Не медведем единым

Большей части современных геймеров название Baldur’s Gate ничего не скажет. Между прочим, очень зря! Вышедшая на «персоналках» в 1998 году дебютная глава сериала завоевала признание публики приличным количеством достоинств. Бережно перенесённые в цифровой формат правила «настолки» Advanced Dungeons and Dragons, интригующий сюжет, множество колоритных персонажей и, что самое примечательное, абсолютно новая для жанра боевая система сделали своё дело. Драки происходили в реальном времени, что добавляло динамичности привычной «ролевой» формуле, но при этом всегда позволялось нажать на паузу, во время которой подопечным раздавались приказы, отвечавшие, по сути, за тактическую глубину. Система оказалась настолько популярной, что на схожем «движке» было выпущено множество идейных последователей. Двумя годами позже прямое продолжение поддержало планку, закрепив за Baldur’s Gate статус одной из самых влиятельных «ролевух» своего времени.

Сотрудники Bioware взобрались на вершину игрового Олимпа, прослыв мастерами в области RPG. Титул подтвердился такими шедеврами, как Star Wars: Knights of the Old Republic и Dragon Age: Origins. К сожалению, принесшая студии всемирную славу франшиза надолго отошла в тень, уступив место хитам более попсовым, но вполне прибыльным, таким как Mass Effect. Единственное, что напомнило о Baldur’s Gate в начале десятых – кривоватый ремастер для компьютеров от сторонних разрабов, имеющий к тому же косметическое DLC, которого в оригинале не было. Через несколько лет они же выпустили ещё одно дополнение, принятое фанатами в штыки. Ничто не предвещало чудесного возрождения, покуда осенью 2020-го в раннем доступе «Стима» не появилась полноценная новая глава с порядковым номером 3. Хотя авторы из бельгийской Larian Studios, которым были переданы права на разработку сериала, поначалу особого доверия у публики не вызвали, в итоге дело обернулось настоящим суперхитом и званием лучшей игры 2023-го на ежегодной премии The Game Awards. Владельцы консолей текущего поколения в стороне от этого праздника, конечно же, тоже не остались.

История закручивается моментально, плавное знакомство с миром не предусмотрено. Мы управляем пленником на корабле свежевателей разума (Mind Flayers) – расы псионических чудовищ с физиономией моллюсков. Те внедряют в нас, а также в других товарищей по несчастью, особого паразита, превращающего через некоторое время заражённого в свежевателя. К счастью, местные органы правопорядка корабль топят, позволяя нам бежать. Но вопрос с изъятием паразита остаётся актуальным, сплачивая всех заражённых вокруг единой цели. Игра предоставляет огромное количество возможностей выздороветь, выбирать есть из чего. Можно даже оставить червя в голове с целью использовать даваемые им экстрасенсорные способности, правда, тогда предстоит озаботиться вопросом прекращения мутации в свежевателя. Подобных выборов вагон и маленькая тележка, все мало-мальски важные квесты расписаны на несколько исходов, что позволяет находить свежий контент при повторных прохождениях. Зачастую квесты не обрываются, а имеют вполне осязаемые последствия. К примеру, если решите спасти в первой главе группу тифлингов, то появится возможность подсобить им в последующем. Отыгрыш роли абсолютно разными по характеру персонажами вполне осязаем. Ваше право стать хоть алчным искателем сокровищ, готовым родную мать продать за горстку монет, хоть защитником слабых и угнетённых, хоть жаждущим крови убийцей мирного населения. Все пути позволено довести до развязки.

Геймплей вполне стандартен: собираем группу из четырёх товарищей, выполняем щедро насыпанные на карте задания, зачищаем подземелья, далее по списку. По непонятной причине боевую систему, прославившую предшественниц, не включили, перепалки происходят в пошаговом режиме. Структура построена на базе настолки «Подземелья и Драконы», на этот раз пятого издания. Пересказывать правила всей игры – занятие абсолютно неблагодарное, не зря же книги руководств печатаются на сотнях страниц. Однако главная мысль понятна без особого углубления: практически всё находится во власти его величества случая. Как в боях, так и вне их мы постоянно кидаем виртуальные кубики, дабы понять, является ли выбранное действие удачным. Конечно, со всеми расчётами справляется компьютер, геймеру остаётся наблюдать за результатом. Любопытствующие всегда могут залезть в специальную менюшку, содержащую информацию о том, почему вы завалили очередную попытку. Базовые расчёты достаточно просты. Скажем, есть закрытая дверь, взлом которой имеет сложность 15. Для преодоления проверки мечется d20, то есть двадцатигранный «кубик». Ради положительного исхода требуется выкинуть от 15 до 20, то есть шанс открыть злополучную преграду не так уж велик. Но представим, что в команде присутствует персонаж, которому вы развили способности, влияющие на открывание замков. У него модификатор +4 к броскам. В таком случае, хотя на «кубике» красуются только цифры 1-20, в реальности мы получаем результат в интервале 5-24, то есть порог в 15 уже не кажется таким непреодолимым. Повторять подобные манипуляции предстоит регулярно, в случае неудовлетворительных бросков, конечно, проще перезагружать сохранение, но как-то это не по-настольному, что ли. От частого применения функции «Load Game» теряется атмосферность, поэтому пользоваться ею совершенно не хочется.

