Друзья, всем доброго времени суток! Сегодня я хочу поговорить о том, как ради лёгкой наживы и мейнстрима люди своими собственными руками уродуют такие прекрасные миры, как достопочтенная Арда, прошлое нашей Матушки-земли по Толкину, с позиции лора и всяких там мерзопакостных «повесточек». Мне физически больно осознавать, что порой в неплохих проектах, будь то игры, фильмы, романы, мультипликация или иное, отчётливо видно наплевательское отношение к первоисточнику. Конечно, можно привести много разрозненных примеров из различных произведений, но в рамках этого текста я хочу остановиться на видеоигре The Lord of the Rings: Return to Moria, представляющей из себя «выживач» с процедурной генерацией карты по ключу. Из ближайших аналогов припоминается Valheim. На момент написания сего материала пробыл в игре около семи часов, но даже этого времени мне хватило, дабы найти без малого десяток проблем, связанных с лором. Боюсь, если продолжу проходить дальше, статья разрастётся ещё больше.

Начнём с основной части названия. The Lord of the Rings – наименование книги, а не мира. Полагаю, адекватнее было бы окрестить игру Middle-earth: Return to Moria, поскольку действие происходит в Средиземье, но позже Войны кольца, описанной в романе. Скажу больше, автор не делил «Сильмариллион» и «Властелин колец» на два самостоятельных тома, что отражено, скажем, в биографии «Дж. Р. Р. Толкин: Биография» за авторством Хамфри Карпентера, имевшего честь общаться с профессором лично. Дальше пройдёмся по пунктам.

 

1). Бороды и женщины. В роликах игры мы видим безбородых дворфов. Даже больше: в игре мы наблюдаем полностью безбородых женщин-дворфов, шляющихся чёрт знает где с мужчинами-дворфами. В редакторе персонажа позволено создать безбородого дворфа. Мало этого? В Кхазад-думе встречаются статуи безбородых (!!!) женщин-дворфов с выдающимися формами. Судя по увиденному, местные дворфы считают вполне нормальным, что кто-то у них живёт без бороды. А теперь, как говорится, внимание, правильный ответ.

В 11 томе «Истории Средиземья», озаглавленном «Война за Самоцветы», указано следующее: «Indeed this strangeness they have that no Man nor Elf has ever seen a beardless Dwarf – unless he were shaven in mockery, and would then be more like to die of shame than of many other hurts that to us would seem more deadly. For the Naugrim have beards from the beginning of their lives, male and female alike». Перевод: «Действительно, эта их странность заключается в том, что ни человек, ни эльф никогда не видели безбородого гнома – если только его не обрили в насмешку, тогда он скорее умер бы от стыда, чем от многих других обид, которые нам показались бы более смертельными. Ибо наугримы носят бороды с самого начала своей жизни, как мужчины, так и женщины» – то есть, речи быть не может о том, чтобы дворф любого пола ходил без бороды. Иначе, как у японских самураев, сплошное бесчестие с закономерным финалом.

Дополнительно обратимся к «Приложениям» из «Властелина колец». Там есть материал, озаглавленный «НАРОД ДУРИНА»: «И во все-то времена женщин среди дворфов было немного… В этих хрониках упомянута единственная женщина из народа дворфов – Дис, дочь Траина II. Со слов Гимли мы знаем, что женщин среди дворфов вообще мало, не больше трети. Они редко покидают подземные обиталища, а по обличию и одежде так похожи на молодых дворфов, что посторонний глаз неспособен уловить разницу. От этого пошли глупые толки, будто у гномов женщин нет совсем». Вот ведь чудеса! А мы, простые люди, в игре каким-то образом можем различать мужчин-дворфов и женщин-дворфов между собой.

Уважаемые разработчики, ну раз не можете реализовать каноничный облик женщины-дворфа, который ещё найти нужно, так поучитесь у ваших коллег по цеху. Во «Властелине Колец Онлайн: Тенях Ангмара» выбор пола был у всех рас, кроме дворфов:

 

2). Редактор персонажей. В редакторе персонажей отсутствует выбор пола, зато мужику можно сделать женский бюст. Даже пресловутые типы тела A и B не завезли. Неужели в играх тоже стало надо квоты отрабатывать??? По биографии Толкина за авторством, скажем, Хамфри Карпентера, или Майкла Уайта, видно, насколько профессор был верен своей избраннице, и насколько был верующим человеком. Как свято относился к узам брака. В ряде историй из «Неоконченных преданий Нуменора и Средиземья» Джон Рональд Руэл Толкин закладывал глубоко религиозные смыслы. Основываясь хотя бы на этом, более чем уверен, что будь любая «ЛГБТ’шная» дрянь легализована в то время, профессор встал бы мифриловой стеной на пути «радужных европейцев». Неуважаемые разработчики, вы точно делали игру по творчеству Толкина, а не развратной пародии «Властелин целок»?

