Полтора часа до горизонта

Как часто достойные игры оказываются на обочине истории! Стираются из памяти, не оставляют последователей и поклонников – притом, что могут быть великолепно сделаны. Наверное, это судьба. Точнее – «не судьба». Не срослось, не стали первыми, вышли одновременно с хитом, были плохо разрекламированы, оказались неподходящими для массовой публики… Причин тьма. Слышали ли вы когда-нибудь название Over Horizon? Я так и думал. А слышали Gradius, Life Force, Galaxyan, R-Type? Разумеется, кто их не знает. Но Over Horizon ничуть не хуже перечисленных мастодонтов «скроллингового» жанра. И раз уж вы зашли в раздел ретро, я постараюсь убедить вас в очередной раз стряхнуть пыль с приставки (или запустить эмулятор) и попробовать эту игру.

Over Horizon – это скроллер, в самом очевидном смысле, без хитростей и уловок. Ну, вы понимаете: летит самолетик (в данном случае космическое судно) и уничтожает всех на своём пути. Всё это происходит с видом «сбоку» – тоже обычное дело. Однако присутствуют и не совсем типичные вещи. Наш кораблик обучен, не выполняя разворота, стрелять в обе стороны. Жмём кнопку «A» – снаряды летят вперед, жмем «B» – и орудия прикрывают спину. Для игрока это означает, что его ожидают постоянные нападения с тыла, но от этого, по-моему, только веселее. Вторая интересная особенность – влияние окружающей среды на геймплей. Обычно, когда на экране разворачивается яркий увлекательный экшен, на декорации внимания не обращаешь; главное – ни во что не врезаться. Тут всё не так. Чтобы не раздолбать свою посудину (смерть наступает быстро, достаточно одного пропущенного выстрела или касания), приходится расстреливать открывающие проход терминалы, бороться с течением из гигантских водопадов, и даже играть в своеобразный вариант «пятнашек», передвигая меткими залпами хитроумно расставленные куски льда. Изредка нам подкидывают несколько вариантов маршрута. В результате ничем особо не примечательные локации, среди которых космос, джунгли, фабрика, ледяная пещера и гигантский космический корабль, дарят весьма необычные ощущения.

В качестве замены выставленным по умолчанию пулемётикам предусмотрено дополнительное оружие. Его, правда, всего три вида: лазеры, бомбы и самонаводящиеся огненные шары (назовем их для краткости СОШ). Лазеры бьют только по прямой и обладают самой большой убойной силой. Бомбы чуть слабее, зато при попадании взрывают не только цель, но и всё вокруг. Последнее из списка – очень читерская вещь: снаряды летают рикошетом по всему экрану, сея смерть и разрушение. За удобство приходится платить низкой мощностью, но всё равно СОШ – лучший вариант для битв с боссами, поскольку не приходится извращаться, норовя попасть в уязвимые места. После апгрейда (сбора бонусов одного вида) тоненький лазерный луч становится толстым, вместо одной бомбы летят три, и не один СОШ, а тоже три СОШки.

Бонусам и «прокачке» создатели Over Horizon уделили особое внимание. По пути можно и нужно собирать дронов. Тем, кто играл в Gradius или Life Force, не стоит объяснять суть явления, для остальных скажу, что это такие маленькие помощники, дополняющие огневую мощь основного корабля своим посильным вкладом. Если вы соберёте максимальное количество дронов, боевой потенциал увеличится в три раза. Летают они в двух положениях: рядом со штурмовиком и на некотором отдалении от него, благодаря чему открываются просторы для тактических экспериментов. В узких коридорах подтягиваем их к себе и получаем кучный, точечный огонь. В случае необходимости отдаляем сателлиты и получаем размашистую веерную атаку. Переключение между режимами простейшее: нажимаем одновременно «A» и «B», и – вуаля!

Врагов много, они разнообразные и, что самое главное, меняются от уровня к уровню (не то, что в некоторых «леталках», где агрессоры отличаются только раскраской камуфляжа). Тут и механические доты, и различные органические твари и… Да кого здесь только нет! Но мы-то знаем, что главные противники в скроллерах – это большие и красивые боссы. Здесь они именно такие. Вот только слабенькие, не очень опасные и оснащённые лишь парой-тройкой приёмчиков. Перед смертью потрепыхаются немного – и всё. В этом моменте нагляднее всего проглядывает основная проблема – низкая сложность. Попотеть заставляет только последний, шестой уровень, но и ему далеко до любого этапа той же Gradius. «Жизни» раскиданы щедро, недруги вылетают из одних и тех же мест. Любой новичок за час-полтора без проблем пролетит за край горизонта…

Что касается сюжета, его здесь попросту нет. В принципе, для жанра ничего из ряда вон выходящего. Показали в финале картинку с изображением космического корабля – и хватит. Вы ведь не для этого сели в скроллер играть. Адреналин, сотни отправляющихся в вечность неприятелей, пушки, бомбы – вот что притягивает космических бродяг. Возможно, для кого-то это плюс, но я был очень расстроен и разочарован, когда при первом прохождении узнал, как скоро наступает финал. Была бы игра плохой, я бы так не огорчился. Но она не просто «не плохая» – она великолепная. Вроде бы во многом стандартный продукт, но это тот случай, когда сумма больше слагаемых. По всем параметрам – прекрасной графике, побуждающему из раза в раз переигрывать геймплею – Over Horizon должна занимать место в пантеоне лучших NES-овских скроллинг-шутеров, рядом с часто упоминаемыми в обзоре Gradius и Life Force.


Автор:

Sadoh

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.