Возвращение отшельника

Многим игрокам старшего поколения финская студия Remedy запомнилась первыми двумя частями Max Payne. После этого долгое время разработчики были заняты созданием одних из лучших эксклюзивов для консолей семейства Xbox. В 2010-м на Xbox 360 вышел психологический экшен-триллер Alan Wake, а шестью годами позднее на Xbox One появился sci-fi боевик Quantum Break с настоящим «живым» сериалом вместо обычных заставок. После завершения контракта с Microsoft производительность труда Remedy возросла. За семь лет с 2016-го по 2023-й появилось аж две первоклассных игры, Control и Alan Wake II. В сети давно ходят шутки, что «проклятие Xbox» всё-таки существует. Профессиональные критики предвзято относятся к брэнду, да и у нас Microsoft не любят, отчего подчас отличные проекты остаются фактически в забвении. Стоило только Remedy добраться до PlayStation, как тут же полились лестные отзывы и поток наград. Интересно, как бы восприняли Quantum Break, выйди она на всех консолях? Увы, мы наблюдаем политику двойных стандартов даже в нашей скромной игровой индустрии, о чём откровенно говорят боссы Xbox. Видимо, в Microsoft рассудили, что лучше отпустить Remedy, продав почти за бесценок интеллектуальные права на её тайтлы.

Переход франшизы Alan Wake в руки Epic Games стал совершенно отчётливым признаком того, что финны готовят почву для создания сиквела не особо успешной, но постепенно обретшей культовый статус игры. Как результат, в октябре 2021-го на современных платформах, включая приставки от Sony, ворвался ремастер оригинальной Alan Wake, а в конце года состоялся анонс Alan Wake II для PS5 и Xbox Series X|S. Как долго преданные фаны просили Microsoft о финансировании продолжения, всё впустую. Возможно, подразделение Фила Спенсера теперь кусает локти, после того как вторая часть снискала всеобщее признание. Ведь эксклюзивных хитов подобного уровня на Xbox катастрофически не хватает, стоило ли разбрасываться? Да и попытка потратить миллиарды на то, чтобы исправить ситуацию, пока результатов не принесла. Пусть роковая ошибка остаётся на совести менеджеров компании. Ну а мы порадуемся тому, что сериал получил свой абсолютно заслуженный второй шанс. Настолько ли хороша новая глава «Алана Уэйка», как о ней говорят? Сегодня мы с вами тщательно всё рассмотрим и постараемся ответить на поставленный вопрос.

 

Пора просыпаться

Первую и вторую часть разделяет пропасть в тринадцать лет. Просто брать и копировать старые идеи – путь в никуда. Требовался свежий подход, нечто оригинальное, способное взбудоражить избалованную публику. С этой целью в самом начале нам доверяют управление неопрятным голым мужиком, вовсе даже не Аланом Уэйком, да и в принципе не героем. Бедолага пытается выбраться из озера и пройти сквозь лес. Вы уже догадываетесь, чем всё заканчивается? Брутальный, леденящий душу пролог подтверждает слова главного идеолога серии Сэма Лэйка о том, что вторая глава – настоящий «ужас на выживание». Выключайте свет, дальше будет ещё страшнее. Игра черпает вдохновение из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Здесь похожая география, представленная северо-западным побережьем США с частыми дождям, схожий набор действующих лиц, а также много кофе, очень много кофе. На расследование убийства агента ФБР в провинциальный городок Брайт Фоллс приезжают два опытных специалиста бюро. Агент Алекс Кейси, в котором многие сразу же распознают Макса Пейна (что неудивительно, ведь прообразом для обоих послужил Сэм Лэйк) доверяет дело своей напарнице Саге Андерсон, которой мы будем управлять примерно половину отведённого нам времени. С Алексом получился отличный привет из прошлого, а вот насчёт Саги всё несколько сложнее. На первых порах она производит впечатление сугубо «повесточного» персонажа, внедрённого ради соблюдения норм «мультикультурализма». Однако со временем образ раскрывается достаточно глубоко, героиня отлично вписывается в историю.

