Тусклые горизонты

В последнее время, признаться, всё чаще задаюсь вопросом: а зачем я вообще покупал PlayStation 5? Новому поколению приставок уже полтора года, до сих пор единственной игрой, полностью оправдавшей мои вложения и ожидания, является Ratchet & Clank: Rift Apart. Да и тот, будем откровенны, рассчитан на немного иную возрастную категорию. Всё остальное либо шелуха (респект авторам Returnal за попытку, но нет), либо прекрасно играется на PS4 Pro. Наступивший 2022 год печалит продолжением наметившихся тенденций. Ломовых эксклюзивов как не было, так и нет, а кросс-платформа хоть и выглядит симпатичнее, чем на старых консолях, лишь добавляет сомнений насчёт необходимости гоняться за некстгеном. Вот и ярко анонсированный сиквел Horizon на деле оказался проектом вполне заурядным, разве что в красочной обёртке. Игру заслуженно хвалят за отличную графику, качественную режиссуру и великолепное техническое исполнение в целом, я же увидел в первую очередь типичную «песочницу» от Sony, мало чем отличающуюся по сути от Days Gone или Ghost of Tsushima. Стоило ли ради этого обзаводиться более прогрессивной аппаратурой?..

Первая глава будущей трилогии вышла пять лет назад и сумела заполнить время в ожидании настоящих суперхитов – перезапуска God of War и сиквела The Last of Us. Профильная пресса визжала от восторга, называя игру «техническим совершенством» и награждая её прочими вдохновляющими эпитетами. «Движок» у голландцев действительно получился выдающийся, даже маэстро Кодзима прикупил его для своей Death Stranding. Но вырваться за рамки чего-то обыденного во всём остальном у создателей эпопеи Killzone толком не получилось. Формула «опенворлда» достигла своего предела насыщения, в ней уже практически нет места оригинальным задумкам. От раза к разу меняется сеттинг, сюжетная основа и структура «прокачки», но не стандартная схема прохождения, состоящая из ключевых и побочных миссий, обильно приправленных роликами. Авторы Zero Dawn даже не попытались заплыть за буйки, наоборот, они сделали нарочито каноничный «опенворлдный» боевик с ролевыми элементами, наполненный всеми стандартными компонентами жанра и присыпанный сверху мульти-культи повесточкой. Насчёт последнего даже несколько перестарались, назначив героиней произведения некрасивую толстопопую бабу.

События второй части стартуют спустя полгода после завершения первой. Если кто запамятовал, или просто не в курсе, у нас тут очередное постапокалиптическое будущее, но уже довольно отдалённое, в котором люди вернулись к первобытно-общинному строю и толком не знают, что произошло с предыдущей высокоразвитой цивилизацией. От неё в наследство достались кое-какие технологии и агрессивные роботы, имитирующие разных животных. Бравая амазонка по имени Элой путешествует по опасным горам и равнинам в поисках информации о прошлом и противоядия от «красной порчи» – некой субстанции, медленно пожирающей всё живое. По происхождению девчушка, разумеется, «избранная», только ей под силу спасти человечество… Если бы за каждый штамп в этой игре давали карамельку, можно было бы заработать диабет. На сей раз путь лежит в сторону «Запретного Запада», территории бывших США, где расположена резервная копия суперкомпьютера, контролирующего зверомашин и напускающего плесень. Положение дел осложняется гражданским конфликтом в контролирующем местность племени Тенакт. Всё как обычно – сражаться нужно не только с монстрами, но и с нехорошими людьми.

Как вы наверняка догадались, Элой умеет делать практически всё из джентльменского набора «опенворлдных» героев: скакать на роболошади, паркурить по отвесным плоскостям, летать на параглайдере (теперь эту фичу из Breath of the Wild будут пихать решительно везде), заходить врагам в тыл по стэлсу, замедлять время по ходу прицеливания. Основным оружием нашей толстушки по-прежнему остаётся лук с разнообразными стрелами, в чём чувствуется отчётливое влияние Лары Крофт. Арсенал комплектуется методом собирательства различных элементов с последующим крафтингом. Боевая система достаточно глубокая и разносторонняя, требующая понимания принципа «стихий», более характерного для классических пошаговых «ролевушек». Врагов сначала надо сканировать, дабы узнавать слабые места и к какого рода «магии» у них уязвимость. Соответственно, при себе лучше носить разнообразные наконечники, мало ли кто встретится по пути. Стрелами дело, конечно же, не ограничивается, есть также копья, бомбы, мины-ловушки, плюс умение взламывать и перепрограммировать механических оппонентов. С собратьями по разуму драться стало намного интереснее, поскольку они теперь заметно злее, к тому же научились пользоваться энергощитами и боевой оснасткой погибших машин.

