Альтернативный подход
Будущее нашей замечательной планеты мало кому из писателей-фантастов видится в радужных тонах. Ядерная война, борьба с кибернетическим разумом, чума и метеоритная бомбардировка – вот лишь малая доля того, что человечеству предстоит пережить, если верить предсказаниям. Апокалипсические настроения посетили в том числе разработчиков Stormrise. Добро пожаловать на Землю! Маленькую и некогда уютную планетку, пережившую катастрофу вселенского масштаба и превратившуюся в арену сражения двух цивилизаций. Одна из них сумела сохранить человеческий облик благодаря камерам криогенного сна, преумножила научные достижения и положилась на мощь огнестрельного оружия. Высокие технологии позволяют людям вести почти бесконтактную войну. Противостоящие им потомки бывших собратьев по разуму, попавших под воздействие разрушительных сил природы, мутировали до зергоподобного состояния и крепко породнились с фауной. Их войска предпочитают ближний бой, хотя стрелять тоже умеют. Две армии с принципиально различной философией схлёстываются в захватывающем тактическом поединке.
Сразу следует разобраться с жанровыми определениями, дабы не запутаться. Практически в любом источнике вы увидите, что Stormrise приписана к семейству RTS, но перед нами вовсе не продолжатель славных дел «Старкрафта» или «Тотал Аннигилейшена». По форме игра действительно похожа на привычную «стратежку», только полностью лишена тылового сегмента – строительства базы, сбора ресурсов и производства юнитов. Войска выдаются вам в начале миссии, после чего в режиме реального времени от вас требуется выполнить ряд заданий, управляясь разом со всеми подчинёнными. Процедура вызова подкреплений похожа на закупки у контрабандистов в «Дюне» – их подвозят оптом в определённых местах. По смыслу вся эта затея ближе к командному экшену, чем к стратегии, но всё-таки корни растут именно оттуда, поскольку главными элементами являются освоение местности и координация подразделений. От разработчиков легендарной серии Total War стоило ожидать подобного подхода, а вот насколько успешно получилось его реализовать – тема для отдельного разговора.
Ладно, к чёрту интригу, скажем прямо – получилось слабовато. Во многом как раз потому, что авторы сами не до конца разобрались, что именно они делают. Загвоздка, конечно же, в управлении. Командовать любыми юнитами, будь то взвод пехоты, боевой робот или вертолёт, позволено исключительно поштучно. Чтобы отдать приказ следующему подопечному, на него сначала нужно переключиться. А теперь представьте, что таких подопечных у вас десятка два, разбросаны они по разным концам огромной карты и одновременно вы их просто не видите. Явно не помешала бы возможность взвиться на высоту птичьего полёта и командовать с верхотуры, но этот элементарный ход почему-то не предусмотрен – всех бойцов сопровождает экшеновая камера с видом из-за спины, дающая представление об очень маленьком участке битвы. Тем более схватки происходят в разрушенных городах, поэтому бывает трудно понять, что творится даже на соседней улице. Стреляют юниты самостоятельно при попадании мишени в радиус поражения, чем несколько облегчают ситуацию, но всё равно необходимость маневрировать синхронно таким количеством солдат вводит в ступор; особенно огорчает звучащее в наушниках «unit lost», когда даже не можешь понять, где и с кем это случилось.
На локациях стоит остановиться подробнее, поскольку это один из самых необычных аспектов. Стратегии в реальном времени никогда не были по-настоящему трёхмерными, даже в эпоху воцарения графических 3D-технологий (ну, может быть, кроме обласканной прессой Homeworld, но она про открытый космос и вообще странная). Камера фиксировала определённый ракурс, точку обзора можно было приближать, удалять и вращать, однако всё, что находилось под незримым оком, перемещалось строго сверху вниз и слева направо, ну или наоборот. Stormrise сломала обычай, продемонстрировав настоящую трёхмерность. Как уже говорилось ранее, основное место действия – разрушенные города, останки высокоразвитого технологического общества. Уцелевшие здания дают третью точку опоры – высоту. Бои разворачиваются не только за каждый мост и перекрёсток, но также за каждый этаж, подвал и крышу. Врагов можно заманивать в хитроумные ловушки, уничтожая снайперами, выводить на открытое пространство под перекрёстный огонь с крыш. Добывать максимум информации о противнике до столкновения – не просто необходимость, а залог успеха. Но скауты не гарантируют полного контроля над ситуацией, поскольку она динамично меняется. Оппонентов едва ли получится задавить голым численным превосходством, их нужно перехитрить.
Главная цель всех миссий – захват контрольных точек. На них обустраиваются опорные пункты, снабжающие группировку энергией и пополнениями. Разумеется, противники жаждут отбить точки обратно, поэтому охрана войсками и возведение автоматических турелей всячески приветствуются. Особая роль отведена протагонисту, главнокомандующему Эйдену Гири, чья драматическая судьба находится в центре повествования. Он также присутствует на поле боя в качестве юнита за штурвалом ходячей боевой машины, и в отличие от остальных ваших подчинённых представляет особую ценность, так как его гибель оборачивается моментальным геймовером. Сюжету уделено не так чтобы слишком много внимания, к тому же многовато штампов откровенно дешёвой постапной фантастики, но следить за развитием событий интересно, а герои любят поболтать между собой, раскрывая дополнительные детали лора. При отсутствии оригинальности история, тем не менее, достаточно толково прописана и даже вызывает чувство сопереживания к действующим лицам.
Было бы странно, если б в игре, хотя бы формально причисляющей себя к жанру RTS, не оказалось дополнительного контента. Если вы уже завершили кампанию, продлить пребывание в этом виртуальном мире помогут традиционный для «стратежек» режим Skirmish, позволяющий воевать за любую из сторон на рандомных картах, а также полноценный мультиплеер, поддерживающий до восьмерых участников. Почему сначала всё-таки стоит одолеть сюжетку? Помимо весьма нетривиального опыта, там добывается много разнообразного лута, впоследствии перемещающегося в онлайн, в частности, различные варианты оснащения юнитов. Логика сетевых баталий заметно отличается от поединков против компьютера, там ставка делается на скорость и интенсивность действий, на умение ошеломить соперника и безошибочно распределить свои легионы. Что любопытно, несмотря на многочисленные недостатки, Stormrise некоторое время была весьма популярным снарядом на киберспортивных соревнованиях. Хотя удивляться нечему – баланс между фракциями выдержан практически идеально, а действия в команде нивелируют проблему контроля над всей картой.
Как бы то ни было, дело закончилось громким коммерческим провалом и увольнением руководства команды, работавшей над проектом. Реакция вполне закономерная, учитывая вой в прессе и средние оценки на уровне 4/10. Но знаете, годы спустя игра выглядит далеко не так ужасно, как можно было бы подумать. Более того, она всё ещё остаётся в своём роде уникальной, поскольку идти аналогичным путём гибридизации стратегии и экшена больше никто не решился. Так что потратить на Stormrise пару-тройку вечеров – вовсе не безумная блажь, а вполне себе способ попробовать что-нибудь нестандартное. Если получится справиться с негативным первым впечатлением, которое тут практически неизбежно, то ваши представления о довольно консервативном стратегическом жанре существенно расширятся.
Автор:
Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны
Начал читатью статью, не обратив особого внимания на разработчика и издателия, а зря! Когда меня статья буквально отправила посмотреть, кто является разработчиком, всё встало на свои места. Игре можно дать шанс. Лейтенант Мелвилл, герой англо-зулусской войны, благодарю за информацию. Игра, по ему субъективному ощущению от статьи, заслуживает того, чтобы дать ей шанс.