Привет всем! Год спустя после экскурсии в 8-битное наследие, доступное на просторах Switch, мы заглянем в 16-битный уголок стандартной онлайн-подписки той же самой консоли. Рассмотрим вкратце все вышедшие на данный момент игры, в оригинале дебютировавшие на Super Nintendo, а также я поделюсь своими ощущениями – актуальны ли эти тайтлы спустя четверть века после релиза. Разумеется, на истину в последней инстанции я не претендую и готов подискутировать в формате лёгкого трёпа в комментариях с несогласными по тем или иным вопросам. С согласными, впрочем, тоже.

Что вообще представляют собой актуальные онлайн-подписки, знают практически все владельцы современных приставок, но вот политика владельцев сервисов достаточно сильно различается. Подписка на PlayStation 5 даёт коллекцию хитов и несколько дармовых игр в месяц, адепты Xbox Series X|S вообще в шоколаде со своим доступом к сотням наименований на любой вкус и цвет, а вот у нас на Switch всё сурово: королевские битвы в форматах «Тетриса» и «Пакмена», несколько раз в году возможность временно поизучать какой-нибудь не самый новый проект, подборка артефактов и, к пятилетию дорогой гибридки, за отдельную плату несколько гостей родом с Nintendo 64 и Mega Drive. Нет, если вы ретро-гик, всё в порядке – забуриться можно надолго, а вот если простой, родившийся не на заре индустрии видеоигр человек, то вас эти угловатые пиксельные стегозавры может быть даже немного испугают. Я в прошлом году взял себя в руки, унял дрожь и внедрился с про-контроллером в NES-джунгли. Вывод был такой: от силы десяток игрушек представляет какой-то интерес для нынешнего геймера – три хардкорных боевика про ниндзя, два крепких «битемапа», одна полуездилка-полубродилка, пара гонок (простенькая и посложней), замечательная головоломка и два отличных платформера. Пришло время присмотреться к плюшкам эпохи Super Nintendo. Поехали!

 

1). The Legend of Zelda: A Link to the Past (1992)

И сразу в жилу! Вернее – в живую классику. В отличие от 8-битных воплощений Хайрула, в это можно и нужно играть. После BOTW’ы, после «Зельды Некроденсера», но особенно после близкого по строению Link’s Awakening – это симпатичная, неспешно раскрывающая свои секреты, интересные механики и затягивающая по самые уши ролевая экшен-адвенчура!

2). Super Tennis (1991)

Ранний хит Super Nintendo и отличная демонстрация способностей интегрированного в приставку Mode 7 – графического режима, позволявшего реализовывать визуальный эффект трёхмерного пространства. Однако сам геймплей по нынешним стандартам не представляет никакого интереса.

3). Super Soccer (1992)

По сравнению с футболом для NES – это просто шедевр; сложно даже представить, какое впечатление такой футбик производил в своё время. Думаю – сильное. Но сейчас это только улыбка, раздражающее управление и безжалостный компьютерный соперник.

4). Super Puyo Puyo 2 (1995)

Puyo Puyo, оказывается, не только с «сеговским» Доктором Роботником дружили, но и захаживали к прямым конкурентам. Правда, только в Японии. Там, за иероглифами в менюшках, спрятались и версус, и сюжетная линия, и что-то ещё – кто его знает, что именно. Всё во имя прикольной головоломки, где нужно вращать и склеивать падающие в стакан разноцветные слимы (четырёх достаточно, чтобы бумкнуло). Если не хотите продираться через закорючки, поставьте демку Puyo Puyo Tetris.

5). Super Metroid (1994)

А вот и Мекка «метроидваний», обязательная для ознакомления всем фанатам апгрейда возможностей и вооружения помещённого в необъятные лабиринты персонажа. Всё это в окаймлении футуристической борьбы с монстрами и космическими пиратами на планете Зебес, завораживающей музыки, качественной 16-битной графики и нескольких сюжетных развязок. Стоит ли тратиться в «Нинтендо Ешопе» на тематические поделки, если имеется эталон?

