Повторная реанимация

Время от времени в игровой индустрии появляется некий популярный проект, определяющий новые стандарты того или иного жанра. Коллеги по цеху тут же подхватывают тему, принимаясь делать собственную продукцию в похожем стиле. Подобных историй была масса, начиная с «Контры» и «Дума». В наше время хиты такого масштаба встречаются реже, однако принцип остаётся неизменным: за лидером всегда тянутся последователи и подражатели. Благодаря успешному перезапуску сериала Resident Evil в середине десятых, а в особенности после римейка второго «Резидента» в 2019-м, многие правообладатели «хоррорных» тайтлов решили, что настало время собрать свои детища в новой обёртке. Так мы получили целую линейку первоклассных «ужастиков» новой волны со знакомыми уху названиями. Вернулась из лимбо серия Dead Space (один из авторов которой, кстати, успел отличиться своей The Callisto Protocol), освободившаяся от оков Microsoft студия Remedy явила миру великолепную Alan Wake II, а Konami совместно с Bloober Team прямо сейчас трудится над переосмыслением Silent Hill 2. До кучи, сам Resident Evil продолжает успешно опустошать кошельки фанатов. Поддерживая тренд, в 2024-м из долгого забвения наконец-то выбралась Alone in the Dark.

Именно эта серия, а не Resident Evil, является пионером жанра Survival Horror в его современном облике. Синдзи Миками, словно пронырливый двоечник, подсмотрел геймплейные ходы у соседа по парте, добавил к ним мистической атмосферы и мелких деталей из Sweet Home, а затем выдал аудитории результат в максимально эргономичной оболочке. В 1996-м оригинальный Resident Evil прославился на весь мир, отчего его стали ошибочно считать родоначальником «ужасов на выживание», хотя истинные корни уходят к самой первой Alone in the Dark, датированной 1992 годом. Сколько вам лет было тогда? То-то! Мало кто помнит, с чего начинались приключения Эдварда Карнби и Эмили Хартвуд. После трёх полноценных игр и одного маленького рождественского сувенира сериал пропал с радаров, но вернулся в 2001-м на передовом по тем временам «железе» PlayStation 2 (версия для первой «плойки» тоже была). Alone in the Dark: The New Nightmare до сих пор остаётся лучшей в послужном списке. Казалось, нет никаких препятствий для ещё одного достойного сиквела, но вместо этого в 2008-м случился провальный перезапуск, зачеркнувший достижения предшественников. Шанс на реабилитацию появился в 2018-м, когда права на франшизу перешли от Atari к THQ Nordic. Новые владельцы поручили шведской студии Pieces Interactive вернуть угасшую эпопею в актуальный дискурс. Так родилась на свет Alone in the Dark образца 2024 года.

Основой повествования является знакомая по самой первой игре цикла история о частном детективе Эдварде Карнби и девушке Эмили Хартвуд, источниками вдохновения для которой послужили произведения Говарда Лафкрафта двадцатых-тридцатых годов прошлого века. В текущей версии дядя Эмили – Джереми, не покончил с собой, а находится на лечении в психиатрической лечебнице Дерсето. Знакомое место, только здание стало полноценной действующей клиникой, а не заброшенным особняком. Джереми отправляет письмо своей племяннице, в котором просит, чтобы та не волновалась за него, однако тон послания говорит об обратном. Сразу же ставится вопрос, насколько внутри семьи мы дороги друг другу, готовы ли прийти на помощь, когда чувствуем, что кто-то в ней нуждается, в противном случае угрызения совести будут преследовать нас всю жизнь. Эмили решает всё проверить лично, при этом нанимает детектива Карнби для содействия, поскольку чует неладное. Парочка главных героев прибывает в Дерсето вместе, а не врозь, как прежде. Таким образом, буквально с пролога прослеживается тщательная проработка сюжета, в отличие от скупого на подробности оригинала. Во вступлении мелькают кадры поездки Эмили и Карнби на машине, а особняк располагается в штате Луизиана на берегу озера – у игравших в Resident Evil 7 немедленно возникает ощущение дежавю. Поздравляю, теперь вы знаете ещё одну страшную тайну Capcom: японцы подрезали идеи из Alone in the Dark дважды.

