Славная команда!
Так уж сложилось, что большинство игровых воплощений вселенной «Черепашек-ниндзя» привязано к мультсериалам, а не комиксовым первоисточникам. Первая волна тематических проектов посыпалась как из рога изобилия в конце 80-х, когда на экранах блистал растянувшийся на десять сезонов ситком от студии MW Films, из которого практически все видеоигры унаследовали визуализацию основных персонажей. Затем был довольно долгий перерыв (шутка ли – ни одного релиза на первой PlayStation), связанный в том числе с банкротством компании. Но уже в 2003-м права вернулись к основателям франшизы, Mirage Studios, которые при участии телевизионной империи Fox запустили новую эпопею на полторы сотни серий. Стилистика полностью поменялась как в самом мультике, так и в незамедлительно последовавших игрушках. Третий цикл стартовал в 2012-м и завершился в 2017-м. Необычность нового тайтла состоит в том, что парни из Tribute Games вернулись к самому первому сериалу, предоставив нам шанс снова увидеть черепах и их друзей такими, какими мы их запомнили и полюбили в детстве. Однако это далеко не единственное достоинство Shredder’s Revenge.
В первую очередь это просто отлично сделанный «битемап». Авторам не пришлось выдумывать ничего особенно нового, они взяли механику из каноничной TMNT: Turtles in Time 1991 года выпуска и расширили её. Играть можно вшестером одновременно, помимо квартета черепах в стартовом ростере присутствуют подружка земноводных Эйприл и мастер Сплинтер, а также секретный Кейси Джонс за кадром. Схема управления для всех героев примерно одинаковая, учиться с нуля за каждого не нужно, в то же время они ощущаются немного по-разному – у одного сильнее атака, другой проворнее, третий крепче держит удар, ну и прочее в том же духе. То есть по итогу это семёрка уникальных персонажей, обладающих собственным стилем, тактическими нюансами и фирменной суператакой, куда же без неё. В мув-листе можно найти ещё несколько интересных приёмов, раздвигающих рамки привычного черепахо-рубилова, в частности захват и дэш за спину противнику. Второе, кстати, пригождается довольно-таки регулярно, поскольку многие оппоненты завели привычку ходить со щитами или прикрываться оружием, спереди они почти неуязвимы.
Противостоящие вам сподручные Шреддера, между прочим, тоже большая творческая удача разработчиков. Рядовые «фут-клановцы», с одной стороны, сохранили привычное разделение «профессий» по цветам одежды (синие с мечами, жёлтые с бумерангами – ну, вы поняли), с другой, стали намного более живыми и весёлыми, превратились в полноценных звёзд спектакля. С их участием разыгрываются уморительные юмористические сценки, органично вписывающиеся в ауру пикселястой ретро-графики. Но и непосредственно в бою они куда более опасны, чем прежде, действуют разнообразно и осмысленно, подлавливая игрока на ошибках, не стесняются наваливаться с разных сторон. Боссы не сказать чтобы уж очень изобретательные, по две-три атаки на брата, но схватки с ними в большинстве случаев не дуэли с глазу на глаз, а куча мала в компании с пёстрой пехотой. Стоит ли говорить, в какой лютый шабаш всё это превращается в коопе из шестерых игроков; только успевай следить, куда улетел твой Микеланджело. Особенно остро проблема ощущается в традиционных ездовых этапах, где герои находятся в постоянном движении, скажем, мчатся на досках над Нью-Йорком. Впрочем, неудобства сполна компенсируются азартом и искренней радостью от забытых ощущений из детства.
Проходить игру можно в одном из двух режимов – «Аркадном» и Story Mode. Первый, понятное дело, махровая классика. На старте выбираете себе персонажа, дальше преодолеваете шестнадцать не особо длинных, но насыщенных действием этапов с ограниченным запасом жизней и продолжений, в финале смотрите мультик и радостно выдыхаете. Во втором случае уровни те же самые, однако одолеваются они несколько иначе. Появляется карта города, по которой вы можете свободно перемещаться между уже открытыми точками и переигрывать понравившиеся эпизоды заново. На самих этапах выдаются задания, прочитать которые можно на паузе. Обычно это что-нибудь совсем простое – например, завалить два десятка солдат Шреддера суператакой, или заманить пятерых в ловушки. В награду получите различные бонусы, а если спасёте пленённых энписи, то секретные поручения. Кроме того, после каждого уровня позволено менять персонажа, а достигнутые результаты, разумеется, сохраняются. По большому счёту, Story – это комфортный «изи мод», тогда как «Аркада» – посконный хардкор на полтора часа чистого геймплея. Подход, на мой взгляд, абсолютно правильный. Не все любители старины готовы бросаться на амбразуру, должен присутствовать честный и не унижающий человека выбор, а не как в Cuphead, где на лёгком уровне полноценно пройти сюжетку невозможно.
Возвращаясь к началу обзора, стержнем притяжения служит всё-таки атмосфера. Начиная с визуального оформления, в котором не просто выдержана стилистика культовых «Черепах» из восьмидесятых, а запрятана куча деталей того времени – обстановка в офисе, автомобили тех лет и прочее погружение в эпоху. Вдобавок к этому видеоролики, аутентичное звучание, легендарная заставочная песня в бодрой аранжировке и озвучка квартета главгероев оригинальными голосами актёров из мультсериала 1987 года (они все живы и в строю!). За саундтрек отвечал успевший сделать себе имя в среде ретроманов композитор Тьягу Лопеш, отличившийся в работе над Sonic Mania и Streets of Rage 4. Парень явно нащупал свою нишу – снова безупречный результат на довольно тонком и требующем понимания материале. Даже предельно наивный сюжет ничуть не портит впечатление. Злодеям в очередной раз зачем-то понадобилась статуя Свободы… Что ж, вернём на место, нам не впервой! Хотя даже те, кому впервой, едва ли увидят в такой завязке нечто предосудительное, она идеально гармонирует со всем остальным.
Помимо прочего, в Shredder’s Revenge заложен огромный потенциал многократного прохождения. Нет сомнений, что рано или поздно появятся DLC, которые добавят ещё больше контента в Story Mode, а кроссплатформенный мультиплеер уже официально анонсирован. На релизе сражаться в общей тусовке могли только обладатели систем из семейства Microsoft, после патча к ним присоединятся владельцы остальных платформ. Свои двадцать баксов на консолях она отбивает с лихвой, а в отечественном «Стиме» так вовсе раздаётся почти даром. Настоящий подарок ретрофилам, живой кусочек детства, а в чём-то даже круче, чем тогда.
Автор:
Neon Knight
Никогда не считал это хорошим геймдизайнерским решением, ни в раньшие времена, ни в нынешние.
По поводу Cuphead не соглашусь. Не считаю выбор унижающим. Игра позволяет себя пройти, просто не открывает двух финальных боссов, один из коих является жирнющей отсылкой Gunstar Heroes. Раньше ведь тоже было, что «изишный» режим является тренировочным, а чтобы открыть последние уровни и оценить истинный замысел разработчиков, изволь, но совершенствуйся. Продемонстрируй свою любовь к игре, и тогда она ответит тебе тем же, ибо ты покажешь, что игру прошёл не ради некой галочки, а в твоих поступках кроется нечто большее. Мне кажется, тем самым игра даёт выбор: первым она предлагает себя только попробовать, но тем, кто её распробовал, она дарит нечто большее, чем встреча на один день.