Не отстаёт от требований времени система «прокачки». Она по своей структуре тоже абсолютно RPG’шная, включает в себя шесть ветвей: «воин», «охотник», «лучник», «знахарь», «лазутчик» и «мастер машин». В какие именно навыки лучше вкладываться, решайте сами – от этого будет напрямую зависеть стиль прохождения. Могу лишь сказать, что активные способности обычно полезнее пассивных, поскольку сразу и заметно повышают потенциал героини. Своя схема апгрейдов предусмотрена также для оружия и костюмов. Из новых гаджетов стоит отметить абордажный крюк. Штука довольно-таки универсальная, помогающая прорываться в недоступные локации и забираться на постройки. Что касается паззлов, они порой ставят в тупик совершенно бытовой логикой. Взять предмет и переложить с одного места на другое – вроде ничего сложного, хотя поверить в такую незамысловатость подчас бывает труднее всего – чисто инстинктивно начинаешь искать подвохи, которых нет. Наблюдательность и умение нестандартно мыслить приветствуются. Но это всё-таки отдельные случаи, в основном решение загадок опирается на использование навыков и не выпадает из ритма геймплея.

Отдельная история с подводными путешествиями. Кристальная прозрачность диких водоёмов несколько удивляет, но это стоит воспринимать как неизбежную условность. Любопытнее другое – героиня здесь максимально уязвима, поскольку не может использовать оружие, а вот машины очень даже могут. Плюс неудобные течения, отнимающие много сил и времени даже на простых участках. Также особняком стоит настольная мини-игра, одно обучение правилам которой занимает уйму времени, почти как целая миссия. Сохранилась вариативность реплик в диалогах, но, как и в первой части, это мало на что влияет. Конкретную пользу извлечь можно: заработать себе дополнительный квест, улучшить что-нибудь из оснастки; а вот развернуть повествование в другое русло или переписать концовку – увы. Некоторые собеседники присоединяются на время в качестве вспомогательных юнитов и активно отвлекают на себя внимание противников, чем заметно облегчают локальную задачу.

Справедливости ради, надо всё-таки похвалить разработчиков за главный успех, которого они достигли – многие критики и простые игроки сравнивают Forbidden West с легендарной Mass Effect 2 по уровню проработки мира и персонажей, что само по себе высочайшая оценка, несмотря на пропасть в двенадцать лет, разделяющую два проекта. К работе над игрой был привлечён великолепный актёрский состав, прописана куча диалогов и анимаций чисто для общения. Появился даже свой хаб, где герои постоянно тусуются и могут вести беседы. Визуально и технически (особенно после недавнего патча, исправившего несколько неприятных багов) вторая глава Horizon полностью соответствует статусу AAA-хита, в этом нет никаких сомнений. 50+ часов, которые понадобятся вам на прохождение, не ощущаются потраченными впустую, события идут сплошной чередой, постоянно увлекая во всё новые и новые квесты. Откровенно провисающих эпизодов практически нет, единственное нарекание, что персонажи из первой главы порой врываются на сцену слишком резко, оставляя в лёгком недоумении тех, кто не знает контекста. Начинать знакомство с этой вселенной сразу с сиквела некомфортно, будут слишком явно ощущаться пробелы в матчасти.

Как и дебютная Zero Dawn в 2017-м, Forbidden West по большому счёту исполняет роль затычки в ожидании суперхита – второго God of War. Вот только на нынешнем безрыбье любой эксклюзив от Sony, хочешь – не хочешь, становится по факту хедлайнером всего нового поколения, а для этой роли требуется хоть толика оригинальности. Насквозь вторичная во всём, даже в самых сильных своих сторонах Horizon такой груз очевидно не вытягивает, да и 4K демонстрирует только в 30fps, так что затронутая в начале обзора тема необходимости гоняться за неуловимой пятой «плойкой» повисает в воздухе. Из явных преимуществ перед версией для PS4 Pro представляется разве что более отзывчивое и интуитивное управление на новых джойстиках, помогающее, в частности, сражаться с робо-хищниками, ориентируясь по вибрации от их ходьбы. Быть может, я просто переиграл в адвенчуры подобного типа, а также подустал от назойливого пост-апа, осёдланного разработчиками как бескрайний Клондайк, но никакой исторической ценности в этой игре я не вижу, и от завершения трилогии в будущем откровений тоже не жду.


Автор:

Headhunter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Речь не о красоте как таковой, я полагаю, а про втюхивание этих пресловутых «толерантных стандартов». Хотя, скажу честно, я «пышек» тоже не люблю. :))

  2. Атма:

    «толстопопую бабу» Вы так говорите, будто это что-то плохое. А вообще красота у всех своя.