 

3). Вход в Кхазад-дум. Как известно, в Морию есть два входа: западный – для друзей-эльфов Эрегиона; восточный же выходит в долину Азанульбизар, где когда-то сам Азог был сражён Наином Железностопым. Судя по фрагменту ролика из игры, где показана дверь, украшенная письменами и деревьями, дворфы хотят открыть именно западный проход. А что нам известно о местности рядом с западным входом? Должны быть застоявшаяся вода из реки Сираннон и глубинный страж. Только где озеро? Проведена мелиорация, а развалины расчищены? Знаете, я даже смог бы поверить, являйся игра фаноном, а не паразитарным существом – мол, дворфы расчистили завалы, но никогда не поверю, что Сираннон полностью пересох. Да даже если пересох, то где ил?

Ещё хочется поинтересоваться у разработчиков: о какой Тени идёт речь, колдующей всякую дрянь и запечатывающей двери, коль в Мории остались одни орки, а Проклятье Дурина, выраженное балрогом Моргота, одолено самим Гандальвом?

 

4). Возвращение Кхазад-дума. Вступительный ролик встречает нас монологом Гимли о том, что истинным домом всех дворфов является Мория. После запуска игры мы узнаём, что Гимли лично руководил экспедицией по возвращению Кхазад-дума дворфам. Спасибо, достаточно. Благодарю. Хватит с меня этой околёсицы! Вновь обращаемся к «НАРОДАМ ДУРИНА» из «Приложений» «Властелина колец»: «Дурином называют дворфы старейшего из своих Семи Праотцов, родоначальника царского дома Длиннобородых. Он был погружён в одинокий сон, покуда в глубинах времени не стал пробуждаться его народ; он пришёл в Азанульбизар и сделал своим обиталищем пещеры над озером Келед-Зарам у восточных склонов Мглистого хребта. Впоследствии там были Копи Мории, воспетые во многих песнях», – то есть в Кхазад-думе жил именно род Длиннобородых, а не иных дворфов!

Идём дальше: «Гимли, сын Глоина,.. всю войну прошёл бок о бок с государем Элессаром. Его называли Другом эльфов, потому что они с Леголасом… Любили друг друга крепче, чем братья, и ещё потому, что он чтил превыше всех на свете Владычицу Галадриэль. …Гимли привёл на юг часть эреборских дворфов и стал властителем Блистающих Пещер. Создания несравненного мастерства его народа есть и в Гондоре, и в Рохане. …Но когда государь Элессар расстался с жизнью, Леголас последовал наконец велению сердца и уплыл за Океан».

Продолжается история дружбы Гимли и Леголаса в материале «ЗДЕСЬ СЛЕДУЕТ ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ ЗАПИСЕЙ КРАСНОЙ КНИГИ»: «Мы слышали, будто Леголас взял с собой Гимли, сына Глоина, ибо велика их дружба – такой никогда не бывало у эльфа с дворфом… Но говорят, что Гимли уплыл ещё потому, что желал снова узреть несказанную красоту Галадриэли. Более об этом ничего неизвестно», – из двух приведённых цитат мы видим, что Гимли, сын Глоина, никаким образом не был связан с возвращением дворфам Кхазад-дума. А теперь вишенка на торте, указанная в 12 томе «Истории Средиземья», озаглавленном «Народы Средиземья»: «Thus it was here that ‘Durin the Last’ emerged, and it is said of him that he returned from Erebor to Moria and re-established it (as is said in the accompanying genealogical table)». Перевод: «Таким образом, именно здесь появился «Дурин Последний», о нём говорится, что он вернулся из Эребора в Морию и восстановил её (как сказано в прилагаемой генеалогической таблице)», – то есть именно Дурин VII или, коль вам угодно, Дурин Последний восстановил Морию, а не Гимли.