6). Super Mario World 2: Yoshi’s Island (1995)

Йоши всегда рукодельные – то вязаные, то штопаные, то из папье-маше. Самая первая игра серии, выполненная в стиле карандашного рисунка, как раз задала эту особенность. Смотрится она до сих пор вполне прилично. А тот момент, что Марио здесь беспомощный карапуз на закорках у храброго динозаврика, только усиливает ощущение будто это какой-то недавний инди-платформер, где всем известные персонажи не в своей тарелке. Но в том-то и дело, что геймплей от самых настоящих корифеев жанра.

 

7). Super Mario World (1991)

А вот здесь все на своём месте, кроме принцессы Пич, которую, как водится, похитил Боузер. Марио первостепенен: бегает, прыгает, ломает кирпичи, собирает грибы и давит черепах. Перфектная вещь, после прохождения нескольких начальных уровней сменяющая милость на взывающую к максимальной концентрации сложность. От этого становится только интересней собирать монетки!

8). Super Mario Kart (1992)

Вы знаете, я удивлён, но самый первый Mario Kart всё ещё рулит и не разочаровывает. Переходящие в бурное веселье толкотня и взаимовредительство бьют через край. Сесть и пройти кубок цветка за пятнадцать минут – милое дело. А тем, кто накатал не один десяток часов в «Восьмёрку», будет вдобавок интересно посмотреть, как изначально выглядели дожившие до наших дней трассы. Так что велком, гриб мне в нос!

9). Super Ghouls’n Ghosts (1991)

 

Издевательская сложность за счёт бесконечно выкапывающихся из земли врагов – что 8-битная, что 16-битная версия «Гоблинов и Призраков», картина не меняется. Вы умираете после пары соприкосновений с нечистью, а до второго уровня здесь как до Пекина. Для меня большой секрет, почему Capcom ещё не забросила этот адский сериал.

 

10). Super E.D.F.: Earth Defence Force (1992)

Почитатели горизонтальных скроллинговых шутеров найдут здесь истребитель с выбором аж из восьми отвечающих самым различным запросам систем вооружения. Остальные люди вообще не поймут, какие нужно иметь нервы, чтобы ежесекундно на протяжении всей долбаной игры уничтожать десятки летательных аппаратов и уворачиваться от неиссякаемых пулемётных очередей.

11). Stunt Race FX (1994)

Трёхмерная гонка на SNES’е? А пожалуйста! Реализовать удалось за счёт использования дополнительного сопроцессора Super FX, за время своего существования украсившего около десятка игровых проектов. Несмотря на год выпуска (в 94-м уже вышел первый Need for Speed) этот любопытный с технической стороны экспонат разошёлся тиражом свыше миллиона копий. Сегодня выглядит несколько причудливо и угловато, прям как «сеговский» Virtua Racing.

12). Star Fox (1993)

Культовый полигональный трёхмерный скролл-шутер, похожий на популярные в то время аркадные стрелялки по мотивам «Звёздных Войн». Опять-таки с интегрированным FX-чипом. С классными героями, интересным сюжетом, прикольной озвучкой – бесспорно, штучный продукт, породивший целую серию. Нынешним ценителям электронных развлечений, скорее всего, в пять минут наскучит сражаться со щербатыми многогранниками и уворачиваться от мерцающих горошин.

13). Pilotwings (1991)

Учитесь летать на дельтаплане и сажать самолёты, прыгать с парашютом и парить на экспериментальном ракетном поясе. Думаете, из вас получится Джеймс Бонд? Нет, вы в авиашколе. Не считая бонусной миссии в самом конце, никаких врагов. Заковыристая, использующая Mode 7 на полную катушку вещица, в наши дни представляющая скорее ретроспективный интерес.

14). Kirby’s Dream Land 3 (1997)

Карандашная история про неутомимого сферического розового инопланетянина, его помощников и друзей (хомячки, котики, капельки…), где они разбираются в Стране Грёз с выходками одержимого тёмными силами короля Дидиди. Последняя для Super Nintendo, но далеко не в серии – с момента своего появления на черно-белом «Геймбое» Кирби не проигнорировал ни одну портативную и домашнюю консоль от «Нинтендо». Что характерно – даже самые ранние выпуски по-прежнему выглядят красиво и играются увлекательно.

