Неизвестный герой

Помню, как несколько лет назад у меня завязался забавный диалог на одном известном игровом форуме. Человек по ту сторону экрана старательно убеждал меня в том, что многие известные в остальном мире консоли не прижились в России из-за пиратства. Но могло ли быть иначе, если отбросить в сторону элитизм, порой присущий жителям Дальнего Востока? До Японии было не то чтобы далеко – вот многие моряки и возвращались оттуда с диковинной электроникой. К слову, уже много лет общаюсь со своим тёзкой, известным под ником Angel82 – он как раз родом с Камчатки и имел счастье играть на Famicom задолго до того, как на свет появилась Dendy. Так о чем это я? Ах да, жители Москвы и Питера тоже могли прикоснуться и к Sega Saturn, и к Nintendo 64, и много ещё чему при наличии денег. Но давайте рассуждать здраво: что такое Panzer Dragoon Saga на фоне Final Fantasy VII? Deep Fear против Resident Evil 2? Fighters Megamix или Tekken 3? Очевидно, что бледные родственники. Поэтому даже если бы у российских игроков был выбор, они вряд ли променяли бы первую PlayStation на конкурентов. Сейчас самое время задаться вопросом – какого чёрта этот поток сознания делает в обзоре игры для PC Engine? Открою тайну – я давно обещал нашему главреду текст в духе «Дракона» – не эту вашу сухую журналистику с въедливым анализом и скупым на эмоции содержанием, а что-то такое, знаете ли, душевное. В общем, попытаюсь как смогу.

Впечатления от общения с PC Engine вызывают стойкие ассоциации с лихими девяностыми и палатками, торгующими видеокассетами. Охочие до денег пираты тиражировали всё, что оказывалось под рукой. Вот и получалось, что в одном ряду могли стоять общепризнанные шедевры кинематографа и какое-нибудь постыдное direct-to-video. Большая часть библиотеки консоли от NEC воспринимается именно как второе, а в роли первого, как несложно догадаться, выступают хиты с конкурирующих платформ. Но при этом и снятые за три копейки ленты, и будто бы сделанные на скромные пожертвования игры с PC Engine обладают каким-то неповторимым шармом. Не зря ведь в своё время критики ввели выражение so bad it’s good, в переводе на непоколебимый означающее «так плохо, что даже хорошо». Но так оно воспринимается сейчас, а в ту пору сложно представить себе человека, выбравшего платформу от NEC в качестве основной и променявшего Guerilla War или Ikari Warriors на Red Alert (она же Last Alert в США).

Занятно, что большая часть статей об игре в интернете посвящена не столько разбору геймплея, сколько хихиканью над англоязычной озвучкой. Как будто дурные локализации японщины не были обычным делом в ту пору. Хотя, если говорить откровенно – соревноваться с местными актёрами в профанстве действительно смогли бы не только лишь все, а мало кто. Если в оригинальной версии к делу привлекли довольно известных в мире озвучания товарищей, то в случае с Last Alert микрофон как будто вручили соседям по этажу. Правда, сюжетец здесь такой, что сходу не поймёшь – закладывали в него авторы толику иронии, или сделали намеренную кальку с «Рэмбо», но на японский лад. Возможно, топорная озвучка ей даже к лицу, но тут уж решайте сами. Главный герой, обожравшийся стероидов американский коммандос с совсем неамериканской внешностью и фамилией Казама, подвергся нападению в джунглях Южной Америки, после чего весь его взвод отправился к праотцам. Следуя всем клише, проходит какое-то время, и бывший начальник находит протагониста на кладбище, куда тот наведался, чтобы почтить память павших товарищей. Выясняется, что за гибелью отряда стоит интернациональная шайка террористов, жаждущих, вы не поверите, мирового господства. Но так как игру делали японцы, то основная масса злодеев – лица карикатурные. Особенно главный антагонист, готишного вида длинноволосый профессор, который окажется… А, впрочем, ладно.

