Большому трансформеру – большой полёт

Вначале было слово, и слово было на японском. И хотя в своё время для меня оно несло ровно столько же информационной нагрузки, сколько и английская письменность, уже тогда злобные закорючки иероглифов вставляли палки в колёса неумелому перерисовщику тридцатизначных пассвордов. А играть, право слово, было во что! Игруха с осколочным названием «Чи Дей Стори» на поверку оказывалась совсем не простенькой космической стрелялкой вроде Xevious или Galaxian, а вещью в себе, скрывающей не одно потайное дно. Ничего не подозревающий игрок, усаживаясь бороздить на звездолёте красивые, полные опасностей парсеки, по прошествии первого же уровня перемещался с корабля на бал, вернее, расставался со своим надёжным космическим телом и высаживался в опасные лабиринты в виде хрупкой, но прекрасной амазонки. Она чудесно воевала с симпатичными монстриками, обрыскивая окрестности и постреливая из бластера. Нужно было отыскивать выход, чтобы вновь куда-то полететь, а потом опять очутиться в таинственных туннелях, которые всё ширились и разрастались… Только мой картридж обладал одной досадной особенностью – любил отлучать своего владельца от управления, неожиданно зависнув в каком-нибудь приглянувшемся ему уголке космоса, а пароль… Пароль всегда отказывался работать. Наверно, я плохо рисовал в начале девяностых.

Только теперь, хорошенько поковырявшись в сети, я знаю, что объект моих тогдашних воздыханий появился на NES в далёком 1988 году стараниями двух зубров жанра «скроллинг-шутер» Compile/Irem (на их совести такие почитаемые сериалы, как Zanac, Aleste, R-Type), и на самом деле назывался The Guardian Legend. А «Чи Дей Стори» – всего лишь происки китайских доброжелателей. Вообще же говоря, игра является сиквелом вышедшей двумя годами ранее ломовой леталки-стрелялки Guardic, разработанной Compile для MSX (некогда популярного игрового компьютера). У Guardic также были свои интересные особенности. Кораблик сражался на уровнях, умещавшихся в пределах экрана монитора (в «комнатах», как говорили раньше), в каждом из которых представала неповторимая картина боевых действий: враги, препятствия, бонусы; игрок же был волен перед баталией настроить свою боевую единицу – распределить отведённые очки на маневренность, тип и силу оружия, броню и т.д., по необходимости что-то ослабив, что-то усилив, что-то вовсе выкинув за борт. Благодаря такому занятному стратегическому решению, относительной нелинейности и приятному во всех отношениях графическому и музыкальному оформлению Guardic снискала огромную популярность. Продолжение в лице The Guardian Legend получилось скорее идейное, нежели прямое. Преемственность серии сохраняют такие тонкие вещи, как сюжет, музыкальные темы (между прочим, очень симпатичные!), монстры, оружие, и прочие перекочевавшие из приквела элементы. Справедливости ради надо сказать, что во множестве других проектов от Compile неоднократно всплывают несравненные синие орбы, специфичные звуки взрывов и палящих бластеров – в общем, проявляется эдакий фирменный почерк разработчиков.

Сюжетная база The Guardian Legend для своего времени выглядела более чем основательной. А случилось вот что: одна очень древняя инопланетная раса запустила по направлению к Земле огромный корабль, названный «Надзу», прямо-таки кишащий таинственными жизненными формами. В течение длительного времени, пока презент летел, эти существа плодились и размножались – благо, было где развернуться. Но при этом они становились всё более злыми и несносными в общении, пока окончательно не озверели. Короче говоря, «Надзу», сравнимый по габаритам с нехилой планеткой, теперь изобилует злом и уже маячит на горизонте цели своего назначения. Чтобы уничтожить чужеродный мир, игроку предлагается взять под своё управление «Хранителя» – очень сложного, способного трансформироваться аэробота – и, прорвавшись глубоко в недра «Надзу», активировать десяток механизмов самоуничтожения. Ну а потом о вас сложат легенды, напишут стихи и песни (вроде этой: «Когда я летаю, всех восхищает полёт, когда я летаю, я военный самолёт; когда я гуляю, я прохожу много миль, когда я гуляю, я уже автомобиль…»), нарисуют аниме и выпустят в продажу зубную пасту с надписью «Хранитель». Сразу замечу, что всё описанное справедливо для англоязычной версии. В японской же, несколько сумбурной интерпретации произошедших событий, «Надзу» была захвачена «порочными» алиенами уже во время полёта и в бой против них шли не аэроботы, а одни стари… Извиняюсь, в бой шли исключительно сильнейшие воительницы довертевшейся до матриархата Земли.