15). Kirby’s Dream Course (1995)

Ну, вот есть не только Mario Golf, но и висящий в небесах «Кирби» мини-гольф. Розовый друг малышей выступает в нём непосредственно в роли мяча, а его неприятели служат триггерами для активации лунок. По-моему, отличная неспешная штучка для тех, кто любит продумывать свои действия, и для релакса. Всячески рекомендую!

16). Joe & Mac 2: Lost in the Tropics (1994)

Навеянный то ли «Флинтстоунами», то ли Adventure Island «пещерный» платформер. Быть может, не особо оригинальный, но юморной и хорошо нарисованный. Основное его достоинство – в полноценном коопе для двух игроков одновременно. Ну что, айда разруливать дубинками первобытные заботы Джо и Мака?

17). F-Zero (1991)

Футуристическая гонка с крутым для 1991 года «движком», забойным саундтреком и огромной (как следствие) фанбазой. Большой хит «Нинтендо» и важная веха в индустрии, породившая тьму-тьмущую всяких «Вайпаутов» и «Стар Ворс Рейсеров». Но без чинов и титулов офигенно устаревшая – столько времени надо приноравливаться, чтобы перестать считать борта, что… Что лучше поиграть в Mario Kart!

18). Demon’s Crest (1994)

Если на PS2 нечистую силу гасил полудемон Данте, то в 16-битные времена этим занимался стопроцентный бес! Спин-офф к спин-оффу «Призраков и Гоблинов» (да, это Capcom!), менее суетливый, зато более изящный, близкий по эстетике к «Кастельваниям». Почитателям последних, собственно, рекомендуется.

19). Breath of Fire (1994)

Расцвет jRPG в первой половине 90-х пришёлся именно на Super Nintendo. Из нескольких десятков выбравшихся за пределы Японии ролевух (при локализации, увы, подвергнувшихся серьёзной цензуре) онлайн-подписка предлагает знакомство с двумя творениями не оставшейся в стороне от всеобщего веселья Capcom. В «Дыхании Огня» есть отличные находки: смена дня и ночи, влияние на развитие событий того, какой персонаж у вас первый в партии, но для жанра это точно не знаковый проект.

20). Brawl Brothers (1993)

А вот и место, где могут попробовать отвести душу любители виртуального мордобития. Всё здесь по канонам Final Fight’а: городские трущобы, канализация, гопота. На выбор пять персонажей разной степени подвижности и увесистости кулаков. Не фановый River City, конечно, не убойный Streets of Rage, а просто неплохой «битемапчик» на один раз.

21). Super Punch-Out!! (1994)

Продолжает тему рукоприкладства опять-таки не шедевр, но что-то в этом весёленьком боксе есть. Борьба за титул чемпиона МВБА (Мировая Видео-Боксёрская Ассоциация) требует наблюдательности – соперники, несмотря на гротескный вид, не шутят и дерутся по-разному; будьте любезны ухватить манеру боя каждого. Где-то в глубине даже затесался любящий смачно зарядить тапочком Брюс Ли, то есть, простите, Дракон Чан!

22). Star Fox 2 (2017)

Обратите внимание на дату выхода, 2017-й год. «Двойка» была полностью готова ещё в 1996-м, но тогда её выпускать постеснялись – 32-битные PS one и Sega Saturn непрозрачно намекали, что поезд такого 3D уже ту-ту. В итоге релиз состоялся на ретро-консоли спустя двадцать лет – целевая группа, соответственно, вырисовывается достаточно чётко. Добавлю, что геймплей и картинка вторых космических стрельбищ заметно разнообразнее и бодрее, чем в оригинальных скитаниях звёздного лиса.

23). Kirby Super Star (1996)

Целый сборник активностей с участием беззлобного розового шарика, от классического платформера до всевозможных состязаний. Умение Кирби подхватывать способности оппонентов никуда не делось и, как обычно, вносит грандиозное разнообразие в не слишком сложные, зато всегда яркие приключения. Просто отличный вариант для самых юных игроков.

24). Breath of Fire II (1995)

Продолжение страстей драконьих кланов, где каждый герой обладает не только боевыми, но и «походными» талантами, позволяющими попадать в недоступные области, избегать ловушек, охотиться, рыбачить и т.д. Вторая глава определённо крепче изначальной, но знакомиться с этими jRPG лучше всего на GBA, где они избавлены от многих детских болезней.

