Гравий с лошадками

Всем привет! Год назад я написал обзор на Advance Wars, римейка которой до сих пор жду, как и все, кто помнит, или хотя бы наслышан про эту потрясную TBS. По невесёлым причинам всё это дело раз за разом переносится, в связи с чем я обратил внимание на другую игру схожего направления, в своё время с лёгкостью перетянувшую под свои знамёна часть фанатов «Продвинутых Войн», а спустя почти двадцать годиков после релиза не хуже лузганья семок скрашивающую ожидание чего бы то ни было. Имя ей Fire Emblem. Вот просто Fire Emblem и точка, никаких тебе подзаголовков, хотя на тот момент она являлась седьмой в серии. О том, как так получилось, почему людей потянуло с пошаговых стратегий на ролевые тактики, мы в этот раз и поговорим.

Начнём с того, что за появление на свет обеих серий несут ответственность одни и те же люди – внутренняя студия «Нинтендо» Intelligent Systems. С их лёгкой руки в 1988-м на Famicom заговорили орудия Nintendo Wars, а в 1990-м на тех же самых японских «восьмибитках» зазвенели мечи первой «Огненной Эмблемы». Если вы решите взглянуть на последнюю Fire Emblem из основной линейки (не мобильную, не скрещенную с Dynasty Warriors или Megami Tensei), то это будет Three Houses для Nintendo Switch, 2019 года выпуска – на мой взгляд, сильно перегруженная штука, вобравшая в себя, помимо сражений, школьную жизнь героев, мини-игры, онлайн и три сюжетных ответвления, на всестороннее прохождение коих требуется никак не менее двух сотен часов. Но так было не всегда. В начале двухтысячных «войнушки» и «эмблемы» находились ближе друг к другу. И те, и другие, в соответствии с идеей «Нинтендо» насаждать на домашних консолях трёхмерное, а на портативе развивать рисованное, разрабатывались для GBA. И те, и другие были впервые представлены на западе – сначала более новаторские и напичканные современными вооружёнными силами Advance Wars, а вслед за ними недалеко ускакавшие от фэнтезийных предтечей Fire Emblem. Похоже, именно такая верность традициям, топтание на уровне «снесовских» стандартов и игнорирование ставшей после успеха Tactics Ogre чуть ли не атрибутом жанра изометрии, сыграли Intelligent Systems на руку.

Любителей подвигать по картам красную, жёлтую, зелёную и синюю бронетехнику в «Эмблеме» без подзаголовка ожидает настолько знакомая картина, что порог вхождения в ролевые тактические мероприятия, можно сказать, отсутствует. Во всяком случае, чтобы об него споткнуться, нужно ну прям очень-очень постараться. Судите сами: здесь ровно такой же ракурс на происходящее – сверху, но с отрисованными бочком персонажами и постройками; та же разбивка ландшафта на клетки и знакомое влияние холмов да лесов на характеристики юнитов; временами непроглядный туман и затрудняющая передвижение непогода – опять-таки, узнаваемая черта, навевающая воспоминания о выходках Олафа и Дрейка. Теперь бросим взгляд на сражающихся. Пехота – она и в фэнтези пехота. Только вместо автоматов и гранатомётов – топоры да мечи. Практически непригодные для прямых столкновений маги и лучники – самые настоящие дальнобойные орудия и системы ПВО. Всадники, рассекающие по небу на крылатых пегасах – полноправная стремительная авиация. Кавалерия – что-то вроде лёгких танков, а закованные в латы рыцари – нерасторопные и тугопробиваемые «тяжи». Естественно, вся эта братия не расходует топливо, но за изнашивающимся оружием приходится следить не меньше, чем за иссякающими боеприпасами. Провернул всё задуманное: передвинул, кого требовалось, подлечил, пристроил на выгодную позицию, натравил на противника – передаёшь ход и наблюдаешь за манипуляциями супостатов. Всё привычно.

Фундаментальное отличие от «Продвинутых Войн» – никакого строительства на базах и отсутствие воинских соединений. Именно поэтому в сценках столкновений всякий раз бьются один на один (разумеется, отдельные экраны для схваток и сюжетного балабольства – ещё одно сходство с родственной пошаговой стратегией, в изометрических «тактиках» они упразднены). Каждая дружественная синяя фигурка на поле боя – кочующий из главы в главу персонаж со своей историей и мотивами. Красные человечки – текущий неприятель. Зелёные – NPC, либо по каким-то причинам сохраняющие нейтралитет мутные типы. С другой стороны, личные истории не ключевых героев зачастую столь скудны, а команда пополняется так скоропалительно, что к этому ещё надо привыкнуть. Вот происходит вроде бы никак нас не касающаяся стычка в лесу, но наш благородный, неспособный пройти мимо чужой беды отряд спасает от бандитов пару магов или странствующего торговца. Будьте уверены, оставив все свои заботы, эти ребята непременно к нам примкнут на очень продолжительное время, если не навсегда. Как и благополучно вразумлённый недотёпа, сбившийся с пути из-за нехватки дензнаков на лечение жёнушки. Как и прекрасно владеющая луком дочь старейшины освобождённой деревушки. Обход домишек – вообще что-то из области лутбоксов. Выпадают деньги, лечилки, редкое оружие, новые добрые знакомые или сведения, где и на каких условиях таковыми можно обзавестись. Сплошной позитив, причём, что вдвойне приятно, ни платить не надо, ни рекламу отсматривать.

