Великий круг замкнулся
От этой игры не ждали ничего. Не то что хорошего или плохого – вообще ничего. Очередной проходняк по давно убитой кинолицензии с изрядно подзабытым героем, да ещё и провалившимся два года назад пятым фильмом в анамнезе. Как же теперь, должно быть, неловко чувствуют себя журналисты, поспешившие заклеймить проект задолго до выхода, опираясь на ранние пресс-релизы и видеоролики. Впрочем, их винить сложно, ведь случилось нечто в самом деле нетривиальное. Известная в узких кругах шведская студия, с переменным успехом занимавшаяся реанимацией давно выбывшего из оборота брэнда Wolfenstein, сотворила приключенческий боевик калибра Uncharted, чего от неё не только не ждали, но даже не просили. Сегодня, помимо баснословных оценок в прессе, звучат также сравнения с каноничной кинотрилогией, подарившей нам феномен романтика-авантюриста XX века, из которой когда-то черпали вдохновение создатели Лары Крофт и Натана Дрейка. Круг замкнулся – у Индианы Джонса наконец появился собственный видеоигровой суперхит, а не только духовные наследники.
Пролог дарит массу необычных ощущений. Практически дословно перенесённая в игру сцена из первого фильма, где Инди проникает в древний перуанский храм, полный ловушек, и похищает оттуда золотую статуэтку, очень напоминает вступление из Resident Evil VII. Мы ещё даже приблизительно не понимаем, испытания какого масштаба ожидают нас впереди, а игра с порога ошарашивает кинематографической режиссурой с непривычным видом от первого лица. Путешествие в Южную Америку длится недолго – это всего лишь сон доктора Джонса (заодно полезный туториал по базовым движениям), прикорнувшего прямо на рабочем месте в своём колледже. Основная история разворачивается в 1937-м, то есть между событиями двух первых фильмов. Инди отправляется в зал с экспонатами, обнаруживает там двухметрового бугая, который лезет в драку и вырубает нашего интеллигентного джентльмена в стильных очках. Наутро выясняется, что пропала некая статуэтка кошки, а от незваного посетителя остался след, указывающий в направлении Ватикана. Тут уж очевидный реверанс в сторону легендарного квеста Indiana Jones and the Fate of Atlantis, где была очень похожая завязка. Ну а дальше как всегда – города, страны и континенты в калейдоскопе захватывающих приключений.
На этом закончим с сюжетом, во избежание спойлеров. Добавлю лишь, что география новой поездки Генри Джонса как никогда обширная – то в жар, то в холод. А вот с геймплеем разбираться надо детально, он получился далеко не таким привычным. Всё дело в балансе. Памятуя о портфолио разработчиков и камере с видом из глаз, многие справедливо полагали, что акцент будет сделан на экшене. Но уже первая крупная локация (упомянутый выше Ватикан) однозначно свидетельствует об обратном – во главе угла стоит исследование, поиск и изучение предметов, решение головоломок. Акробатики совсем немного, зачастую она вообще вписана в последовательность скриптовых сценок, то есть надо тупо нажать кнопку в заранее определённом разработчиками месте без возможности как-то ошибиться. В рамках уровня вам даётся свобода перемещения, дополненная правом выполнять основные сюжетные миссии вперемешку с сайд-квестами. Но это ни в коем случае не опенворлд, структура повествования линейная – больше всего похоже на обновлённый God of War, исповедующий аналогичные принципы.
Врагов у нашего Индианы, разумеется, предостаточно, однако взаимодействовать с ними следует разнообразно. Лететь напрямую в драку далеко не всегда верное решение. Как ни удивительно, самой близкой аналогией выглядит Commandos, тактическо-шпионский боевик четвертьвековой давности. Фашисты и прочие негодяи патрулируют участки местности, их можно отвлекать какими-нибудь предметами или подкрадываться сзади. Есть опция с переодеваниями в униформу, позволяющая спокойно проходить мимо рядовых патрулей, но не всегда работающая в присутствии старших офицеров. Необходимо прятать трупы после тихой расправы над неприятелями. Если всё же доходит до открытого боя, то помимо собственных крепких кулаков помогает верный хлыст, на время стопорящий оппонентов, а также куча интерактивных предметов окружения, пригодных в качестве холодного оружия. Правда, все они какие-то чересчур хрупкие, даже грозная кувалда ломается после нескольких ударов. У Инди при затяжном конфликте проседает выносливость, поэтому массовых стычек лучше избегать. Хвататься за огнестрел – крайний аргумент: на выстрелы тут же сбегается толпа, выстоять против которой непросто, тем более никаких халявных хэдшотов не предусмотрено.