25). Smash Tennis (1994)

Наряду с трёхмерной графикой, очень быстро стареют спортивные видеоигры. Исключения, как правило, возникают где-то на стыке жанров, как в случае с переходящими в побоища состязаниями с участием Кунио Куна, или же в упомянутом ранее «Панч Ауте», где бокс граничит с файтингом. Smash Tennis неплох для своей платформы, но народная тропа к нему давно заросла.

26). Pop’n TwinBee (1993)

Помидорчики, редисочки, ежевички взялись за старое – вновь летают по небу и ползают по земле, отчаянно обстреливая ваши пчелиные истребители Twin Bee и Win Bee. Огородный вертикальный скроллинговый шутер вернулся, тучи полны колокольчиков, и даже (с ума сойти!) мгновенную смерть потеснила линейка здоровья. Всё равно не ведитесь – берегите нервные клетки.

27). Wild Guns (1995)

Я дважды отправил команду звёздного лиса к антропологам, и к ней же, из-за лютой сложности, присоединяются «Дикие Стволы». Но вы хотя бы взгляните! Вместо полётов в так называемом 3D вы найдёте здесь развитие идей аркадных автоматов типа Cabal. В забойном рисованном тире вполне уязвимый герой маячит на переднем плане. Вестерн, роботы, ковбои, красотки – что ещё нужно для счастья? Коврик и мышь, скажете? Да, но у нас есть стик и сохранения!

28). Panel de Pon (1995)

Головоломка блоковращательная. С присутствием анимешных девочек с большими глазами. Крутим-вертим, меняем местами, автобус, электричка, улетучивающееся время… Сколько уже было и ещё будет подобных развлечений? Вот сколько? Эй, кто-нибудь, вырвите у меня из рук «Свитч»!

29). Operation Logic Bomb (1993)

В секретной лаборатории, где проводились эксперименты по перемещению в подпространстве, что-то, как обычно, не заладилось. А что – это-то как раз предстоит разузнать у терминалов в перерывах между перестрелками. Очень уж однообразная, к сожалению, войнуха, визуально похожая одновременно на «Контру» и «Правдивую Ложь», но абсолютно не тянущая по уровню реализации.

30). Natsume Championship Wrestling (1994)

Сейчас я хочу обратиться к старикам и детям, которые, как известно, свято верят ютюбу и печатному слову. Описание этой фигни в приложении SNES online – брехня! Ничего лучше WWF WrestleMania: The Arcade Game от авторов «портированных» версий великих и ужасных «Морталов» в те годы на приставках не выходило! В этом замесе нету даже десятой доли фана и искромётности «Рестлмании».

31). Donkey Kong Country (1994)

Это прекрасно. И красиво, и музыкально, и обезьянно! И вдвоём, если надо, очень даже одновременно, и весело, и разнообразно, и мини-игры, и ноги… Что ноги? Ноги Крэша Бандикута растут прямо отсюда. После того, как увидишь подводный уровень, уже не получится не умиляться этим восхитительно пререндеренным банановым платформером!

32). Super Mario All-Stars (1993)

Ремастер самых важных 8-битных приключений Марио. Так что, если есть желание озадачиться былыми сантехническими вопросами с подтянутым до уровня SNES’а графоном, несите свои разводные ключи сюда – тут, под улыбающимися облаками, тонны неразбитых кирпичей, а трубы засорены черепахами. Обширный фронт работ за звонкие монеты, короче говоря.

33). The Peace Keepers (1994)

Вновь тревожный сигнал из лаборатории! Теперь разбираться отправлен отряд миротворцев, брезгующих огнестрельным оружием – расследование проходит в формате тормозного, бедного «битемапа» с весьма скромным пантеоном мутантов в качестве врагов. Кроме редкой для жанра кнопки блока, ничего примечательного.

34). Mario’s Super Picross (1995)

Любители судоку найдут искомое в дебрях иероглифов. Всё решат, всё расшифруют (эти загогулины – журавли или восход солнца над Фудзи?), фыркнут и промолвят, что пластмассовые кнопки не идут ни в какое сравнение с ощущением деревянного карандаша в руке. И в зубах. И на скамеечке не расстелешь – неправильные ребусы.

