Когда мы слышим «Япония», то тут же вспоминаем о тамагочи, айбо, суши, саке, гейшах и столь любимом многими аниме. Однако «японская музыка» у большинства людей ассоциируется с женщиной в кимоно, играющей на сямисене. Но в Японии, как и в любой другой стране, существует собственная поп и рок-культура, вполне заслуживающая внимания. В общих чертах о музыкальной жизни японцев рассказал в прошлом номере GDD наш друг Wind Elf. Сегодня речь пойдёт о японском роке (Japanese Rock), или сокращенно джейроке (J-Rock, JRock, J Rock). Тему в этот раз постараемся раскрыть чуть более детально. На вопрос, чем же японский рок отличается от любого другого, люди, увлекающиеся им, утверждают, что эта музыка «более насыщена чувствами». Те, кого он не интересует, считают, что японский рок ничем не отличается от американского, британского и прочих. Однако несмотря на очевидное влияние западной музыки, джейрок обладает неповторимой изюминкой, объяснимой лишь особенностями японской культуры.

Как самостоятельное явление японский рок возник благодаря легендарной личности, Ёсики Хаяси – лидеру группы Х (позже переименованной в X-Japan). Когда в 1988 все звукозаписывающие компании захлопнули перед ним двери, они ещё не знали, что именно Х сможет завоевать статус кумиров японской молодёжи наравне с западными исполнителями. Оказавшись в безвыходной ситуации, Ёсики не отчаялся, а благодаря финансовой помощи матери основал собственную звукозаписывающую компанию – Extasy Records. Первый альбом Х (Vanishing Vision) стал настоящим прорывом, а сама группа в 1989 году получила приз в номинации «лучший исполнитель года». Х-Japan оставались на вершине вплоть до своего распада в 1997-м. И даже после этого они являлись эталоном для многих групп, а лейбл Extasy Records открыл путь к славе для таких исполнителей, как Luna Sea, Glay, Dir en Grey и многих других.

Именно Х стали родоначальниками такого явления, как «Вижуал Кей» (Visual Key), «Визуального направления». Этот стиль, называемый зачастую просто «Вижуал Роком», уходит корнями в британский глэм-рок 70-х и 80-х гг. Однако в Японии явление приобрело иной характер и иные масштабы – всё-таки у себя на родине глэм находился в тени более мейнстримовых прогрессива и харда. «Вижуал Рок» – бурное сочетание музыки с эпатажными костюмами и порой пугающе ярким макияжем. В «Вижуал Роке» вы никогда не встретите грязного заросшего дядьку лет пятидесяти в потёртых джинсах. Это бунт молодёжи. Это чулочки, пышные платья, яркие парики, ленты в волосах, сочетание кожи и кружева с пирсингом – живое продолжение музыки в образе артиста. Причём независимо от пола исполнителя.

Разумеется, мир джейрока не ограничивается только «Вижуал Кей». Последнее, безусловно, необычно и ярко, но всё же не каждый может следовать этому направлению долго и без устали. Большинство групп элементарно взрослеет и вскоре отказывается от вызывающего имиджа: смывают яркий грим, подстригают длинные волосы, выкрашенные в немыслимые цвета, и становятся относительно похожими на то, как представляют себе нормальных музыкантов европейцы. И всё же, на взгляд человека, не искушённого японской культурой, они выглядят немного… Непривычно.

Японские рокеры мужского пола поражают своим внешним сходством с девицами. В первую очередь это относится к исполнителям «Вижуал Кей», которые используют яркий макияж и странные наряды, уничтожая границы между полами; однако даже перестав быть вижуалами, музыканты продолжают пользоваться косметикой – на сей раз для того, чтобы просто подчеркнуть естественную красоту лица. Поэтому многие западные слушатели, не вдаваясь в детали, полагают, будто японский рок играют сплошь девчонки, хотя на самом деле их там единицы. Существуют так называемые «женские роли». Почти в каждой группе «Вижуал Кей» есть участник, который изображает даму. Его платья, прически, пластика – воплощенная женственность! Но боже упаси, не ищите здесь какого-то подвоха на тему «прав меньшинств» и прочей лабуды из той же серии. Все странности объясняются очень просто: половое воспитание в Японии не соответствует принятым в европейском обществе нормам, а само переодевание уходит корнями в эпоху Эдо, когда появился японский театр Кабуки (в традиционном театре все женские роли исполняются мужчинами).

Дабы закрепить ваш интерес к теме, в заключение разберём творчество нескольких известных групп.

