Объять космос
Я живу отечественной и мировой космонавтикой уже долгие годы. Всегда с увлечением смотрю кинопремьеры про космос, а видеоигры на эту тематику занимают почётное место на полке. Выход Starfield я ждал с особенным нетерпением, ведь Тодд Говард собирался отправить нас бороздить просторы вселенной с таким размахом, как этого не делал ещё никто. К тому же перед нами новая франшиза Bethesda Game Studios, первая за четверть века. До этого американцы упорно эксплуатировали серии The Elder Scrolls и Fallout, числящиеся в списках самых успешных хитов индустрии по сей день. Естественно, к Starfield было приковано пристальное внимание общественности. Ещё до выхода тайтл стал причиной консольных войн между владельцами PlayStation и Xbox в связи с эксклюзивностью на приставках от Microsoft. Оставим бурные перепалки для соцсетей, ведь нам ещё галактику покорять.
Главным героем Starfield являетесь непосредственно вы. Вам предлагается создать собственный аватар, наделённый не только уникальным внешними видом, но также предысторией. Кем вы всегда хотели быть? Поваром, учёным, а может дипломатом? Профессий много, за каждой закреплено по три предустановленных навыка, дающих фору на старте с учётом той или иной специальности. К примеру, в качестве своей биографии я выбрал «Файл не найден», чтобы подогреть интригу в диалогах. К этой категории пристёгнуто три навыка: «здоровье», «баллистика» и «пилотирование». Что они дают, легко понять исходя из названий. Далее предстоит определиться с особенностями, разрешается закрепить три из семнадцати доступных. Не спешите, ознакомьтесь внимательно – одни приносят что-то положительное, другие наоборот. Для своего героя я взял в ипотеку «роскошный особняк на красивой планете». Стоит целое состояние, платить придётся много, но не будем забегать вперёд. Что ж, вот я стал обычным шахтёром, вкалывающим день и ночь, добывая руду в заброшенном уголке Вселенной. Ипотеку ведь платить надо. В один прекрасный день удача мне улыбнулась, я нашёл таинственный артефакт, прикоснувшись к которому потерял сознание… Возможно, кому-то сейчас вспомнился первый Mass Effect. Сходство присутствует, но Starfield тоном повествования ближе к фильму «Интерстеллар». Всегда хочется знать, что там прячется в бесконечной глубине космоса, одни ли мы во вселенной? В подобных вопросах мы точно не одиноки. На связь с нашим протагонистом выходят учёные из организации «Созвездие».
О сколько нам открытий чудных
К 2330 году для человечества межзвёздные перелёты стали такой же обыденностью, как в наши дни поездка на поезде. После того, как Земля лишилась атмосферы, люди расселились по планетам ближайших систем и увязли в повседневной рутине. Многим уже не до романтики грандиозных открытий – нужно думать, как семью прокормить в непростые времена с региональными войнами, коррупцией и бандитизмом. До науки правителям нет дела, только «Созвездие» пытается искать ответы на вечные вопросы. После контакта с артефактом волей-неволей приходится вступать в организацию, которая со временем становится новой семьёй, к тому же здесь платят больше и дают погонять настоящий космический корабль. Кто знает, возможно, другие подобные артефакты прольют свет на загадки вселенной? Здесь ещё раз надо вспомнить фильм Кристофера Нолана, поскольку сюжет Starfield сильно бьёт на эмоциональную составляющую. Временами он мрачен, но в хорошем смысле, художественном, приятном для тех, кто не любит простых концовок.
Мир Starfield гигантский, игра постепенно готовит нас к жизни в нём. Только на вступительную часть уходит более десяти часов. Если вам кажется, будто всё происходит слишком медленно, просто наберитесь терпения. Bethesda верна своим традициям, поэтому поклонникам того же Fallout 4 многое будет знакомо. Помимо основной сюжетной линии ставка сделана на впечатляющее количество побочных квестов. Есть простые, из серии помочь учёному собрать научные приборы. Есть боевые миссии, вроде той, где надо выбивать деньги из должника банка на другом конце света. Каждое выполненное задание добавляет очки опыта и знакомит с окружающим пространством. О новых квестах зачастую сообщают охранники; иногда можно подслушать чью-то беседу, после чего предложить свои услуги. Если этого мало, изучайте терминалы с объявлениями, там тоже полно заданий. В процессе общения с персонажами, как в любой другой Action/RPG, происходит масса диалогов с вариантами ответов. Всё интуитивно понятно: выбираем верхнюю строку для начала дискуссии, остальные опции (те, что ниже) позволяют разговорить собеседника в подходящей для вас манере и узнать больше деталей. Учтите, что некоторые ответы могут не понравиться сопровождающим вас коллегам.