35). Donkey Kong Country 2: Diddy’s Kong Quest (1995)

Вторая возможность пообезьянничать. По мнению многих – лучшая. Обломавшись с похищением неприкосновенного запаса бананов семейки Конгов, К. Рул с негодяями-пиратами захватили в плен самого Данки. Просят выкуп. А получат они смену героя – прыгучий и ловкий Дидди отныне взаимодействует с ловкой и летучей Дикси. Действительно, один из самых запоминающихся платформеров эпохи, не растерявший обаяния.

36). Tuff E Nuff (1993)

Обложка – это что-то. А файтинг с четырьмя играбельными бойцами слабенький, даже на безрыбье. Увы, гораздо более жизнеспособные альтернативы того периода от Capcom или SNK к подписке не прилагаются. Из любопытного только опция повтора последнего боя. Такой «фишки» у конкурентов тогда не было.

37). Super Valis IV – (1993)

Некоторые любят всё вот это… Ну, про тинэйджеров, прямо со школьных парт устремляющихся спасать параллельные миры. Тема извечная и неиссякаемая. В четвёртом «Валисе» на SNES’е много манги, махания магическим клинком в огромных потусторонних локациях, но это лишь обрезки выходившей на TurboGrafx-CD игры – без озвучки, анимационных вставок, дополнительных персонажей и оригинальной боевой системы.

38). The Ignition Factor (1995)

Узкоспециальный симулятор работ по тушению пожаров. Ещё до отъезда известно, что горит, сколько людей нуждается в спасении и через какой промежуток времени огонь станет необратимым. Вы заранее, на брифинге, всё взвешиваете и продумываете – рассматриваете со всех сторон план здания, решаете, какого типа огнетушители вам пригодятся, нужна ли верёвка и топорик… Пожарные тоже, знаете ли, не резиновые.

39). Donkey Kong Country 3: Dixie Kong’s Double Trouble (1996)

Завершение трилогии, оказавшей, не побоюсь этого слова, обезьянью услугу не самой новой и далеко не топовой по железу к середине 90-х приставке. Удачная обёртка плоских по сути платформеров помогла «Нинтендо» выдержать натиск конкурентов и удержать внимание публики до выпуска 64-ки. Третья часть вышла даже чуть-чуть после, что не помешало ей занять 11-ую строчку в списке «снесовских» бестселлеров.

40). Psycho Dream (1992)

С первых минут раздражающе сложное погружение в виртуальный фильм-платформер «История разрушенной столицы», где управляемый вами персонаж (один из двух) пытается освободить застрявшую из-за глюков девушку. Дичь полнейшая, всё на японском и как-то очень уж в категории «Бэ». Или даже «Гэ». Хотя в ТВ-режиме дизайн некоторых уровней, боссов и спецэффектов мне понравился.

41). Prehistorik Man (1996)

У доисторических людей жизнь не сильно отличалась от современной – добыча пропитания, сбор служащих денежной единицей костей, ношение на лице дежурной улыбки, апгрейд компов… То есть, извините, тяжёлых тупых предметов. Ну и прочая лабуда с бесконечными прыжками по головам. Нет, спасибо, сколько можно?!

42). Doomsday Warrior (1993)

Ещё один файтинг, совсем уж никакущий. С отдельной, чтоб её, кнопкой прыжка – за такие выходки разработчиков хорошо бы отлучать от кофейного автомата на десять лет! Все давно забыли об этом унылом мордобое, кроме, как выясняется, нашей дорогой и любимой «Нинтендо».

43). Super Baseball Simulator 1.000 (1991)

Бейсбол, бейсбол, сколько в этом слове… Для меня вот почему-то нисколько. Покидал, поотбивал, позевал. Гугл скупо докладывает, что это 16-битное воплощение американской лапты никогда прежде не хватало ни звёзд с неба, ни фанатов за живое. Куда уж теперь-то.

44). Spanky’s Quest (1992)

Спанки, даром что обезьяна, оперируя волшебными шариками сражается с заколдованными фруктами и собирает ключи от дверей на следующие уровни. А всё ведьмино проклятье и чёрные вороны. Неплохой полуплатформер-полуговоломка. Только не ищите в происходящем логики, здесь одна магия.

