Лучшая мишень
Shoot’em up (или по-нашему шутер) является одним из тех жанров, оценить который по-настоящему можно только за игровыми автоматами. Существует ли более достойное занятие для мужчины, нежели стоять перед огромным экраном, сжимая в руках УЗИ или Магнум, и на глазах у восторженной публики лихо отстреливать врагам различные части тела? А теперь попробуйте представить нечто подобное у себя дома. Не получается? То-то же. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на приставки переводились только лучшие представители направления, а их, как ни крути, не так уж много. Time Crisis: Project Titan представляет собой редкое исключение из правил – аркадного прототипа у неё попросту нет. Зато она является продолжением знаменитого сериала Time Crisis, так что разработчики выпускали её без особого душевного трепета. Ещё бы, в середине девяностых славные предшественницы совершили настоящую революцию в игровых залах.
Истоки и предпосылки
Жанр ведёт свою историю с древнейших времён. Прототипы современного светового оружия применялись ещё в механических тирах докомпьютерной эпохи, а в комплект самой первой игровой приставки в мире, Magnavox Odyssey образца 1972 года, уже входила собственная версия оптической винтовки. Развитие шло по мере совершенствования графических технологий, в частности, очередным скачком стал выход на рынок любимой всеми нами NES aka «Денди», световой пистолет для которой помог Nintendo раскрутить своё эпохальное детище. Одним из ярчайших хитов конца восьмидесятых, снискавшим огромную популярность в том числе в нашей стране, была Operation Wolf (подробно о её восьмибитной инкарнации написано ещё в 18-м номере «Великого Dракона»). К середине девяностых виртуальные тиры не то чтобы угасли, но чтобы поддерживать интерес публики авторам новых аркадных машин пришлось экспериментировать с оборудованием.
Первый Time Crisis предстал в 1995-м. На смену скорострельным УЗИ пришёл скромненький такой пистолет, который необходимо часто перезаряжать. Полуметровые линейки жизни скукожились до нескольких аптечек. Тут уже не сметёшь противника непрерывным огнём, основной упор сделан на меткость и реакцию игрока. Но как быть с динамикой? Ведь ради выживания необходимо получать минимум ранений, да и враги не собираются висеть перед глазами неподвижной мишенью, они весьма мобильны и агрессивны. Инженеры аркадного подразделения Namco продумали всё безупречно. Революционным новшеством, помимо непривычно огромного экрана, оказалась ножная педаль, посредством которой игрок взаимодействует с укрытиями. Перестрелки получились чертовски увлекательными! Террористы лезут изо всех щелей, десятки обойм разряжаются прямо в лицо игроку, но он хитро улыбается и прячется за ящик, где спокойно перезаряжает свой револьвер чтобы через секунду выскочить и расстрелять обнаглевших бандитов. Коммерческий успех мотивировал издательство перевести новинку в формат PlayStation.
Не желая останавливаться на достигнутом, умельцы из Namco выпустили Time Crisis 2 в 1998-м. Снова успех! На этот раз овации сорвал мультиплеер. Оба стрелка наблюдают происходящее с разных точек, прикрывая друг друга или устраивая перекрёстный огонь по террористам. Но тут же дополнительная нагрузка – не зацепить своего напарника. Он ведь не где-то там на экране, а здесь, рядом стоит. Может за халатность в ухо двинуть. Прошло ещё три года, в магазинах появилась новая часть – Time Crisis: Project Titan. Третья инкарнация знаменитой серии, как уже говорилось выше, аркадного прототипа за плечами не имеет. Более того, она вышла эксклюзивно для PlayStation.
На своей волне
Первые впечатления весьма скудны – графикой игра явно не блещет. Не то чтобы она совсем плохая, просто хотелось чего-то более… Кхм… Изящного. Скажу прямо: аркадный Time Crisis образца 1995 года смотрится гораздо лучше, чем Project Titan. Во всяком случае, титанических усилий разработчиков в стремлении отточить визуальные эффекты не особо заметно. Впрочем, это ещё не повод для скорби, потому как относительно слабая дизайнерская работа с лихвой компенсируется другим компонентом, а именно экшеном.
