Примерно десять лет назад обновлённое после ухода на пенсию легендарного Хироси Ямаути руководство Nintendo приняло ряд ключевых решений, которые, как показала жизнь, помогли компании не только сохраниться на рынке электронных развлечений, но и вернуть утраченное лидерство. На заре нулевых «Большая N» пыталась тягаться с транснациональными титанами – Sony и Microsoft – на их «поле», гоняясь за графическими технологиями и налегая на агрессивный маркетинг. Но всё это привело лишь к тому, что фирма понесла убытки и могла повторить печальную судьбу коллег из Sega, переставших выпускать собственные приставки после фиаско Dreamcast. Неудивительно, ведь финансовый потенциал соперников несопоставим. У Nintendo, в отличие от конкурентов, никакого страховочного троса за спиной никогда не было – видеоигры её единственное сокровище.
Поняв, что следующий этап гонки вооружений загонит компанию в гроб, Сатору Ивата и его подчинённые разработали принципиально иную стратегию, главное место в которой заняли инновации. Wii и DS с блеском исполнили свою роль – благодаря этим двум системам Nintendo вернулась на вершину успеха. Настало время вновь посостязаться с теми, кто когда-то был заведомо сильнее. Фирма снова выбрала путь фансервиса и уникальных технологий.
История создания Wii U
Вопрос о разработке новой платформы возник в 2008 году. Главная задача, которую на этот раз поставили руководители компании перед инженерами – ликвидировать техническое отставание от Xbox 360 и PlayStation 3, то есть добавить к уже имеющимся наработкам HD-графику и полноценный онлайн-сервис, сохранив при этом инновационные методы управления игрой. В ходе долгих исследований, обсуждений и споров было принято решение обеспечить новую консоль контроллером с сенсорным экраном.
Идея установить в геймпад дисплей появилась благодаря функции Wii Connect 24. Когда выключенная Wii находится в режиме ожидания, она продолжает взаимодействовать с интернетом и получать новые сообщения. Дабы оповестить владельца о новом событии, на корпусе приставки начинает мигать синяя светодиодная подсветка. Проблема в том, что ради прочтения письма пользователю приходится включать телевизор. Закономерным образом у разработчиков возникла мысль добавить экран в контроллер, избавив тем самым игрока от лишних телодвижений. Так появилось принципиально новое устройство, открывающее бескрайние просторы для гейм-дизайнеров и освобождающее пользователей от телевизионной зависимости.
Слово «Wii» родилось с приходом на рынок самой консоли (в рабочем варианте приставка называлась Revolution, и лишь за несколько недель до релиза обрела своё окончательное имя). Wii – значит We, иносказательное «Мы». Концепция пульта с датчиками движения является настолько простой, что её без труда смогли освоить люди, ранее обходившие видеоигры стороной. «Стало ясно, насколько много МЫ получаем веселья, когда играем вместе» – говорит президент американского подразделения Nintendo Реджи Филс-Эйм – «Когда мы начали думать о создании новой системы, мы пришли к мнению, что да – игры, наверное, и должны быть предназначены для каждого из нас, но они могут превосходно подходить только для ТЕБЯ». Данное определение решено было взять за основу названия новой консоли – We yoU = Wii U. «Это система, которой мы будем наслаждаться вместе, в то же время её имя намекает на то, что она сделана для ТЕБЯ» – продолжает рассказывать Реджи – «Другие ассоциации с этим словом, это: «легкая / easy», «уникальная / Unique», «унифицированная / Unify», а быть может даже «утопическая / Utopian»? Ответ – да, для каждой из них».
