Душевный хоррор

В конце девяностых и на протяжении нулевых, на фоне коммерческого успеха серий Resident Evil и Silent Hill, многие издатели старались выпустить что-нибудь похожее. Так появилась целая плеяда довольно неплохих проектов, таких как Forbidden Siren, Obscure, Cold Fear, и это лишь малая часть из них. Со временем менялись вкусы публики, росли бюджеты; всё это привело к трансформации жанра. Сегодня найти добротного представителя Survival Horror именно старой школы крайне трудно. Недавняя The Medium, при всех её достоинствах, всё же не дотягивает до стандартов классики. Очень хочется, чтобы хоть кто-то сотворил качественный тайтл в духе каноничного «ужаса на выживание», как в старые добрые времена, пускай даже это будет очередной клон от очередной малоизвестной инди-команды. К счастью, желанию давних поклонников жанра суждено было сбыться. На этот раз удивили разработчики из Южной Америки, точнее, из Чили. Детищем дуэта двух независимых студий Dual Effect и Abstract Digital Works стала прелюбопытнейшая Tormented Souls.

Главной героиней «Измученных душ» является красотка по имени Кэролайн Уокер. Юная особа совершенно неожиданно оказалась втянута в странную историю, когда получила по почте письмо с фотографией двух маленьких девочек и указанием адреса, где она сможет их найти. Казалось бы, для такой работы есть полиция, но Кэролайн почувствовала личную связь с близнецами на фото, поэтому отправилась в означенное место – заброшенную поликлинику на острове. Завязка, конечно, удивительная. Поехать одной ночью на какой-то дикий остров, да ещё в подозрительное заведение – уже не смелость, а глупость, приводящая к закономерным последствиям. Видно, девчонки из письма настолько глубоко запали в душу Кэролайн, что она совсем потеряла здравый смысл… По прибытии в медучреждение на девушку тут же нападает загадочная фигура и доводит её до потери сознания. Очнётся бедолага спустя некоторое время. Одна. Голая. В ванной. Без одного глаза. Теперь нам придётся спасти её из той ситуации, в которой она оказалась, а заодно разгадать все тайны зловещей поликлиники. Не спешите с выводами. Даже если некоторые моменты в сценарии покажутся вам бредовыми, то с развитием сюжета всё постепенно обретёт свой смысл. Более того, разработчики припасли весьма неожиданные повороты в повествовании, которые однозначно вас удивят, а также несколько концовок.

В плане геймплея авторы приготовили нам симбиоз идей из классических частей Alone in the Dark, Resident Evil и Silent Hill, а значит, перед нами действительно клон, но со своими нововведениями. Больше всего было взято из «Резика». Детище Capcom по-прежнему остаётся живым символом жанра. Если вы хорошо знакомы с римейком первой части, выходившей в 2002 году на GameCube, а позже переизданной на множестве других платформ, то без труда заметите сходство особняка Спенсера с поликлиникой, в которой оказалась Кэролайн. Те же фиксированные углы камер и «танковое» управление. Даже цветовая палитра, освещение и элементы декора имеют явное сходство с творчеством японских дизайнеров. Отличие заключается в том, что всё теперь трёхмерное – это позволило применить технику «операторского крана» на манер Resident Evil Code: Veronica и добавить кинематографичный эффект. Однако если в недрах Capcom хорошо знали, как расставлять камеры, то менее опытные чилийцы учились в процессе и местами всё же схалтурили. Нет той филигранной отточенности, но это простительно, учитывая пробу пера в создании проекта такого уровня.

Вместе с Кэролайн вы будете бродить по закоулкам здания в надежде отыскать ключевые предметы и подсказки, которые помогут открыть запертые двери. Насчёт головоломок разработчики потрудились на славу, паззлы получились очень непростыми. Многие из них решаются как ребусы. Не стесняйтесь заглядывать в гайды из интернета, если совсем зайдёте в тупик – это сэкономит вам драгоценное время и не позволит отложить игру в сторону, а она стоит того, чтобы её пройти. Местами использован совсем нестандартный подход к решению загадок. Скажем, в одной локации для открытия тайника нужно с зажжённой зажигалкой оббежать вокруг статуи несколько раз. Где именно находится этот тайник, я вам не скажу, а вот о роли света обязательно поведаю. Дело в том, что тьма в Tormented Souls губительна для Кэролайн, девушка всегда должна находиться в хорошо освещённых помещениях. Восстановление энергоснабжения – одна из ключевых задач для выживания. Там, где нет возможности включить лампу, на помощь приходит зажигалка, а если отыщете фонарик, то станет ещё лучше. Очевидно явное подражание идеям из серии Alone in the Dark. Кое-где использование света служит основой системы головоломок, пример чему я привёл выше, но это только один из самых простых случаев.