По прибытии на место пора определиться с протагонистом. Продюсеры раскошелились на двух известных актёров: роль Эмили исполняет Джоди Комер, знакомая по блокбастеру Ридли Скотта «Последняя дуэль»; Эдварда Карнби отыгрывает Дэвид Харбор, звезда сериала «Очень странные дела». Оба артиста не только подарили внешность своим виртуальным воплощениям, но и озвучили их. Пожалуй, лучшего сочетания придумать сложно, у дуэта явно прослеживается «химия» в кадре. Эмили выглядит респектабельно, а Эдвард пышет мужской харизмой, внушая чувство защищённости, в которой так нуждается девушка. К сожалению, дальнейшие пути героев не связаны между собой. Вместо этого написаны две новеллы с одинаковой последовательностью событий и локациями, но отличающимися диалогами и сценами. В довесок у каждого протеже припасено по персональной главе, где раскрывается тайна их личной трагедии. В общих чертах, прохождение за Эдварда более простое в плане познания всех тонкостей сюжета, но если вы хотите более эмоциональный и насыщенный психологический триллер, то лучше взяться за Эмили, ведь именно её дядю мы приехали навестить. Сотрудники клиники понятия не имеют, куда он делся, а немногочисленные пациенты мало чем способны помочь. Что ж, придётся перевернуть особняк вверх дном, дабы найти Джереми.

В самом начале пути игра даже не пытается разложить всё по полочкам. На самом деле это одна из её сильных сторон. Можно провести параллель с чтением книги, вводные страницы которой непросты для восприятия, но они служат ключом к освоению произведения. Дерсето – идеальное место для переплетения элементов Survival Horror. Вы оказываетесь в замкнутом пространстве с десятками закрытых дверей и множеством головоломок. Есть даже опция отключения подсказок, чтобы как в старые добрые времена наобум шерстить помещения в поисках пропущенных зацепок. Многие из них таятся в книгах и записках, оставленных обитателями клиники. Читать предстоит много, благо есть перевод на русский. Нередко встречаются многоуровневые паззлы, скажем, когда для перекрытия трубы с вырывающимся из неё горячим паром нужен вентиль, лежащий в запертой комнате. Более всего интригуют загадки с талисманом. Если задать правильное число вращением дисков, он послужит проводником в миры грёз. Необходимо разузнать эти числа, затем понять, в каких местах нужен медальон. Открытие портала переносит действие в совершенно другое место. Воспринимается подобный переход как путь через дыру в стене из Silent Hill 4: The Room, или блуждания по лабиринтам разума Рувика из The Evil Within. Каждое посещение «астрала» приближает к разгадке исчезновения Джереми.

Открытые локации воодушевляют (особенно на контрасте с особняком), но не радуйтесь раньше времени, ведь именно там обитают наиболее жуткие твари и не менее опасный Тёмный Человек. К счастью, оба героя вооружены пистолетами, а чуть позже к ним в руки попадают дробовик с автоматом. Правда, патронов с гулькин нос, но баланс выстроен так, чтобы всегда оставался шанс выжить в бою. Если боезапас совсем оскудеет, то от монстров придётся отбиваться подручными средствами, либо уклоняться. Сила удара зависит от того, как долго вы держите кнопку. Изнашивается холодное оружие быстро, зато его много, причём поражает многообразие. Ладно там топор или лопата, в ход идёт даже увесистое распятие! Как вам такое? Механики «стэлса» тоже присутствуют. Можно прокрадываться на цыпочках под носом у врагов, или швырять кирпичом в кусты для отвлечения внимания. Что касается главного злодея, то не думайте, будто ему отведена роль надоедливого неубиваемого преследователя, на манер Пирамидоголового или Немезиса. Страшила пытается вас догнать всего один раз, в мирах грёз встречаются другие монстры. Разработчики пригласили концептуального художника Гая Дэвиса, известного своим творчеством в тандеме с режиссёром Гильермо дель Торо. Его авторский почерк довольно легко узнаваем. Чаще всего встречаются антропоморфные чудища без кожи, по всему телу которых извиваются древесные корни. Меня больше всего впечатлили похожие на амфибий создания, ползающие под землёй – при встрече с ними главное не бежать и не стоять на пути рытья борозды. Чем-то они напоминают существ из фильма «Дрожь земли».