Технические характеристики
Nintendo намеренно позиционирует Wii U GamePad как самую главную изюминку новой консоли. В действительности это так и есть. Ещё никто не изобретал контроллер со встроенным дисплеем на стационарную систему. Разве что Sega во времена Dreamcast выпустила Visual Memory Unit. В случае с Nintendo речь идёт о полноценном сенсорном экране, который позволяет играть даже без использования ТВ и выводить при этом первоклассную графику, добиться которой может только мощная платформа. Когда Wii U впервые анонсировали, многие подумали, что компания презентовала новый контроллер для Wii. Саму виновницу торжества бегло показывали в кадре, да и то на заднем плане. Менеджеры неохотно делились цифрами о вычислительной мощи новой консоли, которыми так любят меряться хардкорные геймеры.
Внешне Wii U схожа со своей предшественницей Wii. Габариты консоли составляют всего 45 мм в высоту, 266 мм в длину и 172 мм в ширину. Вес приставки 1,6 кг. Это ненамного больше и тяжелее Wii, причём внутри изящного корпуса скрыта мощная начинка. Сердцем платформы стал многоядерный микропроцессор IBM Power. За обработку графики отвечает чип AMD Radeon, выдающий разрешение 1080p.
При проектировке материнской платы Wii U, Nintendo тесно сотрудничала с тремя известными корпорациями: IBM, AMD и Renesas. Компания поставила цель снизить энергопотребление, габариты и шум консоли, при этом увеличить быстродействие и производительность. Временно была создана Nintendo Team, которая включала в себя инженеров со всех корпораций. Результатом плодотворной деятельности стал единый блок чипов – MCM, на котором размещены центральный (CPU) и графический процессоры (GPU). Благодаря MCM была выполнена поставленная задача. Наличие CPU и GPU в одной «упаковке» существенно увеличивает быстродействие, снижает энергопотребление и требует всего одного радиатора для охлаждения вместо двух, как это было раньше, соответственно и выдаваемый шум заметно ниже.
На борту Wii U 2 Гб оперативной памяти. Это в 20 раз больше, чем у Wii. 1 Гб зарезервирован под игры, ещё 1 Гб используется системой, поэтому можно пользоваться Miiverse и другими приложениями, не прерывая геймплей. Вместо встроенного жёсткого диска для хранения информации на материнской плате установлена флэш-память. В зависимости от комплектации, её объём составляет 8 или 32 Гб. Приставка без проблем «дружит» с внешними запоминающими устройствами: это и USB-накопители, и внешние жёсткие диски, которые можно подключить к четырём USB-портам. Два из них расположены спереди, два сзади. Wii U поддерживает внешние HDD ёмкостью до 2 Тб. Есть разъём для карт памяти SD. На манер Wii, в новой системе отсутствует лоток дисковода. Компакт-диск загружается в стильную щель. Медиа-носителем для консоли является Wii U Optical Disc объёмом 25 Гб, при максимальной скорости считывания 22,5 Мб/сек. Wii U также оснащена модулем Wi-Fi, работающим по стандарту IEEE 802.11 b/g/n. Для тех, у кого отсутствует «вайфай», предусмотрен опциональный LAN-адаптер, подключающийся к одному из USB-портов.
Wii U имеет обратную совместимость со всеми играми и аксессуарами для Wii. В их числе: Wii Remote, Wii Motion Plus, Wii Remote Plus, Nunchuck, Wii Classic Controller и Wii Balance Board. Полная поддержка периферийных устройств в новой консоли вполне обоснована, ведь владельцами Wii стало более 100 миллионов пользователей по всему миру. Идея с применением датчиков движения в Wii Remote оказалась востребованной и в новых играх для Wii U. В основном это проекты для вечеринок (Just Dance 4) и режимы многопользовательской игры (Nintendo Land), но есть и такая известная франшиза, как Pikmin 3, поддерживающая на выбор две схемы управления – Wii U GamePad и Wii Remote.
