За событиями в мейнстримной кино- и телеиндустрии, которые, безусловно, родственны нашей основной видеоигровой тематике, наш журнал старается следить внимательно, но вот проблема – пресловутая пандемия смогла затормозить даже махину Голливуда, в результате чего писать последние пару лет было практически не о чем. По крайней мере, если иметь в виду новинки, а не углубляться в историю. Но вот концовка 2021 года наконец дала сразу несколько поводов для похода к большому экрану, и впечатления, вынесенные оттуда, получились очень странными. В отлаженном механизме явно что-то забарахлило и сломалось. Возвращение к активной деятельности уже не братьев Вачовски, инфернальная поделка по мотивам Resident Evil. Что-то пошло не так даже у Трея Паркера, выдавшего любителям сериалов совсем не тот обновлённый South Park, которого от него ожидали. На столь провальном фоне появившаяся чуть раньше «Дюна», будучи произведением весьма посредственным по меркам высокобюджетных хитов, смотрится каким-то чудом – всё-таки крепкую литературную основу трудно развалить до основания. В целом же – тяжело отделаться от ощущения кризиса и стремительной деградации, охвативших фабрику грёз.

 

Очарование бескрайних песков

Начнём всё-таки с хорошего. Новую попытку экранизировать классику мировой фантастики анонсировали ещё задолго до начала коронавирусной бодяги, но именно она помешала реализовать проект в срок – выход картины сдвинулся на целый год. Кассовым сборам такая ситуация ничуть не повредила, уже сейчас бюджет перекрыт более чем в два раза, что позволяет творческому коллективу смело рассуждать о продолжении. Которое, вообще-то говоря, строго необходимо, благо полное название ленты звучит не иначе как Dune: Part One. Команда режиссёра Дени Вильнёва закономерно столкнулась с той же проблемой, что их предшественник Дэвид Линч в 1984-м: как уместить в стандартную полнометражку ту махину сюжета, которую представляет собой оригинальный роман Фрэнка Герберта? Тогда, тридцать семь лет назад, пошли путём тотального урезания контента, а зрителям в кинотеатрах даже раздавали брошюрки с кратким изложением предыстории, но всё равно многие ничего из увиденного не поняли. В этот раз решили отснять две серии, но вторую лишь в том случае, если первая понравится публике. Теперь уже можно уверенно говорить о том, что продолжению быть.

«Дюна» Вильнёва благодаря расширенному таймингу более внимательна к деталям. Она достаточно ёмко описывает саму вселенную, в которой находятся герои, взаимоотношения и мотивацию сторон. Подкованному зрителю, читавшему книгу, безусловно, ориентироваться в событиях проще, но даже новичок сможет составить в голове непротиворечивую картинку, не прилагая к этому каких-то сверх усилий. Особенное удовольствие доставляет ретро-футуризм, стилистика разнообразной техники и одежды, основанная на описаниях, сделанных Гербертом в шестидесятые годы. Приглушённая цветовая гамма как нельзя кстати подчёркивает эту самобытность. Кастинг тоже можно назвать удачным. Большинство актёров знакомо поклонникам современного кино, но мало кому из них доводилось играть крупные роли первого плана. Впечатление как обычно портит ложечка мультикультурализма, искусственно прикрученного к повествованию, но тут уж только вздохнуть и смотреть дальше – в 2021 году по-другому быть не могло. По крайней мере, никто явным образом из ансамбля не выпадает. В целом фильм заслуживает свои 8/10 на IMDB, осталось дождаться второй половины.

 

Матрица: профанация

Признаться, когда писал в позапрошлом году текст, посвящённый двадцатилетию оригинальной «Матрицы», даже мысли не было, что придётся так скоро возвращаться к теме. Идея возрождения франшизы поначалу выглядела нелепой шуткой. При всех очевидных недостатках, у трилогии всё-таки было одно неоспоримое достоинство – она представляла собой полностью завершённое произведение, которому не требовалось никаких послесловий. Но когда у тебя два десятилетия перманентного творческого тупика и доступ к популярному суперхиту, ручонки сами тянутся клепать что-нибудь по его мотивам. По этой порочной схеме на свет обычно рождаются самые уродливые сиквелы и перезапуски, какие только можно себе вообразить. Как несложно догадаться по многочисленным отзывам в интернете, к четвёртой «Матрице», получившей пафосный подзаголовок «Воскрешение», всё это тоже относится.