В Starfield используется техника убеждения, побуждающая визави выполнять те или иные действия. Так, в Акила Сити во время ограбления банка мне удалось уговорить бандитов сдаться и отпустить заложников. Механика убеждения выглядит следующим образом: необходимо заполнить специальную шкалу, притом что каждая фраза добавляет определённое количество баллов. Чем выше «стоимость» фразы, тем больше шансов провалить диалог. Если к тому же не «прокачан» соответствующий навык, не пытайтесь переть напролом – лучше общаться на пониженных тонах. Одна и та же реплика срабатывает по-разному, запоминать порядок ответов смысла нет. Даже если остаётся одна попытка, всё равно теплится надежда разрулить ситуацию в свою пользу, мини-игра идёт до победы или последней ошибки. В случае неудачи придётся искать другой путь разрешения конфликта, вплоть до перестрелки. На механике убеждения основана одна из немногих развилок, во всём остальном прохождение квестов почти линейное. Всегда хочется большей вариативности, но даже то, что есть, обеспечивает разнообразные пути достижения весьма необычного финала, детали которого, разумеется, раскрывать я не буду. Кстати, опасайтесь любых спойлеров – Starfield как раз тот случай, когда они способны испортить всё удовольствие.
Во многих заброшенных строениях скрываются космические пираты и подобные им отбросы общества. Если навыки дипломатии не на высоте, схватка неизбежна. Надо отдать должное, противник умён и коварен. Перестрелки выглядят достойно, в лучших традициях шутеров. Враг любит заходить с тыла, умеет прятаться и даже отступать – это точно не безмозглые боты, прущие грудью на пулемёт. Вы вправе сами выбирать, какая камера вам удобнее: с видом от первого или от третьего лица. Что касается «прокачки» навыков, то с ней всё просто здорово. Выделено пять тематических групп, где находится в общей сложности восемьдесят два скилла. Каждый балл опыта добывается с трудом, поэтому тратить его необходимо осознанно. Любой навык имеет четыре уровня. Чтобы открыть доступ к следующему, требуется закрепить на практике полученные знания. Так, в «Убеждении» для открытия доступа ко второму уровню нужно уговорить собеседников пять раз. Такой подход позволяет лучше осваивать игровые механики, а не только открывать и вскоре забывать про них. Для создания некоторых предметов на станках требуется определённое умение нужного левела. Не ленитесь изучать всю карту навыков, дабы правильно расставлять приоритеты. О том, что ожидает путешественника в храмах артефактов, пожалуй, промолчу. Пусть это останется для вас сюрпризом.
Навстречу судьбе
Одной из главных особенностей геймплея являются полёты на космическом корабле. К 2330-му наши потомки успели открыть более сотни звёздных систем, насчитывающих свыше тысячи планет и их спутников. За исключением газовых гигантов и планет с экстремальными условиями, есть шанс посетить и исследовать все небесные тела. Пора прогревать двигатели и отправляться в путь за штурвалом «Рубежа». Первый старт в открытый космос незабываем. Разработчики постарались найти компромисс между симулятором управления космическим аппаратом и аркадной механикой. Вышло здорово. Сердцем судна служит ядро, питающее ключевые узлы. Всего их шесть, они разбиты на две группы: к первой тройке относятся бортовые функции фрегата, такие как двигатель, щит и гравитационный привод; вторая тройка отвечает за питание оружия, а именно лазерной пушки, пулемёта и ракетницы. На бескрайних просторах космоса следует быть готовым ко всему, в том числе к встречам с пиратами и прочими недружелюбными созданиями. Подавать питание сразу всем системам нельзя. Через тумблеры на панели приборов энергия распределяется в зависимости от ситуации. Обычно не нужно включать оружие, лучше держать заполненной шкалу щита, оберегающего судно от мусора на орбитах планет и столкновений с метеоритами. Также щит спасает от внезапных атак, давая время на включение пушек и маневрирование.