Эволюция контроля
До сих пор современные игровые консоли не могли обойтись без телевизоров. С появлением Wii U и её контроллера в виде планшета всё изменится. Теперь приставка может работать автономно, выводя HD-изображение на геймпад. Представьте ситуацию, когда вашим близким захочется посмотреть любимый фильм, а вы тем временем увлечены игрой по сети с другом. С Wii U GamePad проблема решится с выгодой для обеих сторон: родные будут смотреть фильм по телевизору, а вы переключитесь на экран контроллера и продолжите онлайн-поединок. С другой стороны, уникальные возможности расширяют границы креативности для разработчиков игр. Игровая статистика, инвентарь, быстрый доступ к оружию, карта местности – это лишь малая часть примеров использования Wii U GamePad на практике.
Геймпад Wii U на первый взгляд кажется очень простым устройством, в то же время это сложнейшее с технической точки зрения изобретение. По форм-фактору контроллер представляет плоский прямоугольный объект с закруглёнными краями. Дизайн задней стороны имеет выпуклые места для удобного расположения ладоней. В центр передней панели установлен резистивный сенсорный дисплей с диагональю 6,2 дюйма, то есть 15,7 см в метрической системе. Соотношение сторон 16:9, с разрешением экрана 854х480 точек. Для использования тачскрина достаточно нажать пальцем на необходимую область или воспользоваться стилусом. Во время переноски стилус вставляется внутрь корпуса. Wii U GamePad, как уже подмечено выше, напоминает интернет-планшет, но называть его так всё же некорректно, поскольку он имеет кнопки управления, как и на любом другом геймпаде.
Сенсорный дисплей и кнопки – это ещё не всё. Сверху мы видим камеру, а слева от кнопки Home расположено отверстие микрофона. Это позволяет проводить видеочаты с друзьями, делать свои фотографии. Кто знает, что ещё может прийти в голову разработчикам игр? Если присмотреться внимательно, то легко заметить в нижней части корпуса стереодинамики, а сверху – ползунок уровня громкости и разъём для наушников. Есть ещё одна интересная особенность геймпада: он выполняет функцию ввода / вывода информации по технологии NFC. Благодаря ей можно взаимодействовать, к примеру, с фигурками персонажей, различными карточками и т.д. Приёмник / передатчик NFC-сигнала находится под крестовиной. А рядом с кнопкой питания располагается опция TV Control, которая превращает панель в пульт от телевизора.
В Wii U GamePad есть функции, о существовании которых нельзя догадаться по его внешнему виду. Речь, конечно же, о встроенном моторчике для эффекта вибрации, а также о возможности управлять кинетическими движениями контроллера, как в Wii Remote. Для определения положения в пространстве геймпад использует трёхосный акселерометр, гироскоп и геомагнитный сенсор. Многообразие технических решений питается за счёт встроенного литий-ионного аккумулятора. Удивительно, но вес геймпада, учитывая его размеры, составляет всего около 500 грамм. Использование телевизора и дисплея на геймпаде Wii U напоминает о Nintendo DS и Nintendo 3DS. Главным отличием является то, что Wii U GamePad не «прикручен» к телевизору, по сравнению с портативными системами, где оба экрана установлены в одном корпусе. Соответственно, события на дисплее геймпада и экране телевизора могут сильно отличаться. Среди разработчиков появился термин «асимметричное разделение», который идеально описывает эту уникальную ситуацию. Ярким примером асимметричного геймплея является проект Wii U Panorama View. В игре можно перемещать геймпад в любую сторону, чтобы рассмотреть с наиболее удобных ракурсов заранее записанное видео, показываемое через консоль на ТВ.
Первым периферийным устройством для новой консоли стал Wii U Pro Controller. Это традиционный пад, имеющий более компактные размеры и меньший вес по сравнению с Wii U GamePad. Внешне как две капли воды похож на пад от Xbox 360. Он создан для тех, кто предпочитает продолжительную игру и классический геймплей. Слово Pro в названии говорит о том, что он разработан для хардкорных геймеров, которым, возможно, больше понравится именно такая схема управления. В отличие от контроллера для Xbox 360 и DualShock 3, в Wii U Pro Controller оба аналоговых рычажка расположены сверху. Ниже левого стика размещена крестовина, а ниже правого – кнопки Y, X, B, A. В центре находится кнопка Home, по обеим сторонам от которой есть кнопки -/Select и +/Start. Ниже присутствует кнопка Power. На торце находятся левый и правый бамперы (L, R) и триггеры (ZL, ZR).
