Лучшее – враг хорошего
Ругать разработчиков за оригинальные идеи вроде как неправильно, однако некоторые придумки оказываются настолько странными, что ломают игру целиком. Японская студия Neverland, к началу нулевых получившая некоторую известность за пределами родины благодаря «ролевушке» Record of Lodoss War для Dreamcast, в 2003-м презентовала свой единственный проект для Game Boy Advance. Жанр тот же самый, экшеновая RPG. Очень миленькая графика с героями-чибиками, интригующая завязка сюжета, сулящая увлекательное приключение – по первым минутам вроде бы придраться вообще не к чему (разве что к не сбрасываемому длиннющему прологу «на движке», который зачем-то крутят дважды), всё красиво и замечательно. Но стоит начаться первой же миссии (по сути, обучалке), как всё очарование моментально вылетает в трубу. CIMA: The Enemy оказывается настолько перегружена геймплеем, что становится страшно от одной только мысли, сколько часов понадобится угробить на её прохождение.
Сначала всё же стоит рассказать о завязке. Дело происходит в некой фэнтезийно-анимешной местности, где люди годами отбиваются от атак монстров, известных как CIMA. Одно из таких нападений застаёт врасплох группу путешественников, отправившихся на поезде в далёкие земли искать лучшей жизни. К счастью, туристов сопровождает трое обученных бойцов – лидер отряда Джестер плюс двое его юных падаванов, управление одним из которых вам вскоре предстоит взять на себя. Поезд засасывает внутрь параллельного измерения, где обитают чудища. Ситуация выглядит драматической, но Джестер успокаивает спутников, заявляя им, что выход отсюда есть. Дабы спастись, всей группе попаданцев необходимо преодолеть долгий путь, лежащий через подземелья, снежные горы, прочие живописные локации. Дизайнеры постарались на славу, картинка буквально сочится красками, а детализированная анимация добавляет сходства с хитами эпохи Super Nintendo. Обаяние настоящей японской RPG старой школы присуще CIMA: The Enemy в полной мере. Но это лишь форма, тогда как содержание вас, скорее всего, изрядно удивит.
Главный сюрприз в том, что управлять вам нужно не только тандемом из героя и бегающей за ним на незримом поводке напарницы, но и всеми четырнадцатью пассажирами злополучного поезда. Причём управлять не напрямую, а приказами. Причём не просто приказами, а через курсор, тыкающий в то место, куда им надо пойти. Вам уже похорошело? Погодите, это только присказка. Спутники разделены на четыре отряда. Отбиваться от врагов самостоятельно они не умеют, их требуется оберегать на марше. Ходить все одновременно они тоже не умеют – пока работаете с одним отрядом, другие стоят на месте в режиме ожидания. Командовать можно отдельными юнитами или взводом целиком, но даже если отдан приказ всему подразделению, перемещаются подопечные не гурьбой, а колонной по одному, растянувшись гуськом на несколько десятков метров. Преодолевать препятствия спасаемые не в состоянии, если необходимо обойти локацию по сложной схеме, а не напрямую, то вести придётся за ручку, по чекпоинтам. Порой даже такая элементарная вещь, как перемещение из точки «А» в точку «Б» превращается в пытку, длящуюся неоправданно долгое время, ведь бегать тоже никто не умеет, все ходят пешком. По эргономичности и динамике зрелище напоминает самую первую ПК-шную «Дюну», разве что без поездок за спайсом.
Погодите падать в обморок, это только самые базовые моменты. Авторы придумали столь сложносочинённую систему не для того, чтобы вы просто так туда-сюда ходили, а ради решения многочисленных паззлов, коими кишат декорации. Вам надо будет ставить одних героев на плитки, чтобы другие могли пройти по поднимающемуся мостику, затем теми другими делать ещё что-нибудь хитрое, дабы уже первые имели возможность продвигаться дальше. Параллельно с этим придётся шустрить где-то рядом собственными взмыленными бойцами, выгашивая бесконечно респаунящихся врагов. Свободное перемещение камеры отсутствует (по дефолту она сфокусирована на протагонисте), исследовать локацию полностью получится только при появлении курсора; отправив своих парней вдаль, вы не будете видеть, что у них там происходит, покуда снова не переключитесь на курсор. Имеется в наличии весьма условная карта, показывающая цветными точками, кто где находится, пользы от неё никакой. В голове нужно держать очень много оперативной информации, продумывать заранее маршруты, учитывать последствия тех или иных действий.
При всём вышесказанном игра остаётся в первую очередь «ролевушкой», а значит в ней присутствуют лихие сюжетные повороты и тонны диалогов между персонажами, «прокачка» и экипировка, собирательство остающихся после гибели монстров ценных предметов. В вагонах поезда, служащих хабом между миссиями, всегда можно почитать «личные дела» пассажиров, а в многослойных менюшках среди прочего припрятана опция, позволяющая перекинуться с участниками команды парой слов о текущей обстановке. Представлена на выбор различная магия, дополнительное оружие, лечилки. Экипировать позволяется любого участника похода, в некоторых квестах дуэт протагонистов либо временно разделяется, либо дополняется кем-то из помощников. Составы отрядов тоже периодически тасуются. Микроменеджмент интуитивный, отбирает не слишком много времени, хотя вынуждает вникать в различные тонкости. Экшеновую составляющую украшают довольно-таки сложные поединки против боссов, где можно наконец забыть про обязанности телохранителя, бросившись в яростную драку.
Возвращаясь к своему изначальному посылу, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что ругать разработчиков за попытку сваять нечто нетривиальное было бы несправедливо. Вместе с тем совершенно невозможно игнорировать то, насколько CIMA: The Enemy переусложнена плохо сочетающимися элементами. Здорового баланса нащупать не получилось. Если бы авторы полностью отказались от паззлово-тактического балласта, в разы замедляющего продвижение по сценарию, у них получилась бы обычная «ролевушка», наверняка бы затерявшаяся в потоке более ярких релизов. В актуальном виде игру можно назвать уникальной, но популярности ей это не принесло. Наверняка найдутся энтузиасты, способные преодолеть крайне противоречивые первые впечатления. Перед такими мужественными геймерами творение Neverland чуть раньше или чуть позже раскроется во всей красе, подарив немало приятных эмоций. Большинство же удивится, пожмёт плечами и пойдёт дальше искать что-нибудь более привычное.
Автор:
Neon Knight