Лучшая мишень

Shoot’em up (или по-нашему шутер) является одним из тех жанров, оценить который по-настоящему можно только за игровыми автоматами. Существует ли более достойное занятие для мужчины, нежели стоять перед огромным экраном, сжимая в руках УЗИ или Магнум, и на глазах у восторженной публики лихо отстреливать врагам различные части тела? А теперь попробуйте представить нечто подобное у себя дома. Не получается? Бывает. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на приставки переводились только лучшие представители направления, а их, как ни крути, было не так уж много. Time Crisis: Project Titan представляет собой редкое исключение из правил – аркадного прототипа у неё попросту нет. Зато она является продолжением знаменитого сериала Time Crisis, так что разработчики выпускали её без особого душевного трепета. Ещё бы, в середине девяностых славные предшественницы совершили настоящую революцию в игровых залах.

 

Истоки и предпосылки

Жанр ведёт свою историю с древнейших времён – световым оружием комплектовалась ещё самая первая игровая приставка в мире, Magnavox Odyssey образца 1972 года. Впрочем, примитивность ранних проектов не позволяет всерьёз рассуждать об успешной виртуализации тира. Настоящее развитие началось с появлением мощных графических технологий, в частности, после выхода на рынок любимой всеми нами NES aka «Денди». Одним из ярчайших хитов конца восьмидесятых, снискавшим огромную популярность и в нашей стране, стала Operation Wolf (подробно о её восьмибитной инкарнации написано ещё в 18-м номере «Великого Dракона»). После ошеломительного успеха конкуренты осознали, что их коллеги из Taito нащупали золотую жилу. С мечтами о миллионах, плывущих в руки, они решительно взялись за дело. И вскоре залы наполнились машинами с приделанными к ним гашетками, взявшись за которые игрок мог выплеснуть свои самые разрушительные эмоции на несметные полчища разномастных врагов. Шло время, людям постепенно надоедало водить прицелом по экрану. Количество монеток, извлекаемых из автоматов, начало неуклонно сокращаться. Срочно требовались свежие идеи.

И вот на смену скорострельным УЗИ приходит… Нет, не базука, а скромненький такой пистолет и необходимость частой перезарядки (вот он, прогресс, в какую сторону идёт!). Полуметровые линейки жизни сжимаются до нескольких аптечек. Тут уже не сметёшь противника непрерывным огнём, основной упор сделан на меткость и реакцию игрока. Однако такие инновации резко снизили динамичность происходящего. Ведь теперь, чтобы выжить, необходимо получать минимум ранений, а значит, враги уже не будут торчать из-за всех углов с высунутыми языками. Совсем наоборот, они появляются в строжайшей очерёдности и только для того, чтобы мгновенно получить заслуженную пулю. Какой уж тут динамизм, больше похоже на стрельбу по манекенам. В этот критический момент (а годик-то был уже 1995-й) в аракадах появляется новый игровой автомат с эффектным названием Time Crisis. Это был настоящий прорыв! Игра взлетела на вершину признания, обратив в прах истории даже самых удачных предшественников. Революционное новшество заключалось в наличии ножной педали, с помощью которой игрок мог прятаться от вражеских пуль. Схватки снова стали по-настоящему увлекательными. Мишени лезут изо всех щелей, десятки обойм разряжаются прямо в лицо игроку, но он хитро улыбается и прячется за ящик, где спокойно перезаряжает свой револьвер чтобы через секунду выскочить и расстрелять оставшихся бандитов. Проект оказался настолько успешным, что Namco незамедлительно перевела его в формат PlayStation.

Не желая останавливаться на достигнутом, умельцы из Namco выдержали довольно длинную паузу в три года (вероятно, чтобы понаблюдать агонию конкурентов) и выпустили Time Crisis 2 (1998). Снова успех! На этот раз овации сорвал мультиплеер. Оба стрелка наблюдали происходящее с разных точек и могли как прикрывать друг друга, так и устраивать перекрестный огонь по террористам. Одновременно возникала дополнительная нагрузка – не зацепить своего напарника. Он ведь не где-то там на экране, а здесь, рядом стоит. Может за халатность и в ухо двинуть. Прошло ещё три года, и вот в магазинах появилась новая часть – Time Crisis: Project Titan. Третья инкарнация знаменитой серии, как уже говорилось выше, аркадного прототипа за плечами не имеет. Более того, она вышла эксклюзивно для PlayStation.

 

На своей волне

Первые впечатления весьма скудны – графикой игра явно не блещет. Не то, чтобы она совсем плохая, просто хотелось чего-то более… Кхм… Изящного. Скажу прямо: аркадный Time Crisis образца 1995 года смотрелся гораздо лучше, чем Project Titan. Во всяком случае, титанических усилий разработчиков в стремлении отточить визуальные эффекты замечено не было. Впрочем, это ещё не повод для скорби, потому что относительно слабая графическая часть с лихвой компенсируется другим компонентом, который в продвинутых кругах любителей шутеров принято называть «action».