Помимо тьмы, врагами являются также вполне привычные монстры, похожие на людей с обожжённой кожей и торчащими из плоти острыми металлическими деталями. Дизайн чем-то напоминает чудищ из Silent Hill. Напугать особо эти существа не могут, скорее даже вызывают чувство сострадания, но не стройте иллюзий – противник опасен, не мешкайте; если есть такая возможность, то лучше убегайте, это позволит сохранить крайне ограниченный боезапас для гвоздезабивного пистолета. Когда появится самодельное ружьё, приберегайте патроны для наиболее агрессивных тварей. В общем, всё по классике. Даже есть такие ракурсы камеры, при которых невозможно увидеть монстра в комнате, но на слух вы точно поймёте, что он где-то рядом. Иногда надо просто стрелять в пустоту, а затем автоприцелом проверять, умер враг или нет. Хардкорные фанаты хорроров наверняка догадаются, что это не баг, а фишка прямиком из девяностых. Главное, время от времени не забывайте сохраняться, особенно если чувствуете, что впереди рискованный участок пути. Ведь здесь нет привычного автосохранения. На манер первой линейки выпусков Resident Evil, где приходилось собирать чернильные ленты и использовать их в печатных машинках, в «Измученных Душах» нужно искать бобины с плёнкой для магнитофона. Их крайне мало, поэтому не используйте слишком часто, держите одну-две про запас. Кэролайн, кстати, во время записи диктует в микрофон свои мысли по поводу происходящего.

Визуальный ряд получился очень солидным. Заметно, что при крайне ограниченном бюджете разработчики вложили свою душу в дизайн игры. Да, страдает анимация лиц при диалогах между персонажами, нету специальных сюжетных роликов, однако всё сделано на максимуме возможностей. Будь у чилийских геймдизайнеров больше времени, денег и свободных сотрудников, мы бы наверняка получили картинку уровня The Medium. Учитывая задействованные ресурсы, создатели Tormented Souls выступили более чем достойно. Лучше всего вышла трёхмерная модель Кэролайн. Она выглядит словно ожившая красивая кукла, а за «физику» поведения её юбки разработчики достойны отдельной награды. Суррайвинга как такового практически нет, упор сделан на квестовость, однако мрачная атмосфера, которая передаётся во многом благодаря музыкальному сопровождению, цепляет за живое. Уже с титульного экрана мелодия задаёт нужный тон. В процессе исследования местности саундтрек держит в постоянном напряжении, а немного перевести дух позволяется в безопасных комнатах сохранения, где негромко журчит успокаивающий мотив.

Конечно, как бы мы ни старались, детство нам никто не вернёт. Сколько бы мы ни просили крупных издателей вроде Capcom сделать классический «Резидент», всё впустую. Время идёт вперёд, всё меняется, как и наши представления об играх. Более двадцати лет назад всё воспринималось иначе, сейчас же, кроме ностальгии по прожитым годам, положа руку на сердце – стоит ценить настоящее и то будущее жанра, которое нас ждёт. Какое место во всём этом занимает Tormented Souls? Пожалуй, это и есть ответ, почему титаны индустрии создают нечто вроде Resident Evil Village. Всё остальное отдаётся на откуп независимым разработчикам. Здесь риски ниже, поэтому выпадает шанс найти своего игрока. На фоне всего того, что производят инди-студии, Tormented Souls получилась яркой звёздочкой на небосклоне. В ней содержится всё, что мы любим в классическом «ужасе на выживание», а также многое из того, почему этого жанра больше нет в поле зрения крупных издательств. Да, он очень сильно устарел, но всё ещё заслуживает появления вот таких нишевых мини-шедевров. Поклонники старой школы, не проходите мимо, эта игра для вас.


Автор:

Валерий «Macintosh» Акулинич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Хочется выразить так много прекрасных слов, но словарный запас так мой скуден, что скажу лишь слово: «Душевно».