45). Magical Drop 2 (1996)

Куда более ценный представитель головоломисто-времяпоедательных, стаканного семейства, пузырчато-сортировочного вида, «портированный» прямиком с популярного аркадного автомата NEO-GEO. Графика первоклассная, присутствует сюжет и наделённые скиллами персонажи. Позитивная во многих отношениях штука для любителей гимнастических упражнений внутри черепной коробки.

46). Caveman Ninja (1991)

Первое по хронологии приключение пещерных ниндзя Джо и Мака, разыскивающих пропавших соплеменниц. Самобытное художественное произведение с аркадными корнями: коротенькие, не затянутые уровни, огроменные боссы, охота и собирательство, дикарки в обтягивающих шкурах. Что ещё нужно для поднятия настроения? Коррозии не поддаётся.

47). Jelly Boy (1995)

Герои – они не обязательно мускулистые, твёрдолобые и с сигарой в зубах… На фабриках сладостей случается геройствовать даже желейным ребятам. Это удобно: проглотил определённый паверап – принял форму молотка или прыгучего каучукового мячика. Но чего-то кисленького, что позволило бы игре стать хитом, разработчики не добавили.

48). Claymates (1994)

Вновь наше Альтер-эго не Шварценеггер, а простой пластилиновый шарик (вообще-то, он человек, но обстоятельства сложились явно не в его пользу). Вновь перевоплощения, а также громоздкие, в духе второго «Червяка Джима» уровни и проглядывающая изо всех щелей заурядность.

49). Bombuzal (1992)

Изометрические подрывные работы синей реинкарнации Мистера Картофелины. Задача перед корнеплодом поставлена витиеватая – нужно детонировать разбросанные по уровням красные шары, не гибнуть самому от разрывов и не падать в зияющую со всех сторон пустоту. Забава, как мне представляется, для узкого круга подписчиков.

 

***

Подведу черту. Эти джунгли более дружественные, чем 8-битные. Хотя просроченных и просто бредовых зверей в них хватает – понятно, попади нам в руки это тогда, эффект был бы совсем другим, но мы с вами здесь и сейчас (я надеюсь, вы не изолированы на необитаемом острове?), где столько всего появилось и появляется. А некоторые вообще не застали то поколение игр. Около десяти-пятнадцати наименований вполне могут стать приятным дополнением к подписке: самый первый Super Mario Kart (обалденный вариант для коротких игровых сессий); отличная головоломка Magical Drop 2; весьма хороший для диванного релакса в портативном режиме мини-гольф Kirby’s Dream Course; необычный и весёлый бокс Super Punch-Out!!, к которому стоит присмотреться ценителям файтингов; Demon’s Crest для фанатов «Кастельваний»; каноничный Super Metroid (тот случай, когда название говорит само за себя); наконец, The Legend of Zelda: A Link to the Past. Зельдочка, однозначно, намбер ван в этой подборке – как для ценителей ролевых экшен-адвенчур, так и для поклонников «метроидваний». А уж приглядеть себе платформер здесь сможет каждый: детишкам подойдёт ненапряжный Kirby Super Star, фанатам челленджа понравится Super Mario World или же Super Mario World 2: Yoshi’s Island (необычный и неожиданно красивый даже по современным меркам); для одновременной игры с друганом есть пещерные заварушки про Джо и Мака (Caveman Ninja и Joe & Mac 2: Lost in the Tropics), плюс завораживающая трилогия Donkey Kong Country. Одному гонять в доисторических людей и обезьянок тоже очень даже нескучно! На этой оптимистичной ноте я говорю всем пока-пока и традиционно призываю наивсевозможнейшими способами увлекательно проводить время.

 


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Потому что текущую версию сайта собирали из обломков предыдущей, некоторые разделы вообще не задизайнены.

  2. W0x@:

    В текущей версии сайта скрины как-то действительно непрезентабельно болтаются. 

  3. Атма:

    Видео к этой статье очень в тему. Пусть даже 15 секундный ролик геймплея гораздо лучше одного скриншота.