Скажите честно, вам никогда не хотелось оказаться на месте героя американского боевика, когда он в одиночку штурмует штаб-квартиру местного мафиози? Если да, то эта игра для вас! Бандиты прут отовсюду: выскакивают из-под диванов, вламываются в окна, прыгают с потолка и даже вырастают прямо перед носом, намереваясь огреть вас дубинкой. Как бы не так! Сперва, дружок, отведай-ка семь грамм свинца, и ты тоже, и вон тот сзади, и ещё двое за ним… Только не думайте, что враги будут спокойно стоять в ожидании вашего праведного милосердия. Эти гады отскакивают в стороны, прыгают, ложатся, перекатываются, и при этом непрерывно стреляют из пистолетов, автоматов, пулемётов, бросают гранаты, ножи, наконец, кидаются с кулаками. Кстати, как и положено в классическом шутере, большинство летящих в вас предметов можно отразить метким выстрелом. Но лучше всё-таки пригнуться – зацепит ненароком… Куда более опасный враг притаился внизу экрана. Он бежит, но не прячется, он не проявляет агрессии, но может разом лишить вас жизни. Имя ему – время. Его нехватка не даст вам спокойно отсиживаться за ящиками, прислушиваясь к свисту проносящихся пуль. Подстёгиваемые неумолимым таймером, вы будете снова и снова бросаться из укрытия навстречу толпам озверевших бандитов и стрелять, стрелять, стрелять… Уж в чём-чём, а в недостатке динамизма упрекнуть Project Titan никак нельзя. Не желая нарушать традицию совершенствования геймплея, разработчики добавили в «Титановый Прожектор» очередное нововведение, позволив стрелку самому выбирать удобную для него позицию. Делать это можно только в схватке с боссами, но зато какая интересная перестрелка получается! Засела какая-нибудь контра за фонтаном, а мы – хоп-хоп, в два прыжка пересекаем местность и пожалуйте, вот она у нас как на ладошке, перезаряжает свою тарахтелку. Не ждали? Сюрприз!

Но и это ещё не все. Увы, большинство шутеров обладает крайне низким параметром replayability, то есть вероятностью того, захочет ли игрок проходить игру заново или отложит на вечное хранение. Тут у «кризисной» серии имеется большой запас прочности. Японские умельцы, помимо традиционного запрятывания аптечек, добавили ещё кое-какие занятные штучки. В толпе рядовых врагов, алчущих вашей крови, попадаются и вполне мирные типы, которые просто шастают на заднем плане, либо стараются по-быстрому свалить из комнаты. Делают они это довольно умело, без сноровки их не подловишь, но если уж удалось завалить такого – извольте получить дополнительное время. Альтернативный способ получения драгоценных секунд весьма трудноосуществим. Если в нужный момент грохнуть обычного врага (ну, например, прежде чем он нырнет под софу) – призовое время вам обеспечено. Вроде бы и не ахти какая поддержка, однако открывает просторы для роста мастерства. Тут уже важно не только пострелять всех врагов на этапе, а сделать это в максимально сжатые сроки с получением всевозможных бонусов, чтобы потом своей бабушке рассказывать: «А вот я за 59’37 секунд 83 человека ухлопал, и ещё дополнительный «хелс» из ковшика вынул!».

 

Только во всеоружии

Всё это, безусловно, здорово, но есть одно «но», и обращено оно к рядовым геймерам, которые захотят приобрести Project Titan. Time Crisis (что первый, что этот) предназначены исключительно для владельцев световых пистолетов (мышь не поддерживается). Джойстики есть у каждого, но вот удобство такого управления не оценит даже коренной «тракторист». Прицел по экрану ползает медленно и к тому же обладает очень низкой чувствительностью: чуть-чуть кнопочку нажмёшь, а он уже на полсантиметра съехал. Тут и аналоговое управление не в помощь. Вначале всё здорово – враги большие, целиться легко, но уже на втором этапе противник начинает дислоцироваться в глубине бэкграунда, вынуждая долго пристреливаться к каждому отдельно взятому гаду, что в конечном итоге приводит к проигрышу по времени. Обидно! Так что, хотя вы и сможете играть при помощи джойстика (и даже достигнуть некоторых успехов), по-настоящему насладиться побоищем позволит только пистолет. Последний, кстати говоря, включался в комплект с диском, но «лицензию» теперь уже достать нереально.

Напоследок хочется кинуть взгляд с высоты птичьего полёта игровой индустрии. Time Crisis: Project Titan не стал ни вехой, ни скачком, ни даже шагом как в своём жанре, так и в «Кризис»-серии. Более того, он не является образцом стопроцентного качества, который многие уже привыкли ожидать от Namco. Это просто хорошая игра, со своими достоинствами и недостатками. Поэтому рядовому геймеру, незнакомому с жанром шутеров, она вряд ли окажется интересна. Но если вы прирождённый стрелок, а в вашем шкафу на дальней полке пылится пистолет (или, на худой конец, парочка гранат) – хватайте их в руки и бегом на поиски раритетного диска! Для настоящих ценителей удовольствие гарантировано.

 

PS. В том же 2001 году Namco отважилась-таки и перенесла вторую часть аркадного Time Crisis на PS2, где её ожидал сокрушительный… успех!


Автор:

Andy Jr.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.