Журналисты и многие простые пользователи любят приписывать Microsoft неофициальные титулы вроде «Империи Зла», или ещё что-нибудь эдакое. Что ж, такова судьба любых могущественных сил – их побаиваются, недолюбливают, но в конечном итоге примиряются с их существованием. Компания Билла Гейтса прошла путь от скромной рядовой фирмы до такой вот «Империи» буквально на наших глазах, став одним из столпов современного информационного общества. Надо отдать должное – корпорация заботится об имидже, делает много дружелюбных шагов навстречу клиентам и радует нас, геймеров, своими неустанными попытками сделать лучшую игровую консоль на планете. Но если всё же говорить о её поведении на рынке, она остаётся огромной страшной акулой и не стесняется пускать в ход клыки, когда приходит время уничтожить очередного конкурента. 2022 год начался с потрясающей воображение сенсации: Microsoft выложила на стол 68,7 миллиардов долларов дабы поглотить Activision Blizzard, одно из последних независимых издательств, базирующихся в США. Это абсолютный рекорд индустрии электронных развлечений, и это выглядит предвестием катастрофы для Sony.

Японские корпорации – что Sony, что Nintendo – привыкли полагаться на собственные силы в вопросах создания важного эксклюзивного контента для своих приставок. Тем не менее, продукция сторонних разработчиков всегда была и остаётся определяющей в судьбе платформ. Этот урок хорошо выучили и SNK, не сумевшая привлечь на свою сторону никого из крупных партнёров, и Sega, растерявшая лучшие хиты с появлением более привлекательных конкурентов. Сегодня эти уважаемые брэнды лишь в списке независимых издательств, своего «железа» у них больше нет. Microsoft действует как удав, заполняя собой пространство и забирая то, что когда-то приносило пользу другим. Ещё в нулевые компания вела довольно агрессивную политику, направленную на «отжатие» чужих экзов. Мультиплатформой стали Final Fantasy, Metal Gear, другие популярные сериалы. Но теперь речь вовсе идёт о том, что некоторые культовые тайтлы в дальнейшем мы увидим только на PC-Windows и Xbox. От прочтения этого списка сердце обольётся кровью: Call of Duty и Warcraft, The Elder Scrolls и Crash Bandicoot… Diablo и Destiny, разумеется, тоже. Что особенно болезненно, многие из этих суперхитов заточены под онлайн, где японцы только-только собрались дать достойный ответ Game Pass.

Кстати, именно это – сервис PlayStation Now и его следующая итерация, о которой сейчас ходит много слухов в интернете, может быть истинной мишенью американцев. Сделка логично укладывается в озвученную концепцию о привлечении трёх миллиардов пользователей (мы писали об этом в статье о запуске консолей нового поколения), и совершенно очевидно, что Microsoft собирается единолично доминировать на поле любых онлайновых технологий. Вместе с интеллектуальной собственностью купленной компании Билл Гейтс и Фил Спенсер получат 400 миллионов активных игроков в месяц, и это куда более важный актив для будущих планов корпорации. «Фантастические франшизы Activision Blizzard ускорят наши задумки относительно облачных игр, позволяя большему количеству людей в большем количестве мест по всему миру участвовать в сообществе Xbox, используя телефоны, планшеты, ноутбуки и другие устройства, которыми вы сейчас уже владеете» – говорится в пресс-релизе компании, объявляющем о сделке. Это шаг в пост-консольный мир. Идея не в том, чтобы уговорить вас купить гаджет; речь идёт о том, чтобы заманить вас в экосистему.

Цель любого онлайн-сервиса – месяц за месяцем становиться всё более масштабным центром общения людей, заменой традиционным социальным сетям. Фил Спенсер, который после сделанного приобретения наверняка останется главой игрового подразделения, часто использует такое сравнение: «Мы можем смотреть Netflix где угодно. Я не знаю, где вы его смотрите, не знаю, где я буду его смотреть в следующий раз, но мы можем в любой удобный момент поговорить о шоу, которое там увидели. Я хочу, чтобы игры развились до похожего уровня». Такая логическая конструкция является отказом от классических «консольных войн», которые начались в эпоху противостояния Nintendo и Sega, а затем вышли на новый виток с появлением PlayStation. По словам Спенсера, это «наследие 1990-х годов, которое давно пора разобрать». И мы прекрасно видим, что в Microsoft перешли от слов к делу, вкладывая огромные средства в новое виденье будущего. Причём в отличие от Netflix, который в основном неинтерактивен, у игр есть собственная социальная структура. Как только вы заманите игрока в эту экосистему, вам будет намного проще продавать ему другие тематически связанные вещи, в том числе внутриигровые – за микротранзакции. Утверждение о том, что покупка Activision Blizzard является «кирпичиком для строительства метавселенной», безупречно вписывается в этот нарратив.

Однако это всё-таки планы стратегические, направленные за грань нашего сегодняшнего понимания. В краткосрочной перспективе игроков беспокоят более конкретные вопросы – произойдёт ли полный переход всей библиотеки тайтлов Activision Blizzard в эксклюзивную собственность Microsoft сразу? Какую творческую свободу получат разработчики, на каких проектах будет поставлен крест? Ответов пока немного (хотя в Microsoft поспешили успокоить, что действующие контракты пересмотру не подлежат), но одно можно сказать с уверенностью – для горе-наследников старой Blizzard, в которой были созданы эпохальные шедевры, это шанс покончить с внутренним бардаком, регулярно выливавшимся в публичные скандалы, и возможность снова делать качественные высокобюджетные игры. К сожалению, кроме отличных римейков бессмертной классики мы от «Близзов» в последние годы практически ничего не видели. Ну а Sony… Японским товарищам давно пора задуматься о том, не чужие ли они на этом празднике жизни. Да, консоли у них продаются лучше американских, да, есть бешеный ажиотаж на фоне дефицита производства, да, на подходе несколько топовых суперхитов, включая God of War: Ragnarok. Но прогресс стремительно мчится вперёд, и уже сейчас концептуальная стагнация и неповоротливость в освоении новых технологий выглядят серьёзной проблемой. Помогут ли тут чем-то новая версия дорогущего шлема виртуальной реальности и совместимость с предыдущими поколениями PS? Крайне сомнительно.


Автор:

Wired Gamer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Ну сделка очевидно направлена на ломовые многопользовательские бренды. Майки де-факто создают новую социальную сеть для онлайн-юзеров.

  2. W0x@:

    Я, интереса ради, на днях просмотрел входящие на данный момент в геймпас игры — файтингов нет, jrpg три старинные штуки, куча шутанов (в которые я не играю), по остальным показателям вроде ничего. Но точно не для всех. И эта сделка в смысле всякой любопытной японщины в качестве контента ничего не меняет.