Помимо правил Dungeons and Dragons, в Larian не забыли о собственных наработках из предыдущих игр. В частности, используется механика по преобразованию некоторых веществ в иное состояние посредством использования магии. Например, существует вариант кинуть под ноги врагам бутылку с кислотой, потом сжечь превратившуюся поверхность огненной стрелой, нанеся дополнительный урон. Есть другие любопытные манипуляции, допустим, столкнуть противника со скалы, что с большой вероятностью выведет его из строя. Разработчики не стесняются использовать свой уникальный подход к дизайну, а именно создание разнообразного контента. Здесь нет повторяющихся локаций, битвы даже с простыми гадами зачастую обрастают уникальными элементами, а начинающиеся одинаково задания оборачиваются неожиданными концовками. Именно поэтому Baldur’s Gate III, одно прохождение которой затягивается более чем на сотню часов, не выдыхается до самого финала, что является воистину подвигом в наши дни. Ну а высокая реиграбельность только подталкивает к повторному забегу.

Медведи в названии статьи упоминаются не случайно. Эпизод уже успел стать легендарным. Во время постельной сцены с одним из персонажей можно попросить его обратиться в косолапого зверя. Сделана эта заставочка в основном для хохмы, однако западные активисты открыли свою большую тетрадь по защищаемым меньшинствам, и зоофилов там пока не обнаружили. Естественно, поднялся вой форумных масштабов, так как не все оценили тонкий юмор. Но даже исключая интимное общение с представителями фауны, бельгийцы показали, что отлично знают толк в извращениях. К главному герою периодически подкатывают сомнительные лица, явно намекающие на желание познакомиться поближе, причём вне зависимости от их половой и расовой принадлежности. Зато многожёнства авторы почему-то испугались – если доблестный спаситель мира заведёт больше одной постоянной партнёрши, игра на это среагирует отрицательно, приведя к разрыву отношений с обеими. Вот такая она, избирательная терпимость.

Пессимистично настроенный читатель наверняка смутился бы столь идеалистической картине, ведь безупречных игр не бывает, обязательно должен найтись какой-то изъян. Таковой, конечно же, есть, а именно – большое количество глюков. Три года в раннем доступе провисела только первая глава. Она, к чести разработчиков, вылизана практически до идеала, нареканий не вызывает. Но уже во втором сюжетном отрезке начинают вылезать неправильно работающие скрипты, несдаваемые квесты и прочие неприятные неожиданности. В завершающей трети игра трещит по швам, приумножая количество проблем раз эдак в пять, да ещё добавляя к ним плохую производительность. Создатели потихоньку корпят над целительными заплатками, но по-хорошему с релизом следовало повременить хотя бы полгодика, это лишний раз подтверждает вышедшая позже более опрятная версия для Xbox. Жаль, что политика современных издательств подобные аргументы наглухо игнорирует, поэтому число запущенных в полусыром виде проектов множится. Увы, не всем из них доведётся наверстать упущенное, как получилось у авторов Cyberpunk 2077.

Выглядит игра более чем достойно. По канонам жанра камера летает в нескольких метрах над головами подопечных, что могло бы скрывать недостатки окружения. Но даже максимальное приближение фокуса не выявляет серьёзных проблем – модели персонажей хорошо смотрятся, разные расы со своими диковинными обликами кажутся симпатичными. Но лучше всего получились задники. Отлично детализированные, со множеством объектов и пестрящим разнообразием цветов, декорации являются практически эталонными. Опытному игроку достаточно одного взгляда на скриншот, чтобы понять, где именно он сделан, настолько разнообразные места доведётся посетить. Придраться можно к малому количеству сцен «на движке» – обычно приходится смотреть диалоги, где единственный в кадре персонаж отчаянно жестикулирует. Звукорежиссёрская работа получилась менее цельной, музыка настолько плоха, что её не замечаешь даже в редкие моменты, когда она играет. С другой стороны, вообще все разговоры озвучены, а это десятки часов голосовых дорожек! Поэтому ставить громкость на ноль совершенно не хочется.

Выход Baldur’s Gate III оказался довольно важным событием для индустрии в целом, ведь он показал, что создавать игры по старинке не просто приятно, но также финансово выгодно. Творение Larian получилось эдакой противоположностью мейнстримным титанам, но совершенно не затерялось среди них, а наоборот, продалось лучше многих высокобюджетных конкурентов. Никаких DLC – мы получили полностью укомплектованный релиз. Даже если дополнения появятся в будущем, можно быть уверенным, что они не были вырезаны из версии 1.0, чтобы быть проданными позже. Солидный пинок целой веренице жадных ААА-разработчиков. Не открытый мир с постоянно повторяющимся контентом, а уровневое, вручную отшлифованное до блеска приключение – плевок в лицо Elden Ring и Zelda: Tears of the Kingdom. Короче, не зря Baldur’s Gate III выиграла приличное количество номинаций «Игры года», ведь геймплей здесь отточен как нигде более. На награды критиков не всегда стоит обращать внимание (зачастую там творится проплаченный спонсорами междусобойчик), но в нашем случае трофеи выданы абсолютно заслуженно. Браво, Larian Studios!


Автор:

Grimalkin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Белочку жалко, поди заикой осталась.

  2. Атма:

    *Смотрит видео*
    Срамота!