Возле планет регулярно пасутся корабли незнакомцев, некоторые из капитанов охотно идут на контакт. Кто-то просто спрашивает: «Как дела?». Другие одаривают дополнительным квестом или просят о помощи в ремонте. Однажды мне довелось повстречать пролетающую мимо экскурсионную группу со школьниками и дать ребятишкам интервью. Впрочем, не всегда попутчики настроены дружелюбно, иногда случается так, что после гравитационного манёвра вы попадаете в самое пекло космической битвы в духе «Звёздных Войн», где нужно помочь отбить атаку. В перестрелках приветствуется маневренность, способность оперативно замедляться и ускоряться, а также уклоняться от приближающихся ракет. Единственным минусом полётов на корабле является отсутствие бесшовной среды. Взлёт, гравитационный скачок, посадка или стыковка – всё это сопровождается небольшими роликами, прячущими экраны загрузок. Да, это происходит резво, повода для беспокойства нет, но всё же создаётся эффект бесконечно открывающихся дверей из классической линейки Resident Evil. Если к тому же задействовать быстрое перемещение, то всё космическое путешествие сводится к набору однотипных видео, отчего пропадает весь драйв одной из главных «фишек» игры. Понятно, что управляемые взлёты и посадки на более чем тысяче разных планет оказались бы чересчур ресурсоёмким занятием, но всё же это не оправдывает разработчиков.
Рано или поздно придётся апгрейдить корабль и всё снаряжение, будь то скафандр или оружие. Для создания новых образцов используются упоминавшиеся выше станки. А вот чтобы пополнять запасы ресурсов, предстоит посещать планеты. Разумеется, о полном изучении поверхности речь не идёт, в этом просто нет смысла. Вместо этого на карте отмечено несколько крупных участков, на манер того, что мы видели в Mass Effect, только в нашем случае окружающая среда проработана в разы лучше. Планеты отличаются размерами, наличием атмосферы, растительными и животными мирами, гравитацией. Те, кто любит всматриваться в цифры при изучении очередного небесного тела, будут приятно удивлены. Полученные сведения необходимо учитывать, дабы брать с собой целебные тюбики на случай лучевой болезни или простуды от чрезмерной радиации из-за отсутствия магнитного поля планеты или экстремального холода соответственно. Добыча ресурсов в свою очередь напоминает No Man’s Sky. Они делятся на три вида: полезные ископаемые, флора и фауна (при наличии). Просканировать планету можно ещё с орбиты, дабы понять, запасами чего она обладает. На поверхности сканер помогает обнаруживать залежи руд металлов, газ и воду. Самое время вспоминать шахтёрские навыки, лучом лазерной пушки придётся дробить породу. Для увеличения объёмов добычи ископаемых разумно строить базу прямо на месте крупных залежей. Черновую работу выполняет бурильная установка, главное вовремя успевать размещать руду на складах.
Всего позволяется строить восемь баз в разных местах. Определитесь, какие ресурсы более востребованы. Нет смысла, к примеру, добывать медь, когда остро необходим алюминий. Само строительство также ресурсоёмкий процесс, ведь помимо бурильной установки и складов требуются жилые модули для персонала, посадочная платформа для корабля, электростанции, турели и прочее. Процесс возведения поселений явно перекочевал из серии Fallout. Он настолько увлекательный, что оглянуться не успеете, как проведёте за строительством только одного комплекса несколько часов. Если позволяют средства, несложно построить не просто базу, а роскошный мини-город, где даже в жилых модулях всё будет заставлено мебелью на манер Animal Crossing. Для эффективного управления хозяйством требуется собирать команду из опытных специалистов. Нанимать людей можно в крупных городах. Главное – внимательно изучать анкеты претендентов. Каждый хорош в чём-то своём. Некоторые являются отличными бойцами, готовыми вас прикрывать в стычках с бандитами. Другие блещут навыками пилотирования. После модификации или покупки более крупного корабля для эффективного управления требуется более квалифицированный экипаж.
Новые горизонты
Как видите, Starfield – игра исключительно многогранная, включающая в себя множество элементов геймплея. Главное – не теряться во всём этом разнообразии механик, балансировать между прохождением квестов, полётами в космосе и исследованием планет с попутным строительством баз. Не зацикливаться слишком долго на чём-то одном. С другой стороны, если что-то нравится особенно, то не будет преступлением уделять этому больше внимания. Мне труднее всего было оторваться от великолепных пейзажей планет. Хорошо, что есть фоторежим, помогающий запечатлеть эту красоту. Bethesda использовала для разработки свой собственный «движок» Creation Engine 2. Картинка вышла на загляденье. Жаль, дело обошлось тридцатью кадрами в секунду. Впечатляет резкость текстур, характерный металлический и кожаный блеск панелей отделки. Эффекты освещения также потрясающие. У каждой планеты свой период обращения вокруг звезды. Любоваться рассветами и закатами при разных климатических условиях – неописуемое удовольствие. Поражает дальность прорисовки и уровень деталей на закрытых локациях. Стоит отметить, что при создании научных комплексов, станций и прочего применялись одинаковые наборы блоков, как в конструкторе. Вроде бы, должно получаться скучным и однотипным, как в Mass Effect, но нет, разные комбинации и расположение «строительных» текстур уникальны, а сами локации побуждают к исследованию.
