Странной консоли – странный Doom

Nintendo 64 – постыдная глава в истории японского гиганта. Да, на консоли вышло немало хитов, подчас революционных, вроде Super Mario 64 и The Legend of Zelda: Ocarina of Time. Однако фатальная ошибка Nintendo, отказавшейся от дисков в пользу маловместительных картриджей, обернулась для неё разрывом или ухудшением отношений с рядом давних партнёров. Больнее всего, конечно, ударило расставание со SquareSoft, ведь её многочисленные «ролевушки» во главе с Final Fantasy были одной из визитных карточек предыдущего поколения. Полагаю, выход седьмой «Финалки» на сторонней платформе обернулся для аудитории куда большим шоком, нежели выпуск «Соников» на приставках конкурентов после выпадения «Сеги» из числа платформодержателей. Konami ответила примерно тем же, отгрузив «сливки» в виде Metal Gear Solid и Silent Hill на PlayStation. Nintendo с барского плеча достались две условно играбельные трёхмерные Castlevania и странная Hybrid Heaven.

В киноиндустрии нередки случаи, когда провалившаяся в прокате лента вдруг становится культовой по прошествии лет, «добирая кассу» и находя массу фанатов благодаря релизу на домашних носителях. Похожая аналогия видится мне здесь, но немного вывернутая. Многие пропустили Nintendo 64 и Sega Saturn за ненадобностью, не говоря о более провальных аппаратах вроде 3DO или Atari Jaguar. Спустя годы люди со стажем не на шутку увлеклись ретро-геймингом (в том числе благодаря эмуляторам), принявшись открывать для себя новые-старые игры. Само собой, большая их часть безбожно устарела, даже если говорить про признанные хиты. Но спортивный, или правильнее сказать музейный интерес – штука заманчивая, особенно в наш век повальной стандартизации, когда на ПК и домашних системах выходят плюс-минус одни и те же тайтлы. Тогда как девяностые, особенно в первой половине, были эпохой экспериментов и дурацких решений. Несколько десятилетий спустя забавно ковыряться во всём этом непотребстве, нет-нет да вылавливая что-нибудь эдакое.

 

Что ты такое

Doom 64, конечно, пуля несколько иного калибра. Она принадлежит к известной серии, плюс разработала её не абы кто, а Midway. Калифорнийцы пошли своей дорогой, выдав совершенно новую игру взамен очередного «порта» первой части. Но, как сказано в заголовке, какая консоль – такой и Doom. У фанатов сложилось к нему неоднозначное отношение. Эксклюзив для непопулярной приставки со специфическим контроллером, поиграть в который за неимением оригинальной железки можно разве что на эмуляторах (очень сырых в ту пору, да и поныне толком не допиленных) или посредством фанатских переделок на ПК. Так было до 2020-го, покуда известная своей любовью к переизданиям старых шутеров Nightdive Studios не выпустила ремастер на современных платформах. Попробуем понять, много ли потерял среднестатистический геймер, пропустивший оригинальный релиз в далеком 1997-м.

Старина Doom с трудом узнаётся в 64-битном формате, особенно если вы не знакомы с версиями для PS one и Saturn, где заменены все звуковые эффекты, а вместо забойного MIDI-металла играет едва уловимый зловещий эмбиент. Как позже признавались парни из студии Сан-Диего, созданный ими же билд для «плойки» послужил фундаментом Doom 64. Правда, пришлось основательно подзапариться с непростым для программирования «железом». Кроме того, Nintendo не предоставила нужного инструментария по внедрению мультиплеера, тем самым лишив боевик одного из важнейших козырей. Зато с оптимизацией никаких проблем. В отличие от большинства остальных игр 64-битной библиотеки, Doom 64 практически лишена привычной «дымки», при этом бегает на стабильных 30 кадрах в секунду. Загрузки, понятное дело, практически мгновенные – хоть какой-то прок от устаревшего формата носителей.

Другой вопрос, что в своём стремлении «показать мощь 64-битной консоли» разработчики перемудрили с арт-дизайном. На смену пиксельным спрайтам пришли детализированные модели, оцифрованные с помощью CGI. Близкий подход к графике демонстрировали, например, Killer Instinct и Donkey Kong Country, причём там всё было очень красиво. Здесь же словно на арену выпустили пластилиновых уродцев из советской мультипликации. Никакого негатива к ней, если что, у меня нет, но довольно тяжело соотносить мрачный дизайн локаций с такими врагами. Авторам Doom не чужда ирония, только теперь это уже какой-то гротеск, на мой взгляд, безвкусный. К тому же «идеально» (в плохом смысле) дополненный топорной анимацией, никак не улучшенной по сравнению с 32-битными версиями. Впрочем, к странноватому облику привыкнуть можно. Более того, в первой трети прохождения Doom 64 старательно прикидывается псевдотрёхмерным аналогом первого Quake из-за обилия схожих декораций: готических замков, лесов, пещер. Об уместности такой эстетики в «Думе» можно спорить очень долго, но смотрится она, по крайней мере, не комично. А ещё от неё веет свежим воздухом, хоть как-то разбавляющим запах нафталина.

