Антизолушка и трафарет
Предыстория разработки Forspoken (изначально известной как Project Athia) многократно озвучена в новостях и обзорах, но обойти её стороной было бы несправедливо. Чтобы совсем уж не углубляться, это своего рода творческая ссылка для команды Хадзимэ Табаты, на которую обрушилось цунами критики за провальную Final Fantasy XV. Тем не менее, парни получили вовсе не нагоняй от боссов, а дочернюю студию в распоряжение и весьма солидный бюджет на ещё одну попытку сотворить хит, правда, уже без самого Табаты – он покинул Square в 2018-м и подался на вольные хлеба. Ну так вот, парням дали денег и поручили смастерить профильную для издательства вещицу – «экшеновую ролевушку», только актуальную, молодёжную, предназначенную строго для западной аудитории. Ребята немедленно поняли, что для успеха потребуются положительные негры, сильные женщины, маскулинные сексисты и прочее очарование тамошней медиа-тусовки, поэтому наняли толпу американских сценаристов во главе с легендарной Эми Хенниг. Те написали пустую как пробка, зато безупречную с точки зрения политкорректности новеллу, которую сегодня можно было бы впарить кому угодно – оторвут с руками. Вроде бы, всё неплохо. Должен был получиться если не суперхит, то полноценный AAA-проект, но стрелка «Метакритика» уверенно застыла в районе 65/100, а градус воя и стёба в «Ютубе» зашкаливает. Как же так?
Неожиданно выяснилось несколько неприятных вещей. Например, что нагромождение голливудских шаблонов не спасает сценарий, если сам по себе он элементарно скучный, местами откровенно глупый и нелогичный, к тому же непонятно, на какую возрастную категорию нацеленный. Современное западное общество настолько вычурное и психически нездоровое, что для него чрезвычайно сложно сочинить обычную детскую сказку, а по всем задаткам Forspoken должна была стать ею. Но нет, так ведь не завлечёшь великовозрастных балбесов. Пришлось накручивать-перекручивать, добавлять насилие, трупы и матюки, в итоге сказочка потянула на рейтинг 18+, но всё равно осталась детской по уровню наивности. Героиня тоже что надо – вульгарная чёрная пацанка, юная воровка по имени Фрей, с тяжёлой судьбой, плохим воспитанием и лохматым котом, которая всё время ноет. Лютая эгоистка до кучи. Где тут завязка? Нету завязки. Однажды Фрей внезапно попадает из обычного Нью-Йорка в параллельное измерение Атия, где работает магия и живут три злобных колдуньи, которых нужно истребить, дабы вернуться домой. Весь сюжет до копейки. Ближе к финалу случится лихой твист, всё как положено, но вы ещё попробуйте до него досидеть, не заснув. Для этого точно нужно было Эми Хенниг вызывать?
Ещё одно досадное известие для команды сценаристов – характеры персонажей нужно не только тщательно прописывать, но и как-то состыковывать с кастингом. Притом, что мужиков тут почти нет даже в молодёжных уличных бандах Нью-Йорка, представительницы доминирующего в повествовании пола сливаются в трудноразличимую биомассу, где отдельных тёток хотя бы по именам запомнить, и то проблема. Минимум индивидуальности у каждой. Отдельный привет ответственным за мимику, лицевая анимация во время диалогов – натуральная катастрофа. Хочется ущипнуть себя с целью удостовериться: это эксклюзив для PS5 или PS3? Губы героев шевелятся хаотично, подстраивать артикуляцию под переводной текст никто вообще не заморачивался. Нет, я понимаю, перекодировка японской анимации под английскую озвучку – штука реально тяжёлая, на неё даже у крупных издательств не всегда хватает времени и сил, но у вас проходняк для «Стима» или консольный суперхит за 80 евро? На этом про содержательную часть можно, в общем-то, закончить, добавив, что события происходят преимущественно в пустоватом опенворлде Атии с вялыми сюжетными миссиями и уныло повторяющимися сторонними активностями – «данжами» с зачисткой противников. Мини-игр и стэлсовых заданий маловато. Финальный отрезок заметно бодрее, но он тоже скоротечный, да и в целом прохождение «сюжетки» укладывается часов в десять-двенадцать. По меркам современных RPG это как-то несерьёзно.