 

5). Разнообразие врагов. Прекрасно понимаю, что в рамках игры должны быть разнообразные, не наскучивающие враги. Поэтому логично, что помимо орков нужны иные существа, подходящие окружению подгорного заброшенного государства дворфов. Скажем, летучие мыши, варги, иная нечисть, но они всё-таки не должны противоречить бестиарию уважаемого профессора. Правда, в Мории нам встречается не кто-то там, а самый что ни на есть настоящий олень. Посмотрим перевод описания этого существа, именуемого как Hriwaras:

Маразм крепчает: каким образом в Морию забредают какие-то там олени, если западный вход в рамках игры запечатан, а неподалёку от восточного разрушен мост Дурина (как мы помним, его развалил Гэндальф, дабы сбросить балрога в пропасть)? Да будь даже мост цел и невредим, это каким нужно быть отбитым оленем, чтобы проскакать более сорока миль с востока на запад, не став при этом обедом для орков? Знаете, я не поленился, проштудировал «Тёмные силы мира Толкина» Дэй Дэвида, «Миры Толкиена. Большая иллюстрированная энциклопедия» Дэй Дэвида и «Толкин и его мир: Энциклопедия» Королёва Кирилла Михайловича, но ни в одной не выявил никаких Хриварасов. Хочется процитировать фразу из романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Да – был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?»

 

6). Руны на стенах. В рамках игры есть указатели, названные «рунами». Давайте сначала посмотрим пару материалов по ним:

Мне хочется только спросить: «Серьёзно?». То есть Олорин вместо того, чтобы отплыть на корабле из Серой гавани, закончив свою миссию в Средиземье, за каким-то лешим попёрся в Морию, прошёл дорогой Дурина, наотмечал для абстрактных путников каких-то рун и ушёл в закат? Хорошенько поразмыслив, полагаю, тут хоть немного за лор можно уцепиться. Открываем главу «1. Нежданные гости» из сказки «Хоббит, или Туда и обратно»: «[Гэндальф] подошёл поближе и остриём посоха нацарапал на красивой зелёной двери некий странный знак [для дворфов]», – только нюанс заключается в том, что этим неким странным знаком Гэндальф помогал сбыться пророчествам, а не просто провести кого-то из пункта «А» в пункт «Б».

 

7). Процедурная Мория. Нет ничего удивительного в процедурной генерации мира, так как игра является «выживачом». Знаете, отнесись девелоперы с уважением и почтением к профессору и его творчеству, на генерируемый мир можно было бы закрыть глаза в угоду геймплею, но тут не тот случай. Дело в том, что карта Мории в том или ином виде разработана Толкиным. Из любительских работ, мне нравится карта Мории за авторством Даниэля Рива (Daniel Reeve).

 

8). Чёрные. На сладкое я оставил такую тему, как соотношение цвета кожи дворфов и негров. «Сильмариллион», глава 2 «Ауле и Йаванна»: «Говорят, что создателем дворфов был Ауле. Во тьме Средиземья он так страстно ждал прихода Детей Илюватора,.. [что] Ауле… создал дворфов такими, каковы они сегодня. Ауле… наделил [дворфов] силой и неутомимостью… Так в подгорном чертоге Ауле появились Семь Праотцов дворфов. …Ауле схватил огромный молот, чтобы разбить дворфов, и плакал при этом. Но Илюватор, видя его раскаяние, решил иначе. И вот дворфы испугались, отскочили в стороны от грозного молота и взмолились о пощаде. [Илюватор:] «…твои создания уже живут своей жизнью и говорят своим голосом… Дворфам твоим спать отныне в подгорной тьме». …Эльфы верили, что, умерев, дворфы возвращаются в камень, из которого были созданы».

Помимо семи праотцов дворфов, выделяют дворфов-карликов, к коим принадлежал Мим и двое его сыновей. О них можно почитать в одном из вариантов «Нарн и Хин Хурин», что на Всеобщий язык можно перевести как «Дети Хурина». Итого мы имеем восемь разновидностей дворфов в Арде. К сожалению, у профессора не все семь родов, берущих своё начало от семи праотцов, детально расписаны. Доподлинно известны только названия всех родов дворфов:

  • Длиннобороды (англ. Longbeards) или народ Дурина (англ. Durin’s Folk);
  • Огнебороды (англ. Firebeards);
  • Широкозады (англ. Broadbeams);
  • Железноруки (англ. Ironfists);
  • Жёсткобороды (англ. Stiffbeards);
  • Черновласы (англ. Blacklocks);
  • Камненоги (англ. Stonefoots).