Кино сделано с какой-то нарочитой небрежностью. Сюжетная белиберда настолько беспомощна и несамостоятельна, что к ней постоянно надо приматывать флэшбэки из предыдущих фильмов, дабы предать действию хоть какую-то связность и осмысленность. Особенно нелепо это смотрится с учётом смены актёров на некоторых ролях, в частности, отсутствие в сиквеле «настоящего» Морфеуса. Очередное воплощение «реального» мира не тянет даже на скверный анекдот, такой идиотический постапокалипсис убивает саму идею борьбы с Матрицей. Хотя, если уж откровенно, картина вообще не предлагает никакой внятной идеи, не раскрывает мотивацию персонажей и заживо хоронит главного героя, изображая его каким-то шизофреником, заблудившимся в собственном мозгу. Зато диалоги фонтанируют модными бессмысленными словечками – «бинарностями», «модальностями» и прочим бредом из сленга обитателей твиттера. Попытка сгладить весь этот трэш самоиронией только усугубляет ситуацию, превращая отдельные сцены в постыдный фарс, а восприятие в целом – в нагромождение сугубо негативных впечатлений. Вопрос после просмотра остаётся ровно один: зачем вообще было такое снимать? Помимо тривиального «срубить бабла по быстрой схеме» в голову решительно ничего не приходит.

С технической стороной тоже не вышло. Трилогия была прорывной по части внедрения компьютерной анимации, очень профессионально сделанной. «Воскрешение» проседает с самых первых кадров, не показывая ни картинки уровня 2021 года, ни качественной режиссуры и операторской работы. Боевые сцены поставлены посредственно, драки – из рук вон плохо, как будто консультанты по боевым искусствам с актёрами не работали вообще. Как заметил коллега John Dory, присутствовавший вместе со мной на просмотре, бюджетный проходняк на «Нетфликсе» в последние годы научились снимать лучше. Саундтрек тоже обошёлся без особых откровений. Стопяццотый кавер культовой White Rabbit от Jefferson Airplain и красивая инструментальная тема с аккордами из King Crimson прозвучали вполне к месту, вот только кто из современных зрителей способен понять такие тонкие отсылки к психоделике шестидесятых? То немногое в фильме, что можно похвалить, ему ничем не помогает.

Весь проект по воскрешению «Матрицы» изначально был глупостью и ошибкой. Братья, или кто они там теперь, Вачовски снимать хорошее кино больше неспособны, ничто за последние двадцать лет не свидетельствует об обратном. Получив шанс снова прикоснуться к творению, сделавшему когда-то их звёздами мирового масштаба, они всё тупо испохабили и опошлили, затроллили собственных поклонников и, надо полагать, похоронили брэнд окончательно, учитывая провал в прокате. Сложно представить, что после такого издевательства им кто-то ещё раз даст денег на продолжение творческих изысканий.

 

Беззубый «Саут Парк»

Один из самых ярких и эпичных мультсериалов нулевых в последние годы не особо радует поклонников. Дело тут даже не столько в срыве двух полноценных сезонов по причине пандемии. В конце-концов, о будущем эпопеи переживать не нужно – Паркер со Стоуном отхватили шикарный долгосрочный контракт и со сцены не уйдут ещё долго. Но вот содержание их последних работ вызывает всё больше озабоченности по поводу откровенно односторонней политизации.

Создатели сериала никогда не скрывали своих либеральных взглядов, но старались держаться над схваткой, метая сатирические стрелы во всех участников политической, общественной и культурной жизни Америки. С приходом к власти Дональда Трампа ситуация начала заметно меняться. Авторы мультика приняли активное участие в травле неугодного президента-республиканца (не называя его прямо, но слишком уж очевидно), да и вообще изменили весь содержательный контекст городка, наполнив его шаблонами актуальной лево-либеральной «повесточки». Трактовка всех событий стала однобокой и крайне осторожной – Паркер и компания практически никак не высказались по поводу BLM, проигнорировали странные выборы 2020 года и последовавшие за ними события в Капитолии, а также до сих пор ни словом, ни намёком не упомянули действующего президента Джозефа Байдена, за которым тянется такой шлейф мемов, что при желании можно было бы запросто по стенке размазать. Табуированность некоторых тем стала выглядеть чересчур очевидной, особенно на фоне схожей манеры поведения американских масс-медиа, в подавляющем большинстве яростно поддерживающих демократическую партию. При таком подходе сатира неизбежно превращается в пропаганду. В несмешную пропаганду, что особенно печально.