В первой части сюжет был разбит на эпизоды, как в телесериале, во второй повествование оформлено в виде глав двух книг. Главы «Инициации» относятся к прохождению сюжета за Алана, а «Возвращения» – за Сагу. Её миссии напоминают два первых сезона «Твин Пикса». В ходе расследования дела Сага подбирает листы с рукописями Алана Уэйка, который, как мы помним, пропал без вести тринадцать лет назад. Начинают происходить неординарные вещи. Текст не только предсказывает будущее, он меняет действительность. Становится сложно отличать, где реальность, а где зазеркалье. Как только цепочка событий затрагивает личную жизнь Саги, она понимает, что придётся любой ценой довести историю о загадочных ритуальных убийствах до конца, ведь от этого зависит жизнь её близких. Если вновь проводить параллели с эпопеей Дэвида Линча, то третий сезон очевидно перекликается с биографией Алана Уэйка. Как агент Купер из телешоу, Алан оказался в заточении в некой альтернативной реальности, именуемой «Тёмной Обителью». Так же, как Купер, он пытается вырваться на свободу. В этом ему помогает Сага и мы с вами. Таким образом, у нас два основных персонажа. С Сагой мы ведём расследование в обычном мире, с Аланом – путешествуем в потустороннем. После продолжительного вступления в образе агента ФБР можно будет взять бразды правления писателем. Остальные главы позволено проходить в любом порядке. Поскольку для получения концовки нужно одолеть пути обоих героев, рационально их чередовать, дабы не терять нити повествования. Переключение между измерениями осуществляется в комнатах сохранений.

 

Синергия противоположностей

Итак, задача Саги – вести расследование. Здесь всё как в детективе: опрос свидетелей, осмотр места преступления, сопоставление улик и фактов с последующим умозаключением. Наибольший интерес в геймплее за героиню представляет «Обитель Разума». Это ментальная проекция в её голове, где она проводит анализ текущих событий. Именно так, во множественном числе, ведь помимо основной работы попадаются второстепенные задачи. Для удобства игроков «Обитель» оформлена в виде комнаты, по которой можно свободно передвигаться. Поклонники серии Deadly Premonition почувствуют себя как рыба в воде. Остальным переживать тоже не стоит. Зашли в тупик? Откройте досье подозреваемого. Сага рассмотрит его, появятся новые факты. Сопоставьте их на доске зацепок. Полученная причинно-следственная связь укажет вам, что делать дальше в Брайт Фоллс. Если вникнуть в суть, раскрытие преступлений станет несложным и увлекательным занятием. Разбавляет служебную рутину наличие интересных головоломок, являющихся незаменимым атрибутом жанра; в первой части их очень не хватало. Во второй паззлов много, все они весьма разнообразные. Есть, скажем, загадка-считалочка, в которой нужно прочитать детское стихотворение про птиц и прийти к выводу, в каком месте разместить игрушечную ворону. Другие рассчитаны на внимательность. Так, один из замков открывается с помощью кода, подсказка к которому таится в счастливых номерах лотереи.

Прохождение за Алана заметно отличается. Всё это время писатель находился в своей комнате, которая на дне озера Колдрон в «Тёмной Обители», хотя озеро – это и не озеро вовсе… Подобных выносящих мозг моментов здесь масса. Если кампания за Сагу воспринимается как ужастик с ненавязчивыми элементами детектива, то для Уэйка припасён настоящий психологический триллер. Разработчикам удалось создать давящую на эмоциональное состояние игроков атмосферу, чему способствуют тесные помещения, лабиринты, отсутствие чётких указаний, что делать. Да и само повествование сопоставимо с бесконечно повторяющимся кошмаром, из которого хочется как можно скорее сбежать. С этой целью Уэйк вписал себя в контекст одного из своих бестселлеров, действие которого происходит в Нью-Йорке. Ему удалось мысленно покинуть свою комнату и оказаться в мегаполисе, воссозданном в «Тёмной Обители».

Главное оружие писателя – это слово. Для продвижения вглубь нужно менять некоторые элементы сюжета. Чтобы знать, о чём писать, Алан сначала должен найти вдохновение. Для этого предстоит обыскивать местность на наличие отголосков воспоминаний персонажей книги. Как только появится идея, следует вернуться в тупик и переписать историю. На ваших глазах реальность тут же изменится, а проход вперёд откроется. Как это выглядит? Представьте, что в метро стоит вагон. Двери закрыты. Если найти отголосок, в котором идёт речь о факелоносцах, то двери в вагон будут открыты, а вы сможете пройти через него, попутно ужаснувшись от зрелища десятков сожжённых тел внутри. Чтобы во всём не запутаться, надо тщательно изучать фрагменты на доске в комнате Алана. Здесь же происходит процесс изменения элементов сюжета. В отличие от глав Саги, в кампании Уэйка нет привычных нам головоломок, зато есть лампа-ангел. Помните сцену из первой части фильмов про Гарри Поттера, когда Дамблдор глушил свет уличных фонарей? Примерно такой же принцип работы у лампы: требуется найти источник света, после чего девайс поглотит его. После этого появится возможность запитать тёмный участок с мигающей люстрой, в результате чего разблокируется путь. Из лампы-ангела получились самобытные мини-квесты, основанные на структуре дизайна уровней.