К сожалению, команда аниматоров не сумела полноценно оживить сей прекрасный зоопарк. В поведении монстров явно прослеживается неуклюжесть действий, не хватает плавности движений. Остаётся теряться в догадках, почему шведам не дали ещё немного времени на шлифовку, ведь выход проекта всё равно переносился. Огорчает также то, что фонарик совсем не задействован в битвах, как это было в The New Nightmare, ведь Alone in the Dark ассоциируется с борьбой света и тьмы. С другой стороны, разработчиков стоит похвалить за превосходный дизайн локаций, изобилующих различными деталями. События игры переносят нас в 1930 год, интерьеры помещений отлично передают дух тех времён, к тому же используется цветовая палитра, создающая «эффект старины». В музыкальных композициях слышится характерное шипение граммофона, а джазовые мелодии добавляют картине «южный» колорит (Луизиана считается родиной джаза). Как только фоновая музыка начинает играть протяжными нотами в стиле Анджело Бадаламенти из саундтрека «Твин Пикс», события приобретают мрачный настрой. В такой обстановке поневоле пугаешься даже одиноко стоящего чучела медведя в главном холле больницы, или укрытой простынями мебели, напоминающей силуэты призраков. Время от времени герой вовсе оказывается между двумя мирами, когда благодаря скорости SSD комнаты особняка моментально превращаются в свои жуткие прообразы из мира грёз. Чувство дискомфорта преследует даже там, где нет прямой угрозы.

Великолепно срежиссированы сюжетные вставки, следить за жестикуляцией и мимикой обитателей клиники любопытно. Эх, такую бы анимацию, да в основной геймплей. Ведь могут же! В финале путешествия припасено несколько концовок. Чтобы их разблокировать, нужно искать так называемые «презенты» – различные предметы, разбросанные то тут, то там. Они также открывают доступ к дополнительным запискам и воспоминаниям, а самое интересное – к дробовику. Идею стоило бы расширить. Подобная концепция мотивировала бы игроков ещё лучше знакомиться с окрестностями, получая в награду различные бонусы, вроде нового костюма для Эмили или более мощного пистолета для Карнби, но увы, авторы остановились на полпути. Зато давние поклонники серии найдут массу отсылок к предыдущим эпизодам, в отсутствии преемственности игру упрекнуть нельзя. Главную интригу сценаристы припасли напоследок. На вопрос: «Что это было?» – внятный ответ найдётся вряд ли. Имели мы дело с чем-то сверхъестественным, или всё это проделки культа вуду? Быть может, Эмили и Эдвард попросту сошли с ума, оказавшись в таком располагающем к безумию месте, или всё описанное – плод бурного воображения писательницы и местной пациентки Кассандры Борегар? Догадайтесь сами.

Alone in the Dark получилась достойной представительницей жанра «ужасов на выживание» старой школы. Разработчикам удалось переверстать изрядно устаревший исходник, подтянув его к современным стандартам индустрии. К сожалению, не обошлось без спорных моментов в техническом плане, хотя даже явные недоделки визуального оформления не столь ужасны, чтобы ставить крест на всём проекте. Невысокие оценки игры в профессиональной прессе выглядят заниженными, истинным поклонникам Survival Horror большая часть ориентированного на исследование локаций контента и атмосфера должны прийтись по вкусу, а вот тем, кто ищет зрелищности и залихватского экшена, скорее всего, будет скучно. Кто знает, если бы акценты были выдержаны в духе Alone in the Dark: The New Nightmare, вероятно, удалось бы достичь большего.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    А мне вот в некоторых проектах-ужасах не хватает выживания. Прекрасно, что формулу ужаса и ограниченного боезапаса выдерживают и в наше время в нишевых проектах. А то находишь в первом эпизоде одной известной игры пушку с сигнальными ракетами, но тебе её даже использовать не дадут… Так как тебе с головой хватит патронов для револьвера, а по окончании эпизода — всю амуницию изымут. И вот спрашиваешь себя потом: ну и какого я экономил, стараясь убегать от всяких обезумевших, кои бегают быстрее главного героя?

  2. Neon Knight:

    А я хз как склонять — из лимбо, из лимба…