Скажите честно, вам в детстве не хотелось оказаться на месте героя американского боевика, когда он в одиночку штурмует штаб-квартиру местного мафиози? Если да, то эта игра для вас! Бандиты прут отовсюду: выскакивают из-под диванов, вламываются в окна, прыгают с потолка, даже вырастают прямо перед носом, намереваясь огреть вас дубинкой. Как бы не так! Сперва, дружок, отведай-ка семь граммов свинца, и ты тоже, и вон тот сзади, и ещё двое за ним… Только не думайте, будто враги будут спокойно стоять в ожидании вашего праведного милосердия. Эти гады отскакивают в стороны, прыгают, ложатся, перекатываются, при этом непрерывно стреляют из пистолетов, автоматов, пулемётов, бросают гранаты, ножи, кидаются с кулаками. Кстати, как положено в классическом шутере, большинство летящих в вас предметов можно отразить метким выстрелом. Но лучше всё-таки пригнуться – зацепит ненароком… Куда более опасный враг притаился внизу экрана. Он бежит, но не прячется, он не проявляет агрессии, но способен разом лишить вас жизни. Имя ему – время. Его нехватка не даёт спокойно отсиживаться за ящиками, прислушиваясь к свисту проносящихся пуль. Уж в чём-чём, а в недостатке динамичности упрекнуть Project Titan никак нельзя. Не желая нарушать традицию совершенствования геймплея, разработчики добавили очередное нововведение, позволив стрелку самому выбирать удобную для него позицию. Делать это позволено только в схватке с боссами, но зато какая интересная перестрелка получается! Засела какая-нибудь контра за фонтаном, а мы – хоп-хоп, в два прыжка пересекаем местность и пожалуйте, вот она у нас как на ладошке, перезаряжает свою тарахтелку. Не ждали? Сюрприз!
Большинство шутеров обладает крайне низким параметром replayability, то есть вероятностью того, что триумфально завершившему катку геймеру захочется проходить игру заново. У «кризисной» серии в этом плане большой запас прочности. Японские умельцы, помимо традиционного запрятывания аптечек, добавили ещё кое-какие занятные штучки. В толпе рядовых врагов, алчущих вашей крови, попадаются мирные типы, которые просто шастают на заднем плане, либо стараются по-быстрому свалить из комнаты. Делают они это довольно умело, без сноровки их не подловишь, но если уж удалось завалить такого – извольте получить дополнительное время. Альтернативный способ получения драгоценных секунд весьма трудноосуществим. Если в нужный момент грохнуть обычного врага (скажем, прежде чем он нырнёт под софу) – призовое время вам обеспечено. Вроде бы не ахти какая поддержка, однако открывает просторы для роста мастерства. Важно не только перестрелять всех врагов на этапе, но и сделать это в максимально сжатые сроки с получением всевозможных бонусов, чтобы потом своей бабушке рассказывать: «А вот я за 59’37 секунд 83-х человек ухлопал, а ещё дополнительный «хелс» из ковшика вынул!».
Во всеоружии
Всё это, безусловно, здорово, только есть одно «но»: любой Time Crisis (что первый, что этот) предназначен для владельцев световых пистолетов; PS-мышь не поддерживается. Джойстики есть у каждого, но вот удобство такого управления не оценит даже убеждённый «тракторист». Прицел по экрану ползает медленно, к тому же обладает излишней чувствительностью – чуть-чуть кнопочку нажмёшь, как он уже на полсантиметра съехал. Аналоговая схема тоже не в помощь. Вначале вроде здорово – враги большие, целиться легко, однако со второго этапа противник начинает дислоцироваться в глубине бэкграунда, вынуждая долго пристреливаться к каждому отдельно взятому гаду, что в конечном итоге приводит к проигрышу по времени. Обидно! Так что при формальном наличии альтернативных вариантов, в реальности по-настоящему насладиться побоищем позволяет только пистолет. Который, кстати говоря, входил в комплект с лицензионным диском, но в наше время достать не распакованный оригинал практически нереально.
Напоследок хочется кинуть взгляд с высоты птичьего полёта игровой индустрии. Time Crisis: Project Titan не стал ни вехой, ни скачком, ни хотя бы шагом вперёд в своём жанре. Более того, он не является образцом стопроцентного качества, которое многие привыкли ожидать от Namco. Тем не менее, это просто хорошая игра, со своими достоинствами и недостатками. Рядовому геймеру, незнакомому с семейством консольных шутеров, такая игра вряд ли интересна. Но если вы прирождённый стрелок, а в вашем шкафу на дальней полке пылится пистолет (или, на худой конец, парочка гранат) – хватайте их в руки и бегом на поиски раритетного диска! Для настоящих ценителей удовольствие гарантировано.
PS. В том же 2001 году Namco отважилась-таки перенести вторую часть аркадного Time Crisis на PS2, где её ожидал сокрушительный… успех!
Автор:
Andy Jr.