Благие намерения Midway в конечном счёте вылились в очередной аддон. Вы, конечно, можете возразить, что id Software поступила ещё халтурнее, выдав набор новых уровней за сиквел, даже не отполировав графику. Меня сей факт всегда раздражал, но оставим его на совести создателей одной из величайших игр в истории. К тому же один раз, как известно, не водолаз. Да и на дворе стоял 1994 год, а не 1997-й. За месяц до релиза Doom 64 вышла полностью трёхмерная Turok: Dinosaur Hunter со свежим взглядом на геймплей, а на горизонте вовсю маячили шедевральная GoldenEye 007 и «порт» (к слову сказать, отменный) первого Quake. На их фоне «мидвеевская» поделка оказалась совсем бедной на свежие идеи, за исключением одной: если собрать три демонических ключа на секретных уровнях, битва с финальным боссом сильно упростится. В остальном перед нами тот же самый Doom, точнее, Doom 2, что ещё огорчительнее. Первая часть кажется мне эталоном левел-дизайна в шутерах той поры. Три ранних эпизода не содержали в себе шизофренических лабиринтов и дешёвых подлянок, вроде прогулок по узеньким тропинкам над лавой или телепорта мощных врагов за спину. Всё это пришло с четвёртым эпизодом в The Ultimate Doom, а затем приумножилось в сиквеле.

 

Двадцать лет спустя

Я понимаю, что грех жаловаться на что-либо в игре, позволяющей сохраняться сколько угодно раз в любом месте. Правда, тут есть нюанс – эту возможность добавили лишь в ремастере. В оригинале сэйвиться разрешалось между уровнями. Учитывая это, а также упоминавшийся ранее специфический геймпад N64, я представляю, как горела бы моя пятая точка при попытке пройти всё это на настоящей приставке. Философия геймдизайна эпохи 8 и 16-биток всё ещё слишком явно ощущалась. Исправил ли что-нибудь переезд в наши дни? Обновлённую версию образца 2020-го впору называть одним из самых ленивых ремастеров последних лет. По сути, вся ценность сводится к возможности легально опробовать замшелую классику на современном оборудовании. Качество спрайтов и текстур оставлено на прежнем уровне, при желании легко получить практически идентичную картинку на любом эмуляторе. Мультиплеер отчего-то не добавлен даже теперь, вместо него набор из шести дополнительных карт, призванных худо-бедно связать хронологию прежних выпусков с актуальными. Только кому в здравом уме есть интерес до сюжета в Doom? Ценность этих арен примерно такая же, как всего Doom 64 – просто дополнение, никак не двигающее серию вперёд, не предлагающее заметных новшеств.

В свете озвученного мне особенно непонятно, откуда взялись восторги в обзорах на ремастер. Не говоря уже о людях, величающих творение Midway «настоящей третьей частью». Да, негодование фанатов, не принявших заигрывания с хоррором в Doom 3, вполне оправданы – серия слишком сильно ушла в сторону. Примерно как Resident Evil 4, в адрес которой вылилось немало критики на момент релиза. Время всё расставило по местам, дав понять адекватным гражданам, что без кардинальных перемен зомби-эпопея увязла бы в самокопировании и, скорее всего, очутилась на одном кладбище с Silent Hill. Возможно, из Doom 3 стоило слепить нечто, напоминающее перезапуск 2016-го, кто знает. Но, по крайней мере, эта часть была попыткой сделать шаг вперёд. Doom 64 – практически такой же выхолощенный аддон, какими были Doom 2 и Final Doom, ничего не давшие сериалу. Ныне он выглядит не как потерянная когда-то жемчужина, а как подачка самым ортодоксальным фанатам, готовым бесконечно принимать наборы новых карт за чистую монету.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Axel089:

    Limited Run Games отвечала только за издание на физических носителях и к качеству ремастера не имела никакого отношения.

  2. Macintosh:

    Я так понимаю (исходя из надписи на обложке) ремастер издавала Limited Run Games. Bethesda лишь косвенно к этому имела отношение. Для LRG главное аутентичность. Правильно в обзоре сказано, что возможность запуска на современном железе, это ключевая фишка. К чему я это пишу, взять ту же Clock Tower: Rewind или коллекцию классических проектов Парка Юрского Периода. В них LRG сохранили падение FPS с характерными звуками, как если бы игры запускались на Mega Drive или SNES. Всё как в старые добрые времена. Задачи исправить ошибки и улучшить не стояло вовсе. А вообще как интересно вышло, что спустя 25 лет мы снова вернулись к картриджам/твёрдотельным накопителям, отодвину компакт-диски. Как изменились технологии. За обзор спасибо. +1.