Nintendo Network и Miiverse
Трудно представить современную игровую консоль без подключения к собственному онлайн-сервису. Это необходимый элемент, объединяющий геймеров со всей планеты, предлагающий широкий спектр служб и услуг, в разы продлевающий удовольствие от видеоигр и не только. С другой стороны, это отличная возможность для разработчиков сделать рекламу своего продукта, поместить этот продукт на продажу и обеспечить его дополнительным скачиваемым контентом. Онлайн-сервис решает массу проблем, главная из которых – время и расстояние, которые нужно преодолеть для получения игры на физическом носителе. С онлайном вы будете играть в свежий хит в день его выхода.
В январе 2012-го президент Nintendo Сатору Ивата в ходе встречи с инвесторами объявил о создании нового онлайн-сервиса – Nintendo Network. Эта сеть специально разработана для Nintendo 3DS и Wii U. Она пришла на смену Nintendo Wi-Fi Connection. Одним из главных нововведений службы является поддержка учётных записей пользователей (для Wii U), а также интернет-магазин для покупки полных версий игр и дополнительного контента к ним. «Не важно, наши это игры, или игры сторонних разработчиков» – заявил Ивата инвесторам – «Для всех мы активно добиваемся совместимости, чтобы наши клиенты остались довольны». Однако, это лишь вершина айсберга. Учась на ошибках прошлого, Nintendo создаёт социальную сеть для геймеров, не имеющую аналогов в мире. Эта сеть получила название Miiverse. Понятие Miiverse складывается из двух слов Mii + Universe, что буквально означает «Вселенная Mii». В свою очередь, Mii – это анимированные персонажи, которые являются виртуальным отображением геймеров в игровой среде.
Принцип действия Miiverse можно сравнить с веб-форумом, только роль тематических разделов берут на себя сами игры. Геймеры могут делиться впечатлениями, советами, подсказками и прочим, находясь непосредственно в видеоигре (и не только). Причём весь информационный контент остаётся, к нему можно будет вернуться позже. Непосредственным инструментом для общения служит Wii U GamePad. Классические контроллеры лишены клавиатуры, и если в вашем распоряжении только они, то нужно привыкать набирать текст через виртуальную панель. Геймпад Wii U решает эти проблемы, предоставляя удобную экранную клавиатуру.
Общение, покупки, приключения
Типичная картина общения в Miiverse выглядит следующим образом. Допустим, геймер не может собрать большую монетку в New Super Mario Bros. U. Чтобы обратиться за помощью, достаточно, не выходя из игры, нажать на кнопку Home и выбрать Miiverse. Система автоматически откроет раздел с New Super Mario Bros. U. Теперь с помощью геймпада можно попросить помощь, написав: «Как собрать эту монетку?», а сообщение сопроводить скриншотом из того самого места игры, в котором была нажата кнопка Home. После публикации стоит немного подождать и, вероятно, через некоторое время кто-нибудь подскажет, как решить эту проблему. Miiverse – это социальная сеть в динамике. Она постоянно растёт и меняется. Появляются новые сообщества, система фильтрации сообщений и т.д. Miiverse – это тот компонент, который связывает игроков со всего мира в единое целое. Благодаря этой сети, геймеры стали ближе друг к другу как никогда раньше.
Впервые онлайн-магазин Nintendo eShop появился ещё на 3DS. Это ответ Nintendo на PlayStation Store и Xbox Live! Marketplace. Nintendo eShop позволяет покупать и скачивать полные версии игр, проекты от независимых разработчиков, демо-версии, дополнения, игры Virtual Console. Также здесь можно почитать новости о новинках, просмотреть видеоролики, скриншоты, оставить отзывы о приобретённых играх. На Wii U, в отличие от 3DS, изменён пользовательский интерфейс, но в целом структура осталась схожей. Навигация по магазину осуществляется при помощи геймпада.
