Поднять перископ!
Удивительно всё-таки, насколько причудливые формы подчас принимают давно обкатанные игровые концепции. Обернуть каноничный скролл-шутер можно решительно во что угодно: в бесконечную даль космического пространства, в пылающие небосводы фронтов Второй Мировой, в просторы фэнтэзийных царств под крыльями чешуйчатой рептилии. А чем водная гладь хуже? Да совершенно ничем! Хотите подводный скролл-шутер – пожалуйста, такое в нашем репертуаре тоже есть. Только речь вовсе не о The Hunt for Red October, в которую вы, не сомневаюсь, таращились в детстве своём босоногом на благословенной «Денди». О, нет! Всё куда как забористее. Японские кудесники из студии Irem собрали аж целый аркадный автомат, посвящённый подвигам моряков-подводников, сражающихся с флотилией террористической организации D.A.S. (Dark Anarchy Society). А также с её авиацией, боевыми роботами и экзотическими фундервафлями, классифицировать которые едва ли возможно. Но где наша не пропадала!
В чём я ещё не сомневаюсь, так это в том, что картинка с первых кадров покажется вам чертовски знакомой. Всё потому, что работавшая над проектом команда три года спустя прославится на весь мир другой фееричной аркадой, положившей начало бомбическому сериалу – Metal Slug. Но это будет позже. А на заре девяностых никому за пределами Японии тогда ещё не известные ребята смастерили условную серию визуально близких, но весьма различных по наполнению игрушек для автоматов. Связывало их единой цепью потрясающее внешнее сходство. Сначала появился довольно бесхитростный вертикальный скролл-шутер Air Duel, примечательный разве что возможностью выбирать между самолётом и вертолётом (летают и стреляют они одинаково). Отчётливый узнаваемый стиль проглядывал уже вовсю. Затем дизайнеры набили руку в бодреньком «битемапе» Undercover Cops. Третьей по счёту прописалась наша сегодняшняя гостья, подводная одиссея In the Hunt, а блестящую точку поставил «шутемап» GunForce 2, по оболочке от Metal Slug неотличимый вообще, вплоть до одинаковых анимаций стрельбы. Вот такое необычное семейство.
Вернёмся к теме. In the Hunt – абсолютно традиционный горизонтальный скролл-шутер с прокруткой слева направо. Все шесть уровней друг от друга кроме декораций ничем не отличаются, в конце каждого неизменно поджидает босс. Система «прокачки» на удивление гуманная, в том смысле, что заботиться об оружии совсем не нужно. Одна кнопка отвечает за стрельбу торпедами вперёд, вторая за одновременный залп ракетами вверх и глубинными бомбами вниз. Если вдруг появляется какое-то усиление, оно даёт мизерный эффект, а после гибели нашей лодчонки совершенно безболезненно исчезает. Ракеты отчего-то не пробивают толщу воды, чтобы стрелять по назойливым вертолётам приходится всплывать на поверхность, только так воздушные цели становятся досягаемыми. Ещё одна нежданная проблема – отсутствие стрельбы назад. Понятно, конечно, что «конь так не ходит, товарищ гроссмейстер», но для игры всё же стоило придумать какое-нибудь более сбалансированное решение. Неприкрытый тыл доставляет крайне много хлопот, особенно если вдруг боссу захочется подплыть слева.
Со сложностью разработчики откровенно перестарались. Наша бравая подлодка не выдерживает ни единого попадания, разматываясь в лоскуты от любого тычка. Один кредит дарит всего лишь три попытки, улетают они мгновенно. Врагов на экране очевидный перебор, прут они с трёх сторон одновременно, а снизу ещё частенько болтаются круглые донные мины на цепочках. С маневренностью у субмарины тоже беда, она чертовски медленная. Подчас с линии огня бывает не уйти, поскольку снаряды летят слишком быстро. По идее, их можно сбивать своей ракетой, но одно нажатие кнопки – это один выстрел, а противники запросто пуляют очередями. Не хватает ни быстроты передвижения, ни скорострельности, ни реакции на одновременные атаки с нескольких направлений. Совсем душно становится ближе к финалу, когда оппоненты начинают спамить непробиваемые выстрелы, маневрировать между которых практически нереально. Выручает разве что временная неуязвимость, появляющаяся на несколько секунд после респауна – пока она действует, есть шанс проскочить тяжёлый участок. Такой себе способ, прямо скажем, но порой иного выбора просто нет.
Как бы там ни было, аркадной публике скоротечное подводное приключение вполне зашло. В Японии оно даже считалось шестым по популярности в 1993 году – более чем достойный результат, крутых автоматов тогда ещё выходило достаточно. На этом, пожалуй, стоило бы остановиться, однако комбинатора понесло в консольные дебри. Полностью готовую версию для Super Nintendo успели показать на выставках, но затем без объяснения причин отменили. По итогу аж в 1995 году состоялись релизы для PlayStation и Saturn, встретившие искреннее недоумение геймеров и профессиональной критики. Примитивная аркадка на полчаса геймплея, не получившая при переносе никакого дополнительного контента, заслуженно схлопотала оценки уровня 3/10 от портала IGN или 4/10 от журнала EDGE. Ладно бы хоть геймплей отрегулировали, но кроме шквального огня с зажатой кнопкой и чуть меньшего напора врагов по сравнению с оригиналом не изменилось ничего – лодка такая же медленная и хрупкая, а количество жизней к тому же ограничено. Короче говоря, всё это не к месту и не ко времени.
Ну а первоначальная версия In the Hunt сохранила о себе добрую память, пять лет назад её даже перевыпустили на PlayStation 4 и Switch в рамках цикла Arcade Archives. В зарубежных аркадных залах до сих пор встречаются аппараты в полностью рабочем состоянии, ностальгирующие взрослые и их юные наследники радостно закидывают туда монетки. Всё-таки очаровательная мультяшная графика перевешивает многие другие аргументы – при взгляде на игру не сразу догадаешься, что ей больше тридцати лет. Моторы ревут, взрывы гремят, гигантские боссы разлетаются в щепки! Разве может такая прелесть утратить актуальность? В своей естественной среде обитания – вряд ли. Остаётся лишь немного позавидовать забугорным ретрофилам, в нашей стране эта машина на глаза не попадалась.
Автор:
Neon Knight