 

Старый добрый хоррор

В боевой системе у обоих протагонистов много общего, но есть также существенные различия. Для борьбы с одержимыми используется ключевая механика первой части: прежде чем стрелять непосредственно во врага, необходимо снимать с него фонариком волшебную защиту («чёрную материю»). Поскольку акценты сместились в сторону «ужаса на выживание», массовые стычки с противниками практически отсутствуют. Раньше в буквальном смысле приходилось бегать от фонаря до фонаря, теперь спешить некуда. Зато встреча даже с одним одержимым становится настоящим испытанием. Выглядят эти ребята жутковато. Камера даёт возможность детально разглядывать их похожие на трупы тела, разговаривающие загробными голосами. Стремительность оппонентов дополняет чувство дискомфорта и уязвимости героев. Рука в такие моменты сама тянется к фонарику, но было бы фатальной ошибкой преждевременно сажать батарейки. Их запасы, равно как обоймы патронов, крайне ограничены. Оптимальный выход – осваивать уклонение. После успешного манёвра не происходит «слоу-мо», однако противник кубарем летит на землю, предоставляя шанс его добить. Неудача, в свою очередь, сулит ощутимый урон. Есть также вариант попытаться отпихнуть бугая, а если удалось найти фальшфейер, то вставить сигнальный огонь в него и тем самым спастись. «Боёвка» получилась одновременно захватывающей и пугающей. Наличие хорошей реакции приветствуется, три пропущенных удара как правило заканчиваются гибелью. Что особенно приятно, игра полноценно раскрывается на обычном уровне сложности.

Блуждая по окрестностям Брайт Фоллс, помимо обычных одержимых Сага натыкается на заражённых тёмной сущностью волков, больше похожих на оборотней. А вот Алан в «Тёмной Обители» встречается с целой армией теней. Большинство из них – просто тени: посветите фонариком, и они исчезнут. Но некоторые оказываются замаскированными одержимыми, внезапно атакующими писателя. Будьте начеку! Хотя доходить до паранойи и шарахаться от каждой тени тоже не стоит. Иногда лучше вовсе выключить все огни и пройти мимо незамеченным, подобное погружение изрядно щекочет нервишки. Главное же различие между героями состоит в индивидуальной системе «прокачки» для каждого. Сага способна улучшать свой арсенал, находя фрагменты рукописи Алана. Из кусочков бумаги получается страница с текстом, описывающая, к примеру, как магазин пистолета стал в два раза вместительнее. Весьма необычный способ апгрейда. Ну а если не лениться решать задачки с детскими стишками, то будете получать в награду подвески на браслет (не более трёх одновременно). Каждая обладает полезными свойствами, как брелоки на чемодане в римейке Resident Evil 4. У Алана всё немного мистичнее, но в то же время проще. На стенах некоторых зданий нарисованы граффити в виде спиралей. Если их найти и подсветить фонариком, получится прочитать «слово силы». Существует семь групп подобных слов. К примеру, «слова света» улучшают осветительные гаджеты, а с помощью «слов ремонта» увеличивается жизненная шкала. Во всех случаях на розыски фрагментов рукописи, мест со стишками и спиралей уходит довольно много времени, что существенно растягивает прохождение. Но было бы странно игнорировать подобные вещи – «прокачка» всегда требует усилий.

 

Современный подход

Для создания потрясающей картинки в Remedy воспользовались собственным «движком» Northlight, адаптированным под возможности текущего поколения консолей. Наконец-то мы видим игру, способную задействовать потенциал PS5 и Xbox Series X|S на полную катушку. Конечно, есть куда стремиться, но качество графики выше всяких похвал. Вполне вероятно, что Alan Wake II демонстрирует лучший на данный момент визуал в масштабах всей индустрии. По уровню проработки и качеству анимации проект финских разработчиков сопоставим с топовыми хитами от Naughty Dog. Фактически, мы находимся в нескольких шагах от полноценного фотореализма. Даже в режиме «качества» плавность изображения радует глаз. Приятно удивляет скорость обработки данных, переключение между «Обителью Разума» Саги и исследуемой локацией молниеносное, а ведь это целая комната с кучей предметов. Дизайнеры пошли не по экстенсивному пути, как в первой части, а по интенсивному. Да, стало меньше локаций, но их детализация поражает. Студии не пришлось экономить ресурсы для создания разрушаемых объектов, как в Control, за что этому боевику в своё время прилетело немало критики, в том числе от нас в 22-м номере журнала.