Что касается двухсерийного полнометражника, представленного публике на исходе 2021 года, он отличается на редкость пассивным повествованием, несмотря на заигрывание с таймлайном и попытку двинуть действие на двадцать лет вперёд, где дети повзрослели, взрослые постарели, а зловещий призрак разрушительной пандемии всё ещё витает над миром. Концепция могла бы получиться интересной, но вот ключевая идея её ломает – герои просто хотят вернуться в прошлое на машине времени и всё там исправить. Это чертовски скучный, избитый и даже уже в чём-то маргинальный плот-твист, не содержащий в себе абсолютно никакой интриги. Да, у них всё получится, это даже не спойлер – всё слишком очевидно и поверхностно. Увы, «Саут Парк» потерял былую хватку, прежнего уровня злободневности и угара от него уже даже как-то не ждёшь. Изменят ли Паркер со Стоуном ситуацию в будущем? Только если снова станут злыми беспристрастными сатириками, способными осмеивать что угодно, не оглядываясь на тенденции и собственные предпочтения.

Neon Knight

 

***

По поводу ещё одного кинематографического произведения, травмировавшего зимой геймерскую публику, отдельно выскажется наш ростовский спецкорреспондент Дмитрий Сироватко.

 

Фанфик по мотивам игры в испорченный телефон

Пол Андерсон – живая иллюстрация того, что мнению рецензентов не всегда стоит доверять. Для дотошных критиков и «Смертельная Битва», и «Обитель Зла» – ширпотреб, которому на километр не приблизиться к лучшим образцам жанра, а может вообще не стоило являться на свет. Тогда как для геймеров это до сих пор образцовые экранизации видеоигр, пусть даже вторая с оригинальным сюжетом вместо канона. Чего у Андерсона не отнять, так это умения ставить эффектный и стильный экшен. После небольшой отлучки Андерсон продолжил работу над «капкомовской» франшизой, отсняв главы с четвёртой по шестую, но, завершив этот проект, всё-таки отправился на вольные хлеба. Оставшуюся не у дел киносерию было решено перезапустить сразу в двух форматах: полнометражной ленты и сериала. О последнем давненько ничего не слышно, и оно к лучшему. Сюжет, выстроенный вокруг Альберта Вескера (в исполнении темнокожего актёра) и его неких дочерей, уже издалека кажется чересчур толстым. А после просмотра новой экранизации хочется только одного – чтобы серия окончательно перестала существовать за пределами игр.

Здесь ещё нужно оговориться, что параллельно выходили CGI-мультфильмы, намного более близкие к канону, но как самостоятельные произведения не особенно интересные. Разве что Damnation ещё худо-бедно можно рассматривать как вымазанный в клюкве стёб, временами заставляющий вспомнить нарочито трэшовую Resident Evil 4. Всё остальное – переливание из пустого в порожнее. Сценарий вообще никогда не был сильной стороной сериала, поэтому из раза в раз наблюдать за личной и невероятно натужной драмой очередного шизика, решившего поставить человечество на колени, просто невыносимо. С другой стороны, это были хотя бы оригинальные истории, пусть опиравшиеся на старые идеи. А вот зачем было спустя четверть века экранизировать грубо сшитые друг с другом первые две части игры, не блиставшие сценарием от слова совсем – решительно непонятно. Просто для того, чтобы закрыть гештальт за Андерсона, вольно обошедшегося с лором? Возможно, вот только новоявленный режиссёр в лице Йоханнеса Робертса наломал куда больше дров именно в части небрежного обращения с первоисточником.