Поскольку Казама неожиданно стал последней надеждой американского правительства и, похоже, целого мира в придачу, воевать с многотысячной армией ему придётся в одиночку. Хотя на самом деле армия бесконечная, этим игра первое время очень раздражает. Враги прут из-за границ экрана толпами, их буквально тянет к герою как магнитом. Доходит до смешного – оппоненты не столько жаждут расстрелять вас, сколько сыграть в обнимашки. Благо патроны бесконечные, а дефолтный пукалка-пистолет довольно быстро разменивается на что-нибудь скорострельное. Есть вспомогательное оружие, вроде гранат и огнемёта, которое приходится собирать на уровнях, но толку он него при наличии какого-нибудь ракетомёта немного. Разве что в битвах с боссами, которые не балуют разнообразием тактик – стрейфься себе на здоровье и разряжай бесконечные обоймы. То же самое относится к игре в целом – несмотря на разнообразие сеттинга, который лишь поначалу кажется сшитым из военных баз, геймплей скуп на интересные ситуации. Платформерных элементов нет, враги ведут себя одинаково. Солдаты с огнестрелом, метатели бумерангов, летучие мыши и даже летающие солдафоны – все следуют одинаковому для своей породы паттерну.

При этом первые полчаса создают иллюзию вариативности. Уже буквально во второй миссии приходится закладывать бомбы до истечения отведённого времени, а спустя ещё несколько сцен – спасать заложников, также умещаясь в строгие сроки. Но потом всё скатывается до банального марш-броска из начала уровня в его конец с последующим убийством босса. Даже редкие стэлс-миссии, где нужно пользоваться пистолетом (иначе прибежит толпа народу), погоды не делают. Но вдруг, словно гром среди ясного неба, в финальной четверти происходит удивительное – то ли геймдизайнеры вышли из зимней спячки, то ли пришёл начальник и настучал по куполу. Авторы в кои-то веки начинают отходить от затёртого трафарета и разбавляют уровни ловушками, а несколько последних битв с боссами даже заставят вас поднапрячься. Притом, что сама по себе Last Alert довольно простая по меркам хардкора тех лет – продолжения бесконечные, гибель не отбрасывает назад, а прохождение всей сюжетки, скорее всего, не займёт больше двух часов. Можно, кстати, ещё сильнее упростить себе жизнь и устроить полномасштабный геноцид респаунящихся врагов, поскольку за их убийство дают очки, позволяющие «прокачаться» до следующего звания и увеличить шкалу здоровья. Главное не перестараться – таймер действует на всех этапах, а в случае гибели погоны придётся зарабатывать снова.

Дописывая текст, я вдруг поймал себя на мысли, что не могу чётко сформулировать, почему Last Alert вызвала у меня в целом положительные эмоции. Наверное, по тем самым причинам, что были озвучены в начале. PC Engine даже сейчас, в эпоху интернета, эмуляторов и доступа к ещё более раритетным консолям, всё равно оставляет особое послевкусие. Вроде всё такое топорное и непонятное, но есть ведь в этом своя изюминка. Человеку, чьи школьные годы прошли в обнимку с «Денди» и «Сегой», до сих пор трудно сложить в голове цельную картину из 8-битного звука, графики уровня самых первых тайтлов для «Мегадрайва», и вместе с тем – анимированных спрайтовых заставок с живой речью и CD-музыкой. Как подобает чему-то «рэмбообразному», саундтрек сплошь состоит из пафосных оркестровых мотивов, но в синтезаторной обработке. Квинтэссенция той эпохи в чистом виде. Не то чтобы более известные аналоги, вроде упомянутых ранее Guerilla War и Ikari Warriors, не отдавали душком би-муви, но они прекрасно знакомы с детства и воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. А тут – словно поход в барахолку на Удельной, или в магазин советского винила. Всё такое же родное, но в то же время диковинное.

В завершение хочу отметить, что разработчиком сего чуда значится не какая-то контора-однодневка, а вполне себе известная Laser Soft, в прошлом создавшая несколько частей платформера Valis – впоследствии серия станет культовой. Несколько лет спустя студия объединилась с Wolf Team, из-под пера которой выйдет первая часть ролевой эпопеи Tales of. Позже Wolf Team войдёт в состав Namco, а Tales of за четверть века разрастётся до масштабов одного из главных RPG-сериалов всей индустрии. Новая часть, кстати – Tales of Arise, вышла не далее как в нынешнем сентябре.


Автор:

Дмитрий «Axel089» Сироватко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Бывает и такое в нашем хозяйстве.

  2. W0x@:

    «знакомы с действа»
    опечатка, предподпос.абзац