Если «боёвка» в большей степени тактическая, то «прокачка» вполне себе ролевая. Время от времени среди прочих вещей в руки протагониста попадают книжки, содержащие рецепты увеличения живучести и выносливости, плюс новые скиллы. Но всё это счастье выдаётся не просто так, а за очки опыта. Тут как раз самая мякотка, ибо экспа у Инди не «экшеновая», а «адвенчурная» – её выдают не за количество набитых нацистских морд, а за успешное выполнение заданий, решение загадок и поиск необязательных секретов. Нужно ли более убедительное доказательство того, какую часть геймплея сами авторы считают главной? Параллельно существует простенькая экономическая система, за деньги продаются всякие флакончики с лекарствами, или карты с сокровищами. Стамина восстанавливается через поедание фруктов, но всё равно на затяжные драки её никогда не хватает. Это особенно критично, поскольку ослабленный Инди неспособен нанести прошибающий блоки «заряженный» удар, без которого наш герой практически обречён. Так что разгон параметров – штука жизненно необходимая.
Концептуально описанное выше выглядит неплохо, но с реализацией всё же имеются проблемы. Предусмотрено четыре уровня сложности, на нижних противники совсем слепые и глухие, хоть под носом у них на корточках крутись. В самом деле, словно в тех же «Коммандосах», где несчастные немцы будто в шорах ходили – ни чуть в сторону заглянуть, ни дальше нескольких десятков метров перед собой. Такой стэлс очень быстро наскучивает. На более высоких градациях оппоненты не только внимательнее, но и сильнее, там уже экшен начинает серьёзно придушивать. Золотой середины – чтобы следили получше, но при этом убивали не с пары тычков, авторы почему-то не сделали. Добавьте к этому ограниченный по объёму инвентарь. Когда скапливается большое число различных предметов, выкидывать обычно приходится оружие, причём безо всякого сожаления, потому что оно всё равно одноразовое. Тут нет привычной схемы, когда подняли один раз «ствол», и он остаётся с вами до конца. Патронов к чему-либо, окромя родного револьвера, попросту не выдают, винтовка или автомат после опустошения магазина становятся ненужными, разве что размахивать ими как дубинкой – такой вариант существует. В результате любой билд оснащения персонажа ситуативен, а потасовки предпочтительнее перестрелок.
Даже в области технического исполнения Great Circle оказалась нестандартной. Проекты по лицензиям редко балуют хорошей картинкой, однако не в нашем случае. Владельцам ПК остаётся посочувствовать, поскольку в саму игру наглухо вшит рэйтрейсинг – не поддерживающие данную технологию видеокарты непригодны. Минималка начинается с восьми гигов видеопамяти и обязательного наличия SSD, без них вместо анимации будет слайд-шоу. Консольщикам проще, для них параметры оптимизированы. К сожалению, не обошлось без привычных для современного рынка багов на старте. По свидетельствам очевидцев, среди прочего случались софт-локи, обрывавшие всё прохождение. Как бы там ни было, визуал вызывает позитивные эмоции. Хорошо выдержана «киношная» стилистика фильмов об Индиане, сам на себя он тоже вполне похож. Харрисона Форда на озвучку затащить не получилось, да и пытались ли – признаться, не знаю. Дедуля нынче в таких летах, что вряд ли заинтересовался бы. У микрофона его прекрасно заменил Трой Бейкер, не уронивший планку харизматичности Генри Джонса. Остальные актёры на уровне, из ансамбля никто не выпадает.
Получить хорошую игру, когда ожидаешь посредственную – чрезвычайно приятный сюрприз. Обычно бывает наоборот. Спасибо шведам за старание. Да, не без шероховатостей. Да, не с теми акцентами, которые понравились бы любителям обычных боевиков. Зато искренне, как любили говорить раньше – с душой. Едва ли возможно сотворить такую игру, если сам с детства не являешься поклонником Индианы Джонса. Это не просто попытка вернуть его в мейнстрим, это оммаж кумиру. Прошлые неудачи забыты, пятнадцатилетний отпуск закончен. Инди снова действующее лицо индустрии, со всем своим фирменным юмором и добродушным обаянием. Уверен, многие по нему скучали.
Автор:
Neon Knight