К сожалению, расписывать проблемы новой «Обители» без спойлеров не получится, но если таким образом удастся уберечь хоть кого-то от бессмысленной траты полутора часов жизни – я буду только рад. Когда публике представили первые трейлеры, фанаты принялись активно шутить про порнопародию. Реакция была вызвана, мягко говоря, странным кастом. На это режиссёр позже ответил, что отбирал людей не по расовой принадлежности, а исходя из их актёрских способностей. К этому мы вернёмся позже, а пока тезисно обрисую основные проблемы сюжета. Робертс в интервью всячески акцентировал внимание на бережном отношении к первоисточнику, и в трейлерах действительно хватало отсылок в лоб. Начало фильма выглядит так, словно его позаимствовали из римейка второй части. То ли графика так эволюционировала, то ли создатели преуспели в подражании – не суть. Иллюзия развенчивается очень быстро, вскоре знакомые декорации и сценки оттеняются форменной идиотией.

Итак, пока команда «Альфа» местного спецназа отправляется на поиски коллег, пропавших в горах, горожане начинают стремительно превращаться в зомби. Вроде бы всё по канону, но дьявол, как выяснится довольно скоро, тут кроется в деталях, пересказывать которые большого смысла нет – просто нельзя не заметить, что история разваливается буквально на глазах. Что до персонажей, то Крис и Клэр оказываются воспитанниками приюта наряду с Лизой Тревор, ставшей одним из первых творений безумного Уильяма Биркина. При этом первый отчего-то в тиски горе-учёного не угодил – напротив, тот дал ему образование и устроил на работу в полицию. Ради чего? Чтобы потом получить пулю в лоб от своего приёмного сына, когда тот начнёт «копать»? А Вескер мало того, что выступает в роли хахаля Джилл, так ещё и выглядит робким салагой относительно своего хладнокровного циничного образа из игр. Леон Кеннеди здесь буквально жертва детского насилия и терпила, над которым глумятся буквально все, включая официантку. Зато Клэр, вовремя сбежавшая от Биркина и лет эдак десять протусившая непонятно где и прозанимавшаяся непонятно чем, действует разумнее целого отряда S.T.A.R.S. Так господин Робертс понимает «бережное отношение к первоисточнику», смотрите, не перепутайте.

Никогда не испытывал сожалений о том, что Андерсон вышвырнул за борт всех оригинальных персонажей и переделал сеттинг первой части. Взамен он предложил умудрённых опытом, хотя и не готовых к столь нестандартной ситуации спецназовцев, сюжет с интригой, очаровательную Мишель Родригез в роли бой-бабы и несколько эффектно поставленных экшеновых сцен. В новой экранизации ни один из героев не вызывает ни малейшей симпатии – актёрская игра, о которой я упоминал выше, на протяжении всего хронометража сводится к матерщине по любому поводу, выпученным глазам и глупым поступкам. Грим и качество спецэффектов смотрятся смехотворно дешёвыми, а вишенкой на торте возлегает феноменальная в своей идиотии сценка под поп-хит из 1998-го за авторством Дженнифер Пейдж. Но самое печальное – картина воспринимается обрывочно, будто задумывалась она минимум в два раза длиннее, но по настоянию продюсеров её пришлось грубо рубить топором.

В итоге все сюжетные арки заканчиваются, толком не успев начаться, экшена катастрофически мало, а до его старта пройдёт примерно половина фильма. Всё это очень напоминает ужасный новый «Мортал Комбат», вышедший незадолго до «Обители». Скомканное повествование и пустые персонажи, которых кладут штабелями, предельно глупые шутки, лишь подчёркивающие ущербность происходящего на экране. Поэтому позволю себе повториться – да, Андерсон в своё время подорвал немало пятых точек фанатов, отказавшись от их любимых героев. Любой из его «Резидентов» катастрофически плох в контексте экранизации, но вполне себе годен в качестве циркового представления, не пытающегося воспринимать себя всерьёз и развлекающего публику. В противовес своему коллеге по цеху Робертс снял ленту, которая одинаково плоха и как экранизация, и как самостоятельное произведение. Фанаты будут орать в потолок от нелепых потуг в актёрство, а рядовой зритель рискует уснуть задолго до того, как на экране начнётся хоть что-то живое. Кассовые сборы оказались соответствующими, справедливость в кои-то веки всё же восторжествовала. Но расслабляться рано, в планах у Робертса вторая серия, которая неведомым науке образом скомпилирует четвёртую номерную часть и «Веронику».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.