей себя RPG, в «Отце» дозволено общаться с прохожими. Причём в зависимости от поведения протагониста меняется как реакция мирян, так и ваша манера общения с ними. Маньяк, избивающий пешеходов и любящий стрелять без предупреждения, начинает разговор со швейцаром в отеле следующим образом: «Ты знаешь, кто я такой, а ну пусти меня внутрь!». Прохожие, столкнувшись с таким человеком, заикаются и уверяют, что очень рады его видеть.
В стиле кинематографа
Ощущение того, будто играешь в «ролевуху», усиливается благодаря сильному сюжету, облагороженному изумительного качества роликами «на движке». Персонажи тщательно прописаны, их мотивы понятны, диалоги приятно слушать (увы, их не так много), а заставки… Это просто сказка! Каждый ракурс камеры выверен до миллиметра, озвучка великолепна – чувствуется рука искушённого в своём деле режиссёра. Крайне эмоциональные, очень атмосферные сценки запоминаются надолго. С такими-то первоисточниками (фильмы Френсиса Форда Копполы и книга Марка Пьюзо) сильная история воспринимается как должное. Но следует отметить и талант сценаристов из EA – игра не следует строго сюжету фильма, она скорее идёт с ним ноздря в ноздрю, лишь изредка пересекаясь в ключевых сценах (играем-то мы, напомню, за собственного персонажа). Есть даже небольшая любовная интрижка с драматической развязкой.
Вот мы и подошли к главному для многих геймеров – графике. «Движок» используется тот же, что и во всех трёхмерных GTA. The Godfather на их фоне смотрится прилично. Детализированные текстуры, узнаваемые персонажи из фильма, отлично реализованный эффект огня (ничуть не хуже, чем в каком-нибудь F.E.A.R.), красивые взрывы, неплохая анимация. По меркам игры для PS2 выглядит на четвёрку с плюсом (по пятибалльной системе, разумеется). Одно огорчение – непрозрачные стёкла у автомобилей. Какая жалость. Машины – это вообще одно сплошное расстройство. Они выглядят некрасиво, ездят плохо (врождённая страсть к заносам и нервные дёргания в ответ на малейший поворот руля), бьются мало (до того, что мы видели в Driver Parallel Lines или в GTA: San Andreas, The Godfather бесконечно далеко), и вообще, почти все одинаковые (всего двенадцать разновидностей!). Кроме того, если ехать на авто, можно невооружённым взглядом заметить скачки FPS – процессор не успевает отрисовывать картинку и позволяет себе задумываться. Погони малоинтересны. Глуповатые противники, словно камикадзе, с радостью таранят трафик, даже не пытаясь маневрировать.
Рэкет в большом городе
Существование автомобилей подразумевает большое открытое пространство, по которому им следует кататься. Чем заняться начинающему гангстеру в этом городе? Можно взяться за сюжетные миссии. Они, надо сказать, весьма неплохи. Несмотря на однообразие геймплея (почти всегда придётся много стрелять), разноплановость декораций и мощная сюжетная подоплёка придают действию немалый интерес. Разочаровывают лишь «стелс»-миссии. Суть подобных заданий состоит в том, чтобы прокрасться в нужную точку, не подняв тревоги. Но должными навыками персонаж не обладает – почти всегда охранник заметит его за каким-нибудь ящиком, а верной удавкой пользоваться неудобно. Остаётся только подбегать к секьюрити, бить ему морду лица, пока тот не успел поднять тревогу, и нестись дальше. Ещё здесь позволено разжиться шальными деньгами – достаточно выполнить «заказ» на определённого человека. Можно убить жертву просто так, но лучше в соответствии с условиями, оговоренными в начале брифинга. Например, закинуть гада в топку. Тогда дадут больше денег.
Ну и, наконец, главное развлечение во время праздношатания по городу – рэкет. Обычно всяческие лавки, отели и парикмахерские «крышует» одна из конкурирующих семей. Поэтому уговаривать предпринимателя придётся с боем. Сначала необходимо отстрелять бойцов, которые прибегут исполнять свои прямые обязанности, а потом уже уламывать бизнесмена. Например, бить на его глазах дорогие сервизы, хватать за грудки, наставлять на него пистолет. Впрочем, некоторым достаточно давать деньги за то, чтобы они согласились сотрудничать. От себя добавлю, что такая модель теневого бизнеса захватывает куда сильней, чем война за районы в San Andreas. Как вы уже поняли, стрелять придётся много, и перестрелки обставлены очень занимательно. Сперва необходимо найти укрытие. Спрятавшись за ним (а это может быть любая стена, к которой нужно прижиматься, или что-то низкое, за чем следует пригнуться). Правым аналогом подправляем прицел, нажимаем R1, и вуаля! Злодей, приняв страдальческую позу, обваливается на пол. Но не всё так просто! Противники тоже умеют прятаться за укрытиями, и благодаря этому потасовки превращаются в красивое и напряжённое зрелище. Куда лучше, чем примитивные разборки в пресловутом «Сан Андреасе».
The Godfather – безусловно, это не игра всех времён и народов, не бронебойный хит. Тем, кому в своё время пришлась по душе Mafia, наверняка понравится и «Крёстный отец» – проект, схожий по сеттингу и атмосфере. Просто качественная и интересная вещь. Кстати, EA уже объявила, что скоро нас ждут анонсы новых игр «по мотивам». Берегитесь! Конвейер запущен!
Автор:
Dontshoot