Наиболее привлекательными в плане оформления получились крупные города. Правда, мегаполисами их не назовёшь, к тому же их всего три на более чем тысячу планет. Всё остальное это небольшие базы и орбитальные станции. Путь начинается с Новой Атлантиды, где находится штаб «Созвездия». Столица, с одной стороны, пестрит гламуром, но стоит спуститься в район под названием «Колодец», как тут же становится очевидным социальное неравенство и расслоение в обществе. Наиболее интересным может показаться Неон. Название говорит само за себя. Его оформление выдержано в духе киберпанка с присущими для жанра криминалом и сферой услуг. Конструкция находится над водной гладью планеты Волий Альфа, где полностью отсутствует суша. Акила Сити наименее технически развитый населённый пункт, внешним видом напоминающий посёлок из фильмов про Дикий Запад. Город окружён стеной, защищающей от хищников. На каждой из планет с биосферой свой набор животных и растительных миров. Особой оригинальностью они не отличаются, но и безвкусицей такой подход к дизайну не назовёшь. Звери смахивают на свои земные аналоги с разными пропорциями частей тела. Многие планеты – безжизненные пустыни, но время от времени на пути встречаются цветущие сады с широколиственными лесами, иногда попадаются джунгли. Растения и животных можно сканировать для изучения, а вот оформлять полученные данные в каталог почему-то не дают, как было в двух последних «Зельдах».
К сожалению, в игре нет локализации на русском языке, отсутствуют даже элементарные субтитры. Если вы не знаете английский выше среднего, тяжеловато будет разбираться в многочисленных инструкциях, а уж тем более в сюжетных квестах. Справедливости ради, уважение к вкладу нашей страны в мировую космонавтику и науку присутствует, о чём свидетельствуют названия звёзд и планет, портрет Юрия Алексеевича Гагарина и макет корабля «Восток-1» в штабе «Созвездия», а также макет МКС с российским сегментом. Более того, один из членов «Созвездия», душа компании Владимир Салл – настоящий русский в стереотипной тельняшке и с характерным акцентом. Но это, конечно, мало на что влияет. К сожалению, языковой барьер способен стать серьёзным препятствием для наших соотечественников, многие из которых просто откажутся от покупки. Неоднозначную оценку вызывает музыка. Как во многих проектах студии, ведущим композитором числится Инон Цур. Его стиль легко узнаваем. С одной стороны, всё первоклассно. На фоне ночной пустыни любоваться звездным небом с газовым гигантом в центре, да ещё на большом экране телевизора под аккомпанемент мелодии, записанной при участии живого оркестра – зрелище не просто завораживающее, а пробивающее до дрожжи. Однако во время исследования и боёв чрезмерная монотонность композиций навевает зевоту.
Starfield – проект чрезвычайно амбициозный. Как нередко бывает в подобных ситуациях, не всё получается в соответствии с изначальной задумкой. Bethesda явно придерживалась консервативных взглядов в геймдизайне, основываясь на своём опыте, отчего ощущается некоторая моральная устарелость геймплея, словно в 2023-м мы получили не сам оригинал, а его первоклассный ремастер. Вроде всё сделано хорошо и качественно, исследовательский дух присутствует, бескрайний космос тоже на месте, однако явно не хватает свежего подхода ко всему. Достаточно посмотреть на другую культовую RPG современности – Cyberpunk 2077, поднявшую стандарты жанра на недосягаемую высоту. Да, направленность у этих тайтлов очень разная, но поляки в самом деле соорудили нечто совершенно феноменальное, а вот команда Тодда Говарда побоялась рисковать и сделала «Fallout про космос». Не подумайте, будто я в конце обзора вдруг решил поднять тост за упокой – игра во многом хороша, затягивает всерьёз и надолго. Поклонники творчества Bethesda Game Studos в целом довольны, о чём свидетельствуют позитивные отзывы в сети и высокие оценки в прессе. Но всё же осадок от того, что ожидали большего, в душе остаётся. Ещё раз такой номер точно не прокатит, компании следует крепко подумать, как развиваться дальше.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич
Сам не играл, поэтому судить не берусь, но не могу не отметить добродушного ключа обзора. Спасибо Macintosh, что не хаешь проект, как делают многие, а с любовью и теплом проанализировал игру.