Этюд в тёмно-синих тонах

Про консольные шутеры за последние двадцать лет было сказано много обидных слов, и в основном эти обидные слова справедливы. FPS – очень подвижный жанр, в нём нужно постоянно вертеть головой по сторонам и метко стрелять без автоприцела. Делать это без клавиатуры и мыши чертовски тяжело. Но так было не всегда. Ранние боевики с видом «из глаз» отличались от современных одной существенной деталью – они не были по-настоящему трёхмерными. Ни в Wolfenstein 3D, ни в Doom игроку не позволялось регулировать высоту «ствола». Герой, тем не менее, никогда не давал осечки, если мишень оказывалась на линии огня. Этот нюанс позволил выпустить несколько неплохих игр на консолях.

Zero Tolerance стала настоящим пролетарским ответом «писишным» хитам. Ответом очень дерзким и стильным. Игра погружала в свою атмосферу с первых секунд запуска картриджа, с первых ноток мрачноватого саундтрека, начинавшего звучать одновременно с появлением на экране синих букв SEGA. Пожалуй, это вступление осталось одним из самых ярких и запоминающихся в своём формате. Затем – сюжет, не слишком изысканный, но достаточно мотивирующий. Нападение злобных инопланетян, что может быть прелестнее? Затем – ошарашивающий выбор аж из пяти персонажей, на каждого из которых есть подробное досье. Сатои Иши – единственная девушка в мужском коллективе, спец в области радиотехники и связи, а также чемпион по стрельбе; Скотт Хейл, негр-подрывник с горячим нравом и внушительными габаритами, отлично разбирается в динамите; Джастин Вульф – фельдшер и специалист по оружию ближнего боя, умеет метко стрелять из пистолета и эффективнее остальных коллег использует аптечки; Тони Рамос – на вид обычный «ботаник», на деле мастер контактных единоборств и эксперт в области разведывательной аппаратуры; наконец, бунтарь и душа компании Томас Гьёруп – любитель импровизации на поле боя. Между прочим, если внимательно изучить титры в конце прохождения, эти же имена обнаружатся в списках команды разработчиков. Такой вот своеобразный корпоративный юмор.

Только после всего этого – сорок этапов упоительного экшена. Сверху вниз. От космической орбитальной станции до катакомб здания комитета обороны. Каждый уровень – запутанный лабиринт, в котором нужно найти дорогу к лифту, а заодно зачистить всех врагов, если есть желание получить пароль от пройденного этажа. Огромное пространство для исследования. Плохая видимость. Шорох собственных шагов и неожиданные атаки противников. Шутер органично дополнили элементы «ужастика» и «данжена» – минимум открытого пространства, коридоры и двери, двери и коридоры. Разве что никаких ключей искать не нужно. Зато можно облазить все закутки в поисках оружия и дополнительного оборудования. Этого добра здесь огромное количество, но, увы, только пять ячеек в инвентаре. Если учесть, что одна из них необходима под бронежилет, то вовсе четыре. Тем острее потребность в изучении персонажей, дабы знать, чем лучше заполнять дефицитные позиции.

Визуально «сеговская» игрушка, конечно же, проигрывает своим «писишным» визави, однако изо всех сил это маскирует. Половину экрана занимает тактическая карта и визитная карточка выбранного персонажа. Сверху видны все пять ячеек инвентаря. Само игровое пространство очень ужато, но от этого оно только выигрывает – не так бросаются в глаза чудовищно низкое разрешение картинки и близкая к отсутствующей анимация. Зато – кровища на стенах! А также озвучка всех предметов приятным женским голосом: shotgun collected, medicine collected… Между прочим, большая редкость для тех времён, ставшая одной из самых запоминающихся фич всей игры. Вишенка на торте – рисованные заставки в дополнение к текстовому изложению сюжета.

Zero Tolerance была настоящим хитом своего времени. Но самое любопытное, что она жива до сих пор. Интерес публики к этой игре пережил приставку, на которой она вышла, студию, которая её создала, и издательство, которое её выпустило. В сети можно найти немалое количество фанских сообществ, до сих пор горячо обсуждающих сюжет и геймплей боевика. Игра также крайне популярна среди моддеров и ромхакеров, создающих новые уровни вместо классических. Есть даже попытки собрать фанский римейк с современной графикой на одном из ныне популярных «движков». Остались не до конца раскрытые тайны в самом оригинале. Так, многие с удивлением узнают, что в Zero Tolerance есть кооперативный мультиплеер. Запустить его – дело непростое, но увлекательное. Для этого надо собрать в одном помещении две «Сеги», два телевизора, два картриджа с игрой, спаять линк-кабель из обрубков джойстиков (достать настоящий, выпускавшийся очень маленьким тиражом эксклюзивно для этого проекта, почти нереально), после чего насладиться совершенно новыми ощущениями от, казалось бы, давно знакомого шедевра. К сожалению, способа повторить трюк на эмуляторах пока не придумали.

Кстати, по плану «Зеро Толерансов» должно было быть два. После успеха первой части кудесники из студии Technopop с энтузиазмом принялась ваять сиквел, но до конца дело, к сожалению, не довели. Выход на рынок Sony PlayStation резко обвалил продажи 16-битных консолей, как следствие, издательство Accolade сочло выпуск продолжения потенциально убыточным. Об этой истории, возможно, никто бы не вспомнил, как о сотнях других абандонов, регулярно случающихся в игровой индустрии, но несколько лет спустя сами «технопоповцы» (бывшие, так как студия уже прекратила существование) выкинули в сеть ром для эмуляторов под названием Beyond Zero Tolerance. Бета очень сырая, пройти до конца её невозможно, но для фанатов, конечно, настоящий подарок. Теперь уже защитники Земли должны были нанести ответный визит в логово инопланетян… Жаль, не срослось. Впрочем, даже без этого Zero Tolerance – один из главных эксклюзивных хитов в библиотеке MegaDrive.


Автор:

Neon Knight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.