Итак, прежде всего отважным хранителям или хранительницам следует различать две вещи: Лабиринты и Подземелья. Первые располагаются на поверхности инопланетного корабля-переростка и состоят из путаных проходов, туннелей и комнат, которые вы исследуете в человеческой форме. Вести себя в них следует осмотрительно, клювом особо не щёлкать – местная флора и фауна постоянно устраивают засады и ловушки. Соответственно игра в этой фазе – бродилка-стрелялка со всеми вытекающими обстоятельствами. Подземелья же представляют собой гигантские прямолинейные коридоры, ведущие из Лабиринтов глубоко внутрь «Надзу» – изучать ничего не надо, лишь (предварительно трансформировавшись в истребитель) прорываться с боями в самый конец, где обычно поджидает злобный босс. И, заметьте, с очень тяжёлыми боями – воевать приходится с максимальной концентрацией внимания на мельтешащий пулями экран телевизора. Если вам повезёт, и вы будете настолько расторопны и ловки, что успешно забодаете и заскальпируете босса, хранителю пожалуют какой-нибудь полезный предмет. Это может быть дополнительная энергия, или ключ, отпирающий дверь в неизведанные части Лабиринтов, или даже новый вид навесного оружия (больше десяти видов, дозволяется использовать ограниченное обоймами число раз в любой из трансформаций аэробота). Соответственно, в Подземельях игруха – полноценная боевая леталка с вертикальным скроллингом. Благодаря собранным в ходе рейда предметам растут характеристики, сила оружия, броня – ведь в довершение всего The Guardian Legend ещё и ролевуха! Такой вот сплав жанров. Впрочем, чему удивляться? На то нам и был выдан трансформер – чудо японской инженерной мысли.

В общем, как вы догадываетесь, я остался весьма доволен тем, что откапал эту слегка подзабытую игрушку. Очень порадовало, что на буклете / текстовой заставке сюжет The Guardian Legend не заканчивается, а преподносит целый ряд сюрпризов: сразу же после первой высадки на поверхность вы обнаруживаете следы предшественника, пытавшегося отрывать головы пакостным пассажирам «Надзу». Ничего, понятное дело, не добившись, этот добрый человек наломал таких дровишек, что разгребать их вам придётся долго и упорно – заметая следы, он поназапечатывал двери всякими мифическими способами и спрятал в укромных уголках записки, как их можно отпереть. Причём шпаргалки эти иногда откровенно издевательского содержания. Мол, да, закрыл, а как – не скажу, вдруг эти строки попали в недобрые руки. В общем, привычным сбором и выбиванием из боссов ключей дело не ограничится, придётся попотеть, даже вступить в контакт с некоторыми дружественными гуманоидами. Хорошее впечатление произвела музыка, представленная целым рядом тревожных «космических» треков и мелодий, настраивающих на один лад с действием. Да и картинка не отстаёт: очень приятные «металлические» спрайты, удачно подобранная цветовая палитра – красивейшие оттенки синего, красного; особенное удовольствие доставляет сцена трансформации хранителя, больше напоминающая маленькую заставку или мультик. Ну а чтобы вы могли до конца проникнуться услышанным от меня, представьте себе такую картину: на дворе 1988 год; Марио бьёт головой кирпичи, Лоуд Раннер роет ямки в земле, и тут Compile / Irem выпускают экшен + леталку + бродилку + RPG. Аплодисменты! Если бы по старой пиратской традиции сделать сборник, да залить в него, помимо The Guardian Legend, парочку столь же многоплановых хитов (Metal Gear бы подошёл, Battle Toads & Double Dragon тоже) – неизвестно, сколько «ХХХ в одном» можно было бы честно, без зазрения совести печатать на коробке картриджа! А сейчас… Сейчас толерантным к восьмибитным приключениям людям пара-тройка прекрасно проведённых вечеров гарантирована.


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Ринат!:

    Да, дружище! Абсолютно согласен!Ты забыл добавить пресловутый 4-й коридор, над которым ломали головы многие игроки денди 90-х)))Тут недавно картридж с игрухой китайский на аукцион был выставлен, стоимость достигла 6500 руб.! Вот такая она была сердечная!