Незваный гость

Жил-поживал вдали от широкой геймерской аудитории рыжеволосый герой, и был его приключениям посвящён целый «ролевой» сериал – не сказать, что очень уж выдающийся (обычная для своей эпохи копия «Зельды»), но популярностью в узких кругах любителей японщины он всё-таки пользовался. Англоязычной публике его показывали вскользь, первую и третью часть увидели лишь владельцы «сеговских» приставок Master System и Mega Drive в начале 90-х, да и то крайне ограниченным тиражом. Однако в середине нулевых настал момент, когда выкупившая серию Konami решилась презентовать её широким слоям западной аудитории, и хотя очередной эпизод являлся уже шестым по счёту, выпустила рассказ о приключениях одинокого мечника на PlayStation 2 (а чуть позже на PlayStation Portable) без всякой цифры в названии. Зато с интригующим подзаголовком, сулящим приключения едва ли не библейского масштаба.

На этот раз главному герою, огнегривому Адолу, не повезло: потерпев поражение в морском бою, он оказался выброшен за борт своего корабля и попал на неизвестный остров. Остроухие обитатели затерянного кусочка суши залечили раны несчастного и тут же попросили его убраться куда подальше – мол, чужакам без хвоста, да ещё с человеческими ушами делать здесь нечего. Парень, недолго думая, отблагодарил спасителей и отправился исследовать открывшиеся перед ним просторы. С этого момента игроку даётся полный контроль над ситуацией и весьма условная, но единственная и неизменная цель. Какая именно – не будем уточнять во избежание спойлеров. Проблема в том, что кроме неё ничего мало-мальски увлекательного на пути нет. Доходит до того, что за время изучения очередного подземелья успеваешь забыть не только текущую задачу, но и обстановку в мире в целом. «Излишки сюжетной информации ни к чему, в них нет абсолютно никакой необходимости» – видимо, как-то так рассуждали разработчики, прописывая очередной беспричинный поход Адола в кишащую монстрами пещеру. Что он там ищет, почему выбор пал конкретно на неё – внятного объяснения вы, скорее всего, не найдёте.

Геймплей достаточно примитивен. Вместо того чтобы заставлять вас разучивать сложные комбо, запутанные магические паттерны или многослойную боевую систему, Ys предлагает экшен в стиле «чем меньше, тем лучше», почти как Alundra. В сражениях нужны только две кнопки – одна для атаки, другая для прыжка. Хотя это может показаться немного тусклым, работает всё безупречно. Изюминка заключена в экипировке – вам нужно постоянно решать, какой из трёх привязанных к стихиям мечей использовать в данный момент. Выбор между огнём, ветром и громом не так уж сложен, но следует точно понимать, какой элемент подходит конкретному врагу, а значит – внимательно изучать мир и его обитателей. Удары огнём по огненному противнику принесут вред вам, а не ему. Добавьте возможность «прокачивать» каждый из элементов, и у вас в распоряжении окажется несложная в освоении, но при этом очень тонко продуманная и сбалансированная «боёвка». Прыжки также играют важную роль, поскольку изометрический дизайн локаций с фиксированной камерой кишит обилием платформенных механик, складывающихся в многоступенчатые головоломки. Даже успехи в поединках с боссами это зачастую вопросы из серии как и откуда на них напрыгивать.

Лучшее, что есть в Ark of Napishtim – конечно же, визуальная составляющая, включая заточенную под аниме стилистику и спецэффекты. Игра отнюдь не использует возможности PS2 на полную катушку, скорее наоборот, она схожа с хитами для её предшественницы. В ней нет дорогих CG-роликов, а лишь бюджетные анимационные вставки, также нет кат-сцен с режиссурой уровня Final Fantasy. Иногда даже закрадываются мысли, будто «портирование» производилось с PSP на PS2, а не наоборот. Волшебство кроется в продуманности мира, его гармоничности и переплетении множества деталей. Оформление можно назвать морально устаревшим, поскольку статичный ракурс камеры возвращает нас к подзабытым стандартам жанра рубежа тысячелетий, но в рамках этой концепции всё выполнено на высочайшем уровне, а персонажи вписаны в декорации практически идеально. Совершенно очевидно, что одной из задач разработчиков было не выходить за определённый уровень затрат, но экономия, завёрнутая в обёртку традиций серии, отторжения не вызывает. Для тех, кто увидел Ys впервые, такой аргумент покажется не очень убедительным, зато поклонники со стажем прекрасно поймут, о чём речь.

Тем не менее, практически всё хорошее так или иначе губит слабая работа сценаристов и планировщиков квестов. Самый большой просчёт заключается в откровенной линейности и ограниченности мира. Натиску игрока противопоставлено всего два сдерживающих фактора – сильные монстры и отсутствие необходимого меча. «Не пройдёшь дальше, пока не принесёшь предмет» – типичное уравнение с двумя неизвестными. Во-первых, непонятно, где этот предмет искать, а во-вторых – совершенно неясно, куда его потом нести. Желание найти логическую связь между событиями и чётко следовать сюжетной линии оборачивается часами потраченного впустую времени – лучше уж сразу садиться за джойстик с готовым солюшеном на руках. Усугубляют впечатление непозволительно длинные загрузки между локациями, размеры которых крайне редко превышают стандартные для своего времени параметры. Подтормаживания во время сражений с рядовыми противниками тоже не добавляют оптимизма, а сильно сжатые портреты героев частенько ломают антураж, несмотря на качественную голосовую озвучку ключевых диалогов. Arc of Napishtim – приключение на один раз, с единственным возможным финалом, где ваши действия расписаны заранее. Появится ли у кого-то желание узнать сериал ближе после знакомства с шестой частью? Сомнительно.


Автор:

Evg.D

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Jinrai:

    Очень печально, когда за написание обзоров малобюджетных (но в определённых кругах культовых) ролевых сериалов берутся люди, толком не знакомые ни с их историей, ни с хронологией. Вдвойне печально, когда единственная сыгранная игра из сериала этим людям не понравилась. Отсюда досадные неточности как в «вообще» (см. отзыв ниже), так и в описании самой игры (даже сюжета! откуда вдруг у Адола взялся ЕГО корабль?). Впрочем, шестая часть действительно не самая выдающаяся часть Ys-a, а в переизданиях, ремейках, портах, и прочем — локализованном и нет — сам черт ногу сломит. Для знакомства с сериалом рекомендуются просто хорошие Celceta, Seven и Monstrum Nox, и отменная Dana. В Nordics пока не играл, т.к. её с японского (и китайского) не переводили, и сомневаюсь, что переведут.

  2. Neon Knight:

    Вот тебе повод сбацать спец по серии. 😉

  3. Атма:

    Ооооо, обзор на Ys! Это хорошо.Неправильные данные во вступительном абзаце! Это плохо. Конами не являются разработчиками Ys — это вечная серия Falcom. Конами действительно сваяли порт с ПК на Плойку2 и ПСП, но создателями они не являются. Про копирование Зельды вопрос тоже неоднозначный. Схожего там кроме общего жанра не много.