Из описаний родов и их названий невозможно установить точный цвет кожи каждого рода, то есть нельзя утверждать, имел ли какой-либо род цвет кожи, аналогичный нашим земным расам. С другой стороны, мы видим, что Вала, кузнец Ауле, сотворил праотцов дворфов из камня. При этом нигде не говорится, из какого камня разработаны дворфы. Поэтому нельзя утверждать, ибо подтверждений в каноне нет, но также нельзя исключать, что кто-то из праотцов мог быть создан, скажем, из оникса. Задать вопрос напрямую профессору или его сыну Кристоферу по этой теме (равно как любым иным) не представляется возможным, ибо в могилах оба лежат. Помимо очевидных фактов, предлагаю рассмотреть несколько иллюстраций к произведениям Толкина, созданных самим Джоном Рональдом Руэлом и двумя иллюстраторами его книг – Аланом Ли и Джоном Хоу:

Несмотря на то, что изображение черно-белое, на этой иллюстрации, также как на других за авторством профессора, дворфы обладают светлым оттенком кожи. Справедливости ради, кто бы ни был нарисован конкретно из дворфов у профессора, тут явно изображены члены отряда Торина Дубощита (род Длиннобородов), добравшиеся до Эсгарота, на Всеобщем языке часто именуемого Озёрным городом. События отражены в «Хоббите, или Туда и обратно» в главе «10. Радушный приём».

А здесь изображены дворфы отряда Торина Дубощита – Бильбо и Гандальв, обсуждающие план похода к Эребору, что на Всеобщий язык можно перевести как Одинокая гора. «Хоббит, или Туда и обратно». Глава «1. Нежданные гости».

[Дворфы в плену у гоблинов.png. Комментарий под изображением: «A Middle-earth Traveller: Sketches from Bag End to Mordor»àpage 74. John Howe]

Дворфы из отряда Торина Дубощита в плену у гоблинов. «Хоббит, или Туда и обратно». Глава «4. Через гору и под горой». Цвет кожи на приведённых иллюстрациях точно не как у негров, но в рассмотренных нами работах отображён только род Длиннобородов.

 

***

Конечно, было бы несправедливо отмечать исключительно неудачи авторов игры. После некоторых раздумий я решил упомянуть парочку позитивных примеров работы с лором. Гэндальфа назвали Тхаркуном. «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья», «Истари»: «В разных странах меня зовут разными именами. Среди эльфов я Митрандир, среди дворфов – Тхаркун; Олорином звался я во дни моей юности на Западе, что ныне забыт; на Юге я Инканус, на Севере – Гэндальф; а на восток я не хожу». Ещё в The Lord of the Rings: Return to Moria есть Арик, Ворон из Эребора. Он умеет общаться с дворфами, оказавшимися в игровом воплощении Кхазад-дума. Сам Арик, насколько могу судить, создан специально для «выживача», но вот говорящие вороны действительно обитали в мире Арды. «Хоббит, или Туда и обратно», гласит следующее. Глава «15. Тучи собираются»: «…а вместе с дряхлым-предряхлым вороном… он [то есть ворон] медленно, с трудом скакнул к Торину. — О Торин, сын Траина, и Балин, сын Фундина, – прокаркал он (…ворон говорил человечьим, а не птичьим языком)». Жаль, но на этом всё.

В заключение статьи хочется пожелать разработчикам думать не только о деньгах и лёгкой наживе, но в первую очередь о том, как обходиться уважительно с работой людей, чьим творческим наследием они пользуются.


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Атма:

    Гномами Толкиен хотел называть другую расу. Суть в том что «Dwarf» — по-русски карлик, но в фентезийном варианте гном. «Дворф» это творчество надмозгов в ключе «Я не знаю как переводится английское слово, потому напишу его русскими буквами, вот и пиривотт хДДДД».

  2. Рексарыч:

    Атма, если речь о переводе, то скорее да, чем нет. Я не лингвист, поэтому спорить тут не смогу. Сходу не вспомню, где было написано, но по-моему в «Письмах» есть эта информация: Профессор изначально использовал слово «гном», но позже перешёл на «дворф» с устаревшим вариантом написания. Если требуются неопровержимые доказательства — скажи. Придётся искать цитаты. smile

  3. Атма:

    Не дворфы а гномы no