Вот так и получается, что порог вхождения незаметно пройден, а вместо того, чтобы двигать туда-сюда танчики и читать перепалки Нел с Олафом, перемещаешь всадников на гарцующих лошадках и увлечённо следишь за приключениями возвращающейся в родовой замок Линдис, за разыскивающим отца Эливудом и за его несдержанным, но чистым сердцем другом Гектором. Уровень интриг и драматургии тут определённо не достигает высот Final Fantasy Tactics (оригинальной, а не той, что на GBA), но по мере обрастания общей картины любопытными биографическими штрихами скептическое отношение, навеянное слишком поспешным расширением ростера персонажей, грубо отёсанными злодеями и прочими банальностями, сменяется интересом сродни читательскому. Активная в определённые моменты кнопка «Поддержка», по нажатию исторгающая из героев тёплые слова товарищам по несчастью, вносит нотку интерактива, но имейте в виду – просматривая финальные титры можно обнаружить, что от этих манипуляций рождаются дети. Или не рождаются… Если что, я вас предупреждал.

Вертолёты Сэнсэя и удешевлённые фигулины, что под тем же наименованием производятся под руководством Колина – не одно и то же. Но и в том, и в другом случае мы получаем гарантированный результат с прогнозируемыми сценариями применения в бою. Fire Emblem не такая предсказуемая, в этом её второе фундаментальное отличие от Advance Wars. Баланс сил здесь вправлен в треугольники – меч сильнее топора, топор делает копьё, а с копьём тебе не страшен меч, но нередко в руки воинам попадают нестандартные клинки, необычные секиры и нетипичные пики. Не всё однозначно с дуэлями магов, где аналогичная расстановка волшебных сил не всегда приводит к ожидаемому исходу поединка, ведь есть ещё уровни «прокачки». Крутой посох в неопытных руках просто пшикнет, а самый лучший меч не поможет зелёному юнцу одолеть ветерана, даже если тот почему-то с несерьёзным топориком. В игре попадаются мензурки, увеличивающие самые разные показатели – магических способностей, удачи, ловкости, продвигающие ваших подопечных в элитарные классы. Так что в любой момент вместе с отлетевшей от доспеха стрелой или с уклонением от, казалось бы, верного удара, или после выполнения кем-то двойной или критической атаки все ваши расчёты просто-напросто рухнут и кто-то умрёт. А умирают тут по-настоящему, то есть навсегда.

Так и задумано. В «Эмблемах» сохранение только между миссиями, каждый сам для себя решает, переигрывать ему из-за склеившего ласты невзрачного лучника длившуюся сорок минут баталию, или нет. Брошенные перед смертью последние слова приоткрывают завесы тайн и чаяний. Некоторые персонажи лишают возможности получить других, с диаметрально противоположными взглядами на какие-то вещи. Я проходил так Fire Emblem: Shadow Dragon на Nintendo DS, и не могу сказать, что мне понравилось. Скорее, наоборот. Поэтому во имя сбережения нервных окончаний, экономии времени и из бараньего упрямства не потерять ни одного бойца я предпочёл штурмовать данное творение Intelligent Systems на эмуляторе с непредусмотренными разработчиками сэйвами в любом удобном месте. В том числе набивая карманы монетами на арене, оставляя без присмотра палатку с амуницией, бодаясь с вражескими командирами. Даже при таком подходе приходилось множество раз переигрывать или начинать всё сначала с другим составом – в силу непредвиденных обстоятельств или с целью нажить себе ещё больше хлопот, присоединив к команде очередного проходимца.

Размеры экранчика GBA 60 на 40 миллиметров, разрешение 240 на 160 точек. Когда развёртываешь подобную картинку на мониторе, пиксели бодро выпрыгивают тебе навстречу, выстраиваясь в лесенки, выкладываясь плиткой и рассыпаясь гравийными дорожками. Простота, проглядывающая в фигурках «шахматность», относительная безликость действующих лиц в мастерски анимированных сценках столкновений – «тактике», как мне кажется, всё это очень идёт. Как вы уже, наверное, догадались, седьмая Fire Emblem стала первой игрой серии, официально вышедшей за пределами Японии, поэтому оригинальный подзаголовок, который можно перевести как «Пылающий Клинок», был отсечён. Её ждал успех, она достаточно свежо смотрелась поверх буксующей в плане нововведений Advance Wars 2, и нет ничего удивительного, что последовали продолжения, а часть фанатов «Войнушек» с передачей хода переключилась на залипательные и опять-таки пошаговые «Эмблемы».

 


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Витя:

    Добрый вечер! Спасибо за обзор, пошел скачивать)