X-Japan: Ёсики (лидер, фортепьяно, ударные), Тоси (вокал), Хиде (гитара, вокал), Хис (бас), Пата (гитара). Слишком долго распинаться не будем – о вкладе коллектива в японскую поп-культуру рассказано выше. Их распад в 1997 году стал шоком для многотысячной армии фанатов, а смерть легендарного и всеми любимого гитариста Хидэ в мае следующего года повергла поклонников в отчаяние, перечеркнув слабую надежду на возрождение легенды.

Luna Sea: Рюити (вокал), Сугизо (гитара), Дзей (бас), Иноран (гитара), Синья (ударные). Их можно назвать пионерами музыкального течения, созданного группой X-Japan. Luna Sea достигли такого уровня, что на Родине их называли даже лучшей рок-группой всех времен. После десяти лет на музыкальной сцене группа прекратила своё существование, это произошло в конце 2000 года. В настоящее время бывшие участники небезуспешно занимаются сольной карьерой.

Glay: Такуро (гитара), Теру (вокал), Хисаси (гитара), Дзиро (бас). Песни Glay неизменно становятся хитами. Один из самых знаменитых залов Японии Tokyo Dome уже не может вместить всех желающих попасть на их концерты. Преданные поклонники не только сметают с прилавков последние синглы, но и внимательно следят за имиджем участников группы. Для многих подростков Glay – законодатели моды.

L’Arc~en~Ciel: Хайдо (вокал), Тетсу (бас), Кен (гитара), Юкихиро (ударные). Коллектив образовался в начале девяностых. Название для группы было позаимствовано из французского фильма, хотя также бытует мнение, что слово «Радуга» (так переводится L’Arc~en~Ciel) отражало то, какую музыку они хотели играть: яркую и разнообразную. L’Arc~en~Ciel установили своеобразный рекорд Tokyo Dome (все билеты на концерт были проданы за 4 минуты). Последний их сингл вышел в сентябре 2001 года. Официально они не распались, однако все четверо сейчас занимаются сольными карьерами, надо сказать, небезынтересными. Обещают обязательно воссоединиться и порадовать фанатов новыми песнями.

Malice Mizer: Мана (гитара), Гакт / Клаха (вокал), Кодзи (гитара), Ю-ки (бас), Ками (ударные). Яркие представители вижуал-движения. Группа поставила перед собой задачу создать что-то новое, не похожее на другие коллективы, но в основном это отразилось лишь на внешнем виде участников. Корсеты, кружева, накладные ресницы, кукольные локоны создают неповторимый образ, в котором так сложно угадать половую принадлежность исполнителей. Стилистика очень напоминает серию видеоигр Castlevania, такое же вычурное «средневековье» с викторианским уклоном. Их музыка – органичное сочетание классики, техно и готики. К сожалению, группа распалась в декабре 2001 года; зато Камуи Гакт, подавшийся на вольные хлеба ещё в 1999-м, стал настоящей суперзвездой в сольном проекте.

Dir en grey: Кё (вокал), Каору (гитара), Тосия (бас), Дай (гитара), Синья (ударные). Своей невероятной популярностью группа во многом обязана легендарному Ёсики из X-Japan, взявшемуся продюсировать их альбом Gauze. Дебютник вышел в 1999 году и моментально взлетел на вершины чартов. Имидж Dir en grey по экстремальности не уступает Мэрлину Менсону, а некоторые клипы, запрещенные к показу даже в Японии, и не поддающийся описанию вокал Кё, способны шокировать кого угодно. Что касается непосредственно музыки, по звучанию она близка к современным канонам альтернативы и индастриала в духе Limp Bizkit или Linkin Park, благодаря чему очень хорошо продаётся в Америке. На сегодняшний день Dir en grey – одно из самых ярких явлений японской сцены.

Pierrot: Кирито (вокал), Аидзи (гитара), Дзун (гитара), Такео (ударные), Кота (бас). Их музыку трудно классифицировать, но легко узнать. Голос Кирито стал визитной карточкой команды. А музыка – смесь меланхоличной романтики и яркого пронзительного сумасшествия. Звучание Pierrot обладает особым восточным колоритом и нет другой группы, похожей на них.

Разумеется, это только начало огромного списка групп, играющих замечательную музыку J-Rock. Но начать стоит именно с них, ибо это фундамент. Более полное представление о японском роке вы можете получить посетив сайт j-rock.narod.ru. Редколлегия GDD также не прочь в будущем освещать эту интересную тему на страницах журнала, так как мы с интересом следим за развитием подобных направлений в России и в мире.


Автор:

Roger666 и Hakuei

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.