Вместе с Сагой нам предстоит посетить три открытых для исследования местности. Первой выступает чаща возле озера. Чем дальше в лес, тем хуже проникает свет. Пасмурная погода помогает создавать мрачную атмосферу. Когда идёт дождь, образуются лужи, в которых отражаются окружающие объекты. Хочется на минуту застыть и насладиться этим великолепием, после чего добежать до ближайшего охотничьего домика и завести генератор, дабы хоть немного согреться от осенней прохлады (заодно сохраниться). В Брайт Фоллс и Уотери время будто бы остановилось. На дворе 2023 год, но такое ощущение, что жизнь в обоих населённых пунктах застыла в первой половине 90-х. Радуют глаз старые машины, компьютеры с ЭЛТ-мониторами и обветшавшие здания. Экономика региона в упадке, отчего многие магазинчики и производства закрыты. Практически города-призраки, как печально известный Сайлент Хилл. Этому есть объяснение. После происшествия с исчезновением Алана Уэйка и целой группы людей в 2010 году, ФБК (Федеральное Бюро Контроля) закрыло для публики доступ к побережью озера. Поток туристов и денег был перекрыт. Как многие догадались, события Control и Alan Wake II происходят в общей вселенной. Не удивляйтесь при встречах со знакомыми по другой франшизе персонажами, а упоминание ФБК даёт ответы на многие вопросы. Даже если вы знакомы с Control, после Alan Wake II вам наверняка захочется вспомнить эту игру, сиквел которой, кстати, уже в разработке.

В отличие от Саги, гуляющей на свежем воздухе, Алан проводит практически всё время в одном из кварталов Нью-Йорка. Точнее, в проекции мегаполиса, оставшейся в памяти писателя. Под покровом ночи и дождя свет от неоновых вывесок выглядит зловеще. Каждое граффити, любая надпись на рекламном щите имеют отношение к сюжету. Пути Алана то и дело пересекаются с героем его книги – детективом Алексом Кейси, озвученным самим Джеймсом МакКэффри. Так уж вышло, что Alan Wake II оказалась одной из последних работ актёра: МакКэффри скоропостижно скончался от болезни в декабре 2023-го. Поскольку Алекс Кейси обладает внешностью и голосом Макса Пейна, а мы находимся в Нью-Йорке, неизбежно возникает чувство дежавю с Max Payne 2, добавляющее кампании за Алана оттенки нуара. Об интеграции живого видео разработчики тоже не забыли. Таких моментов не очень много, их продолжительность оптимизирована, чтобы сохранять баланс между кино и геймплеем, а плавный переход слегка давит на психику, когда грань между двумя мирами стирается. «Живой» Алан принимает участие в ток-шоу, посещает выступление рок-группы, прослушивает душераздирающие откровения своей жены Элис, записанные на плёнку. Помните момент из Control, когда полупрозрачное видео с танго уборщика Ахти было наложено непосредственно на игровую графику? Похожих сцен в Alan Wake II несколько, каждый раз они вызывают восхищение тем, насколько удачно Remedy удалось совместить два вида искусства – кинематограф и видеоигры.

 

Всё только начинается

Пожалуй, одно из главных достижений разработчиков состоит в том, что они сумели подружить каноны хоррора со всеми современными трендами и технологиями. Пугают не только неожиданные сцены (так называемые «скриммеры»), но сама атмосфера, опирающаяся на великолепную режиссуру, визуальные и звуковые эффекты. Напряжённость подкрепляет великолепное музыкальное оформление. Дизайнеры отлично поработали над образами монстров, особенно удались боссы. С первым из них предстоит столкнуться ещё в морге полицейского участка. Эти кадры до сих пор вызывают дрожь, стоит только о них вспомнить. Как любая другая компания, Remedy старается воспроизводить в своих произведениях фирменный почерк. Про элементы живого кино шла речь выше, а второй такой «визитной карточкой» служит презентация песен по местному радио или в конце каждой из глав. Благодаря субтитрам можно прочесть слова, позволяющие глубже прочувствовать связь песни с сюжетом. Что касается локализации, то меню и текст полностью на русском языке. Перевод радует качеством, особенно страницы рукописей Алана, хотя проскакивают опечатки или вовсе не переведённые слова.

2023 год ознаменовал возвращение высокобюджетных «ужасов на выживание». Но если ремейки Dead Space и Resident Evil 4 всё же уходят корнями в предыдущую эпоху, то Alan Wake II приоткрывает дверь в будущее жанра. Игре есть, что предложить по-настоящему нового. Как ни удивительно, разочарованными в этой ситуации могут остаться почитатели первого «Алана Уэйка». Хотя в сиквеле прямое продолжение истории, а также похожая структура боевой системы, во всём остальном наполнение совершенно другое. Иная динамика, высокая сложность, более замысловатый сюжет, требующий от игрока утончённого восприятия и пестрящий отсылками едва ли не ко всем тайтлам студии, выходившим за последние два десятилетия. Нашлось место для смелых экспериментов с геймдизайном. Разработчики реализовали все заложенные идеи на высшим техническом уровне, сумев воплотить свои усилия в настоящее произведение искусства. Ну а поскольку совершенству нет предела, с нетерпением ожидаем следующих хитов от Remedy, в числе которых ранее анонсированная Control 2. Кто знает, возможно, теперь там найдётся место для Алана Уэйка?..


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.