Wii U без преувеличения можно считать игровой консолью, в которой используется самый быстрый интернет-браузер. Консольный сёрфинг в интернете впервые стал таким же удобным, как и на ПК. Ввод текста, прокрутка страниц, увеличение масштаба и прочее осуществляется непосредственно на сенсорном экране контроллера. Программисты Nintendo пошли ещё дальше. Они добавили в браузер элемент своеобразной игры. Предположим, что возле приставки и телевизора собралась семья или группа друзей. Пока кто-то ищет при помощи геймпада нужную страницу в интернете, остальные видят на экране ТВ занавес. Как только игрок находит нужный контент, он открывает доступ, чтобы поделиться своей находкой с окружающими. Это определённо добавляет азарта и веселья к общению в кругу семьи и друзей. Другим немаловажным приложением является Wii U Chat. При помощи этой программы и встроенной в геймпад камеры можно отправлять и принимать видеовызовы. В отличие от аналогичных служб на других платформах, Wii U Chat позволяет рисовать на экране геймпада. Пользователи во время чатов могут обмениваться рисунками.
Комплекты поставки и запуск Wii U
На старте консоль представлена двумя комплектами: Wii U Basic Pack и Wii U Premium Pack. В базовую комплектацию входит геймпад и консоль Wii U белого цвета с 8 Гб внутренней памяти. Также прилагаются два блока питания: один для Wii U, второй для подзарядки геймпада. Рекомендованная розничная цена Wii U Basic Pack в России составляет 12 999 рублей. В расширенную версию входит геймпад и консоль Wii U чёрного цвета с 32 Гб внутренней памяти. Также прилагается HDMI-кабель и два блока питания для консоли и геймпада. В расширенное издание входит игра Nintendo Land, подставка для вертикального размещения Wii U, сенсорная панель для совместимых аксессуаров от Wii и два держателя для геймпада. Один служит для удобной подзарядки устройства, второй является обычной подставкой. Владельцы Premium Pack становятся участниками промо-акции Nintendo Network Premium. При покупке игр в eShop пользователи получают баллы, которые потом можно будет обменять на условную валюту с целью приобрести скачиваемые игры и дополнения. Рекомендованная розничная цена Wii U Premium Pack в России составляет 14 999 рублей.
На сегодняшний день в продаже можно встретить два других варианта Wii U Premium Pack. Оба отличаются включённой в комплект игрой, а также наличием Wii U Pro Controller. В первый вариант входит игра ZombiU, во второй – Monster Hunter 3: Ultimate. Рекомендованная розничная цена каждого из комплектов составляет 16 499 рублей. В России Wii U вышла 21 декабря 2012 года. В поисках новых рынков Nintendo сделала ставку в том числе на российского потребителя. Благодаря этому пользователи получили качественную локализацию не только консоли, но и вышедших к ней игр. Одновременно с запуском Wii U было представлено более двадцати лаунч-тайтлов, в числе которых такие эксклюзивные хиты, как ZombiU, New Super Mario Bros. U и Nintendo Land.
В ходе рождественских и новогодних праздников Wii U разошлась по всему миру тиражом более чем три миллиона консолей. Несмотря на успешный запуск, в течение первых трёх месяцев 2013 года объём продаж Wii U заметно сократился. Президент Nintendo Сатору Ивата во время проведения январского выпуска Nintendo Direct извинился перед пользователями и потенциальными клиентами за отсутствие новых ключевых игр для Wii U. Он попросил набраться терпения и пообещал, что начиная с марта 2013 года на новой консоли от Nintendo начнут регулярно выходить значимые проекты, включая Lego City: Undercover, The Wonderful 101, Pikmin 3, Bayonetta 2, новые части серии The Legend of Zelda и многие другие. Несомненно, Wii U обладает потенциалом, раскрыть который компании нужно в самое ближайшее время.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич