Рассвет над руинами
Несмотря на то, что некоторые критики пытаются похоронить жанр «зомби-апокалипсиса» как в кино, так и в видеоиграх, он остаётся живее всех живых, и Dying Light 2: Stay Human – тому яркое подтверждение. Проект является долгожданным сиквелом нашумевшей в своё время экшеновой RPG с паркуром и ходячими мертвецами. События второй части разворачиваются спустя более двадцати лет после первой, у нас теперь новый герой и изрядно деградировавшая под натиском таинственной заразы человеческая цивилизация – как мы ни старались сдержать распространение вируса в прошлый раз, он всё равно вырвался и поработил весь мир. За долгие годы люди приспособились выживать в новых реалиях, сконцентрировавшись в нескольких городах по всей планете. Один из таких городов собирается посетить наш протагонист Эйден Колдуэлл.
Дело в том, что Эйден относится к касте «паломников», своего рода почтальонов мира Dying Light. Такое призвание герой выбрал себе не случайно – путешествуя между городами он пытается найти свою сестрёнку, с которой разлучился в детстве. Похоже, поиски увенчались успехом – появилась зацепка, что Мия может находиться в Вилледоре. Однако с самого начала становится ясно, что нам в этих каменных джунглях предстоит раскрыть гораздо большую тайну. Вилледор представляет собой гигантскую локацию-хаб для исследования. Он разделён на несколько районов, будь то историческая часть со старинными зданиями или бизнес-центр с небоскрёбами. Естественно, всё это со временем пришло в упадок. За право проживать в том или ином секторе сражаются три фракции: «выжившие», «хранители мира» и «ренегаты». Если первые две в целом настроены дружелюбно, то «ренегаты» – настоящие бандиты, представляющие угрозу абсолютно всем. Система фракций была ещё в первой части, но в Dying Light 2 вы можете выстраивать с ними отношения, это одно из главных новшеств.
Понятно, что встречи с «ренегатами» будут заканчиваться стычками. А вот как поступить с «выжившими» и «хранителями»? Первые олицетворяют создание свободного общества, лишённого каких-либо социальных институтов, вторые являются государственниками, желающими возродить страну с законами и порядками. Ради поисков Мии Эйдену в любом случае придётся иметь дело и с теми, и с другими. «Выжившие» и «хранители» готовы помочь герою, но только после того, как тот поможет им в противостоянии друг с другом и против их общего врага – «ренегатов». Жители города обещают поделиться ценной информацией о местонахождении сестры после выполнения задания, а потом ещё одного, и ещё… Придётся примерить на себя множество разных ролей – бойца, шпиона, даже детектива, и покорить уйму высотных зданий. Впрочем, чаще всё сводится к обычному мордобою, причём некоторое время спустя вы уже спокойно выпиваете с недавними противниками, отчего иногда возникает ощущение нестыковки сюжета. История в целом получилась весьма увлекательной, но не спешите её завершать, ведь для вас также припасена уйма первоклассно проработанных сайд-квестов, расширяющих картину происходящего в Dying Light 2.
По мере выполнения основных миссий будут ставиться задачи освободить от зомби и ввести в эксплуатацию объекты социальной инфраструктуры. Вода и энергия являются главными ресурсами для реставрации общества. После начала пандемии люди освоились и уже перешли от собирательства к сельскому хозяйству на крышах зданий, где меньше всего жмуров. Однако по ночам нужно электричество чтобы питать током ультрафиолетовые лампы. Новая мутация вируса чувствительна к ультрафиолету, с заходом солнца фонари – единственная возможность остаться в живых. Поскольку Эйден «паломник», он обладает превосходящей рядовых горожан физической подготовкой, позволяющей ему взбираться на самый верх разных построек – скажем, водонапорной башни или электроподстанции. К тому же оттуда открывается отличный вид, позволяющий осмотреться вокруг на манер State of Decay или Assassin’s Creed, дабы обозначить на карте интересные места для исследования. Как только вы активируете тот или иной объект инфраструктуры, вы вправе отдать его в распоряжение либо «выжившим», либо «хранителям». Такой выбор, как и в случае с сюжетными заданиями, тоже имеет свои последствия. К примеру, я старался выдерживать баланс, отдавая по половине зачищенных объектов каждой из фракций. Как поступите вы – решать вам.
В любом случае, с каждой новой подстанцией или башней вы получите перки от выбранной стороны, которые облегчат вам жизнь в городе и добавят возможностей для паркура, ставшего ещё более значимым элементом геймплея. В сиквеле появилась шкала силы. Её можно и нужно увеличивать ингибиторами, спрятанными на локациях. Если вы попытаетесь игнорировать «прокачку», то дальнейшее прохождение станет затруднительным, поскольку вы не сможете взбираться на самые высокие строения, соответственно, лишите себя возможности выполнять некоторые задания – у Эйдена просто не хватит сил. Другая польза от ингибиторов кроется в том, что герой увеличивает время, которое он может провести ночью вдалеке от ультрафиолетового света. Как и в первой части, днём мы охотимся на зомби, а после заката – они на нас. В Dying Light 2 ночные вылазки стали ещё более захватывающими, ведь теперь нужно следить за распространением инфекции в теле героя когда он остаётся без облучения. Другой важный момент – если ночью вас обнаружат зомби, то самые опасные из них будут нападать не сразу. Чем дольше вы продержитесь в процессе преследования, тем всё более опасные твари включатся в охоту на вас. Прежде всё скатывалось либо к унылому стэлсу, либо к кратковременной игре в кошки-мышки. Вторая глава намного азартнее.
