Чистое искусство

Классические приключенческие игры сегодня – элемент совершенно ненужный на рынке виртуальных развлечений. Идеальный рецепт коммерчески успешного проекта давно изобретён: интерактивное кино с максимумом графона и минимумом усилий к прохождению, как физических, так и умственных. Адвенчуры «старой школы» в столь узкие рамки совершенно не вписываются. Впрочем, к производству «кинца» тоже можно подходить по-разному. Скажем, делать что-то попсовое, но осмысленное, вроде Fahrenheit, или даже Heavy Rain (как бы плохо я ни относился к последней), или тянуть кота за яйца в однообразных «типа драмах», как это делала Telltale Games (отчего померла в расцвете лет). А можно создавать нечто такое, что запоминается не миллионами полигонов и голливудскими актёрами на озвучке, а какой-то непередаваемой душевностью, продвигающей подобные творения ближе к искусству. К сожалению, так работать в нынешнее время умеют только независимые разработчики.

Почему к сожалению? Да потому что у студий в три стола и две раскладушки не так часто, как хотелось бы, получается создавать игры, работающие без нареканий. То «ось» им не та, то системные требования такие, что этот ваш «Киберпанк» стучит челюстью по полу. Тормоза, вылеты, зависания – всё это портит впечатление от потенциально интересных тайтлов. Тем ценнее игрушки, в которые можно погонять без танцев с бубном и успокоительного под рукой. В число таковых ещё в своём ПК-девичестве попала героиня нашего сегодняшнего разговора, гибрид из интерактивного кино и визуальной новеллы. The Lion’s Song от австрийской команды Mi’pu’mi Games, участники которой ранее работали в Rockstar, в 2016-м промелькнула на просторах «Стима», а два года спустя оказалась достоянием на тот момент пока не увязшего в потоке мутной индюшатины «Свича». Что же это за «Львиная Песня» такая и с чем её едят?

Главным действующим лицом игры, если так можно выразиться, является город Вена (где, кстати, базируется студия-разработчик) накануне Первой Мировой войны. Авторы передают чарующую атмосферу культурной столицы Европы, наполненной духом творчества во всевозможных проявлениях посредством героев, чьи судьбы раскрываются в течение четырёх эпизодов. Да, в «Стиме» игра выходила отдельными эпизодами, как любили делать пресловутые Telltale, но к счастью это единственное, что роднит детище австрийцев с творчеством означенной конторы. На приставке, разумеется, оно вышло уже целиком. Мне больше по душе законченные произведения, так что запоздалое знакомство в данном случае скорее плюс.

История, рассказанная в «Львиной Песне», для жанра интерактивных приключений довольно нетипична. Это не эпик, не ужастик, не триллер, даже не повесть о выясняющих отношения персонажах сомнительных моральных качеств на фоне средневековья / далёкой планеты / зомби-апокалипсиса. Игра повествует о творчестве как процессе, неважно, в какой сфере, о том удовлетворении, которое получает творец, создавая нечто новое, выдающееся. В первом эпизоде мы пересекаемся с Вильмой, девушкой-композитором, отчаянно влюблённой в своего профессора и вынужденной уединиться в альпийском домике ради создания нового музыкального шедевра, с которым ей предстоит выступить перед венской публикой. Несмотря на минимальное количество персонажей и действий, а также отсутствие возможности перемещаться по Вене (которая появится в следующих главах), эта история даёт мощный заряд эмоций, предварительно настраивая на общую медитативность повествования. Несколько возможных выборов разнообразят в целом линейный рассказ, но очарование не в них, а в потрясающей атмосфере, которую авторы создают с помощью неповторимого визуального стиля и восхитительной музыки.

Казалось бы, чего в графике такого – ну взяли пиксельную картинку времён первой Space Quest, пропустили через фильтр «сепия». Но это работает. Чувствуется налёт старины, неповторимый дух тех лет, когда по всему миру ещё не гремели пушки, а знаменитый Красный Барон не вёл счёт сбитым аэропланам. Ну а музыка – тут сказать-то нечего. Атмосферное «европейское» звучание (если прислушиваться, можно без проблем научиться отличать европейские саундтреки от американских или японских) создаёт нужное настроение; через пару мгновений вообще не замечаешь, что играешь, по сути, в продвинутый вариант визуальной новеллы, зато ощущаешь себя частью созданного авторами уютного, тёплого и лампового мира.

Второй эпизод посвящён художнику, способному переносить на холст человеческую душу во всей её многогранности. Эта глава «Львиной песни» интересна камео Зигмунда Фрейда и ярко выраженной романтической линией, развитие которой отдано на откуп игроку. Если честно, у меня не получилось завоевать сердце дамы в первое и пока единственное полное прохождение, но на экране статистики авторы утверждают, что такое возможно. Второй эпизод мне понравился больше всего – показалось, будто именно он обладает наибольшей эмоциональной глубиной, впрочем, фломастеры разные, так что меряться ими незачем. Третий эпизод рассказывает о женщине-математике, которую не хотят воспринимать всерьёз по причине того, что она женщина, но упорная дама вместо того, чтобы со спокойной душой идти борщи варить, пытается добиться признания в научных кругах. А вот каким образом и насколько успешно – узнаете сами. Заключительная часть подводит некий итог происходившим ранее событиям, сводя героев вместе, где-то на заднем плане. Случайно или нет, но в финале фигурирует поезд, в котором персонажи едут на войну. Хочется думать, что это своеобразная отсылка к The Last Express за авторством Джордана Мехнера, создавшего целую фирму ради разработки сей восхитительной вещицы.

Как это играется? Как сбалансированная смесь point-n-click с анимированной визуальной новеллой. Вы взаимодействуете с предметами интерьера, разговариваете с неписями, выбирая варианты ответов, читаете умеренное количество текста и иногда ловите вдохновение. Начиная со второго эпизода в ваше распоряжение попадает карта Вены. По городу можно свободно перемещаться; в одном месте на этой самой карте даже случится полицейская погоня, так что в однообразии игру не упрекнёшь. Аудиовизуальная составляющая «Львиной Песни», повторюсь, восхитительна. Стилизованная под старые квесты для DOS (а не под непонятноскольки-битную пиксельную мазню) картинка дополнена плавной анимацией. Схема управления после «портирования» осталась кнопочной, хотя напрашивалось какое-нибудь применение тач-скрина. Ну а минималистичная атмосферная музыка напомнила мне не новый, но очень хороший фильм «1+1» Оливье Накаша, который режиссёру в дальнейшем не удалось не то что превзойти, а хотя бы повторить.

The Lion’s Song, конечно, далеко не для всех. Поклонники современных «бум-шлёп!» с обилием QTE найдут её скучной. Фанаты продукции Telltale (если таковые вообще остались в мире), где всё прозрачно, ясно, пережёвано и перемолото – слишком сложной для восприятия. Но люди, которые ещё помнят Space Quest, Full Throttle и Torin’s Passage, воспримут данную попытку на «ура». Так что если вы способны воспринимать настоящее цифровое искусство – дерзайте, пробуйте, наслаждайтесь. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Рексарыч:

    Красиво. Проект заинтересовал. Возможно через годы поиграю, если дойдут руки.