Тут надо сразу пояснить, что вялость и унылость относятся прежде всего к сюжету. Геймплей отнюдь не столь безнадёжен благодаря достаточно разнообразным способностям Фрейи. Что за способности такие и откуда они вдруг нарисовались? Изначально – от чародейственного наруча, стыренного героиней из какого-то случайного здания. Собственно, он её телепортнул в Атию. Затем – ещё от трёх таких же, снятых с упокоенных ведьм. Каждый наруч курируется определённой стихией, открывая доступ к новому древу спецприёмов после обретения. Сами приёмы покупаются за специальные баллы, накапливающиеся параллельно с опытом. Ничего неожиданного – по сути, та же FF XV, только структура «прокачки» чуть более линейная, поскольку не все стихии доступны сразу. Начинать придётся с магии земли – кидаться мелкими камушками, прикрываться булыжничком, замедлять оппонентов корешками деревьев, хватающими из-под земли. Первые три-четыре часа с таким рационом ощущаются довольно-таки пресно, зато потом пойдёт веселее – с огоньком, с холодком и молниями, с ветер… Нет, стоп, последняя там про иллюзии и создание всяких отвлекающих двойников. Атаки не только используются сами по себе, но и комбинируются – одна вешается на левый шифт, другая на правый, при нажатии обоих одновременно происходит нечто впечатляющее. Экспериментировать и искать новые сочетания увлекательно.
Настоящая игра начинается где-то с середины, когда появляется возможность разнообразно лупить врагов, проделывать акробатические трюки и носиться по локациям с безумным разгоном, как ёжик Соник. Благо, что есть, где разогнаться – пространства тут огромные. Правда, пустые и далеко не такие красивые, как нам показывали в заманушных видеороликах. Увы, Square пошла на примитивный обман, записав мультики в максимальном качестве, которого на PS5 не существует. Да и в ПК-версии, кстати, тоже, там люди даже на RTX 4090 маются с проседаниями фреймрейта. Консольщикам как обычно предоставлен чудесный выбор «качество или производительность», то бишь либо 4К с 30fps, либо мыло и лесенки с 60fps. В сети по сию пору не стихают дискуссии, на что могли уйти столь титанические ресурсы. Да, глубина прорисовки, да, бесшовность пространства, да, ошеломляющие спецэффекты – но вот так походя унизить приставку девятого поколения, сделав на ней пустую, слабо задизайненную картинку, и объяснить это нехваткой мощности? Или проблема всё же в настройке «движка», доставшегося в наследство от Final Fantasy XV? Вот, кстати, ещё одна популярная тема, есть ли прямая преемственность между проектами. По стилю – определённо да. Пейзажи чем-то неуловимо похожи – все эти причудливые скалы на горизонте, непонятно на каких законах физики держащиеся; дизайн монстров тоже вполне узнаваемый. А вот локации и детализация в «Финалке» семилетней давности смотрелись поинтереснее и побогаче.
Разумеется, акцентировать внимание исключительно на недостатках игры не совсем справедливо, просто так сложилось, что они выпукло торчат на самом видном месте. Главной позитивной стороной Forspoken я бы назвал её дружелюбность к геймеру – моментальное понимание сути геймплея, удобство навигации, интуитивность управления. Если за плечами есть опыт освоения FF XV (который раз я её сегодня упоминаю?), то вообще ничего объяснять не нужно. Система экипировки стала ещё проще, никаких броников и касок Фрей конечно же не носит. Зато умеет менять плащи, обвешиваться бижутерией и красить ноготки, тем самым подправляя характеристики. Насчёт последнего иронизировать лишний раз не буду, там до меня уже толпы юмористов оттоптались. Какая, в сущности, разница? Слегка нестандартно замаскированный, но вполне обыденный «ролевой» параметр, отвечающий за перки, только и всего. Насчёт уровня сложности – палка о двух концах. То, что она несколько заниженная, безусловно поможет новичкам и казуалам, а вот отсутствие привычной системы выравнивания левела противников с героиней может привести к такому дисбалансу, что у вас вообще исчезнет мотивация открывать какие-то новые скиллы, если загнать в космос базовые.
Так или иначе, сложившийся вокруг Forspoken негативный фон перебить трудно, да и стоит ли пытаться – большинство претензий вполне по делу. Не имеет права потенциальный суперхит за 80 евро выходить к публике недодуманным и недоделанным. Злые языки поговаривают, будто элементарных багов на старте было едва ли не больше, чем в Cyberpunk 2077. Вряд ли, конечно, такое вообще возможно, но намёк более чем прозрачный. Ожидать продолжения при столь грустном раскладе не приходится. Всего месяц спустя после релиза, когда масштаб катастрофы стал понятен, Square Enix объявила о расформировании Luminous Productions и возвращении её персонала во внутренние студии издательства. Тут всё предельно очевидно – ну, нельзя же так два раза-то подряд, ей богу. Хотя на самой игре совсем уж ставить крест не спешите – когда её начнут раздавать баксов по 20, ради прикола взять будет можно.
Автор:
Headhunter
«Тем не менее, парни получил вовсе не нагоняй от боссов», — возможно «получили«?
Мне совсем не нравится героиня. Я пас. Меня уже откровенно тошнит от этой «воук» культуры. А теперь ещё Street Fighter 6 и Alan Wake 2 туда же. За обзор спасибо, представление имею.