В большинстве хитов на зомби-тематику сами жмуры выступают лишь наполнителем, главная опасность всегда исходит от людей, и Dying Light 2 не исключение. Разработчики развили эту идею не только в сюжете, но и в геймплее, сделав рукопашную схватку более интересной и бросающей вам больший вызов. Главное не полениться изучить новые движения и комбо-связки. Древо умений теперь состоит из двух ветвей: в одной вы приобретаете новые боевые навыки, в другой оттачиваете до совершенства паркур. Создание подручного оружия также никуда не делось. К набору движений добавился абордажный крюк и параплан. Последний кардинально меняет путешествия по городу. Поскольку в Вилледоре полно высотных строений, вы потратите массу времени чтобы на них взобраться. А вот спуск обычным способом может оказаться стремительным и смертельным, ведь сорваться вниз легко. Гораздо зрелищнее прокатиться по воздуху на параплане, чем возиться с канатами и прочими неудобными приспособлениями. Более того, используя восходящие потоки воздуха от вентиляции, у вас получится преодолевать значительные расстояния, причём безопаснее и быстрее, чем пешком. Механика, подсмотренная авторами в The Legend of Zelda: Breath of the Wild, оказалась весьма ко двору. Для тех, кто хочет путешествовать ещё проворнее, предусмотрены телепорты, спрятанные в метро, однако для их активации предстоит зачистить станции от жмуров и «ренегатов». Ещё одна лопатка в песочницу «открытого мира» Dying Light 2.
Как большинство современных проектов, Dying Light 2 вышла на консолях ушедшего и нового поколений. Надо признать, что открытый мир получился весьма требовательным к «железу», однако создателям в целом удалось оптимизировать игру для PS4 и Xbox One. Но всё же полноценно насладиться геймплеем можно только на новых платформах. На них вас ожидает более плавная, насыщенная и чёткая картинка, благодаря которой богатый на детали виртуальный мир оживает на глазах и переливается всеми красками, отчего порой даже забываешь, что всё ещё находишься в комнате с четырьмя стенами. Уже с первых минут знакомства с Вилледором становится ясно, насколько далеко ушёл сиквел в плане графики и дизайна по сравнению с первой частью. Не подкачало также звуковое оформление, денег не пожалели даже на полноценный саундтрек с вокалом.
Dying Light 2 полностью соответствует так называемой «польской формуле», ставшей своего рода визитной карточкой разработчиков из этой страны. Вспомните The Witcher 3: Wild Hunt, Cyberpunk 2077, Terminator: Resistance, даже первый Dying Light – все они экшеновые RPG с очевидной ставкой на глубоко проработанное повествование и open world-механики в геймплее. Общей чертой также можно назвать наличие роскошных девиц, с которыми вы радостно проведёте виртуальное время. К слову, в Dying Light 2 под влиянием западной конъюнктуры одну из ведущих ролей получила темнокожая девчушка по имени Лован. Нет, она очаровашка и хорошо вписана в контекст, без сомнений, речь не об этом. Просто хотелось бы отметить пришедшую из Голливуда тенденцию, что один из ключевых образов обязательно должен быть представителем мультикультурной обоймы, по расовому или сексуальному признаку. Иногда это раздражает.
Другим спорным моментом является само изложение сюжета. После эмоционального и глубоко философского пролога многим показалось, что вся игра будет выдержана в таком стиле, однако остаться человеком, о чём гласит подзаголовок, окажется непросто. Проблема даже не в том выборе, который вы делаете, а в элементарных нестыковках, которые получаются в итоге. Вы прикладываете максимум усилий, а в конце понимаете, что всё было напрасно. Такой исход оставит вас как минимум эмоционально опустошённым, какой бы выбор вы ни делали. Быть может, в этом была задумка разработчиков, но тогда получается, что маркетинговый отдел издательства ввёл нас в заблуждение. Обещанная альтернативность не меняет канву событий, а всё, чего удаётся достичь – это то, в каком русле город будет развиваться дальше. Концовка получилась скомканной. Такое ощущение, будто не хватило времени, либо всё отдано на откуп DLC, которыми нас обещают снабжать несколько лет после релиза. Конечно, ни в коем случае не хочется ругать Dying Light 2: Stay Human из-за таких нюансов, но, как говорится, осадок остался. В остальном сиквел с лёгкостью превзошёл первую часть. Игра получилась не просто красивее, больше и зрелищнее, она вышла совершенно другой – более доступной и чарующей, с настоящей постапокалиптической атмосферой, в которой вы с удовольствием проведёте десятки часов.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич
Все супер. Играю, живу в игре!!!!