Бесконечный космос

Можете со мной спорить и швырять в меня тяжёлыми предметами, но я считаю заблуждением мнение, будто стратегиям на консолях не место. Особенно тем стратегиям, которые «пекари» гордо называют Grand, сиречь – «глобальные». Как аргументы в пользу своей точки зрения могу привести Civilization II для PS one, две части XCOM для неё же, обновлённые XCOM для X360. Всё это дело и выглядит отлично (по крайней мере, не хуже, чем на ПК), и вполне играбельно с геймпада. Поэтому нытьё по поводу «Да как можно «портировать» тех же «Героев» или Disciples на седьмое или восьмое поколение, это же вообще другой тип гейминга?» я считаю отмазкой рукожопых лентяев. Тем более пару лет назад вышло очередное доказательство состоятельности глобалок на приставках. Stellaris: Console Edition осчастливила владельцев XBO и PS4 в феврале 2019 года, предложив полностью переделанный интерфейс (причём занимались переделкой Tantalus Media, до этого адаптировавшие к домашним системам Cities: Skyline), вполне сносное управление геймпадом и – тот самый Stellaris, который полюбили миллионы игроков по всему миру.

Давайте вспомним, как появился на свет этот феномен игровой индустрии. История Stellaris, по одной из версий, началась в мае 2015 года, когда вышла третья часть знаменитого сериала Galactic Civilizations. Глава эта, несмотря на очередную восторженную рецензию в «Игромании», у людей адекватных вызвала ряд вопросов. Во-первых, она выглядела старше своего возраста лет на восемь. Шутка ли, Sins of Solar Empire 2008 года на скромном Iron Engine смотрелась в разы лучше, а ресурсов кушала не в пример меньше. Во-вторых, обещания создателей сделать, наконец, впечатляющие космические сражения на поверку оказались пустой брехнёй. Потому что мультики про войнушку вместо нормальных тактических битв впечатляли не так чтобы сильно.

Возможно, это всего лишь слухи, но говорят, что именно спорная Galactic Civilizations III, от которой фаны многого ждали, подтолкнула группу заинтересованных лиц из шведской студии Paradox Development (серии Europa Universalis и Crusader Kings) представить своё виденье жанра 4X. В августе того же 2015 года на выставке Gamescom шведы анонсировали Stellaris, обещавшую стать самой большой стратегией про космос за всю историю компьютерных игр. За основу был взят собственный «движок» Clausewitz Engine, впервые использованный в Europa Universalis III в 2007 году и доработанный до второй версии в Sengoku 2011 года. К написанию музыки привлекли вошедшего в постоянный состав Paradox Андреаса Вальдертофта, чьи наиболее известные работы можно услышать всё в тех же Europa Universalis, Crusader Kings и Hearts of Iron, а в качестве источника вдохновения подразумевались Star Control 2 (в части исследовательского духа), Master of Orion 2 (в части сеттинга и конструктора кораблей) и Europa Universalis IV (в части менеджмента). Несмотря на поистине галактический масштаб работы, релизная ПК-версия появилась уже в 2016-м. А в начале 2019-го подоспела Console Edition. Причём не по задвоенной цене – базовая версия стоила те же 40 нефтедолларов, что и вариация из Steam. За Deluxe Edition просили уже 60, но эта цена оправдана бонусами в виде стори-пака Leviathans и расширением Utopia, не самыми свежими, но добавляющими немало интересностей. Положа руку на сердце, я бы купил даже втридорога, потому что настолько крутой стратегии на консолях больше попросту не существует.

Чтобы понять, насколько Stellaris превосходит всё, что выходило в жанре до неё, достаточно сказать, что средняя по размеру галактика в партии здесь насчитывает шестьсот звёзд. Шестьсот, понимаете? У конкурентов этот показатель на «гигантских» картах едва превышал сотню, а тут более полутысячи на средней. Вокруг каждой из этих звёзд к тому же вращается несколько планет, на многих из них находятся любопытные аномалии, которые стоит исследовать. В чём состоит второе важное преимущество Stellaris – она довольно много внимания уделяет первой «Х» из аббревиатуры 4Х. Исследовать космос интересно, почти каждая аномалия – это маленькая история, один из кусочков мозаики, из которых выстраивается общая картина мира. Видно, что авторы не на шутку заморочились с текстовой частью – она великолепна и вызывает столько же эмоций, сколько вызывала в первых «Галактических Цивилизациях» в год их выхода.

Ну а далее всё может показаться знакомым – выбираем расу, исследуем и колонизируем планеты, налаживаем контакты с соседями и наращиваем флот. Впрочем, дьявол, как говорится, в деталях. «Время» здесь смешанное – можно поставить на паузу, раздать приказы и запустить часы на одной из нескольких скоростей. Этого очень не хватало той же «Солярке», например, ну а сами Stardock в Galactic Civilizations даже в 2015 году не отказались от классического пошагового режима. Ещё один момент – никто не даст вам строить шахты и отправлять в них колонистов, пока целевая система не изучена всесторонне. Это похоже на правду больше, чем ситуация из кинофильма «Чужой. Завет». Для изучения систем и исследования аномалий используются специальные корабли класса «Исследователь» (равно как для строительства форпостов применяются «Строители», а для колонизации «Колонисты», хмыкает Капитан). Фокус в том, что сам по себе «Исследователь» ничего не может сделать без офицера по науке, которого вам нужно нанять и назначить на корабль.

Раз уж затронули тему офицеров, то перейдём к лидерам. Их несколько типов: офицеры по науке и учёные (таки да, прогресс сам себя не двигает, нужно садить людей с лупой на каждое из направлений научного поиска, чтобы они его подпинывали), губернаторы для планетарных бонусов, командующие флотом и предводители наземных войск. В отличие от многих игр про покорение космоса, лидеры здесь смертны, так что помимо личностных качеств нужно ещё смотреть на возраст претендентов. Пятидесятилетний старик может скоро помереть, а зелёная молодёжь не обладает необходимыми для дела навыками, соответственно лучший вариант – золотая середина. В определённый момент происходит встреча с иными расами, далее можно вести дипломатические игры, создавать федерации и альянсы, устраивать войны на уничтожение. Здесь тоже имеется любопытный момент – соседи способны закрыть от вас границы, даже со справкой об отсутствии коронавируса вы на их территорию не попадёте (история, кстати, взаимная). Зато любой расе можно навязать соперничество и померяться причиндалами. Просто так атаковать соседей нельзя, сначала нужно предъявить притязания и объявить войну. Всё как в цивилизованном обществе.

Что касается битв и флота, то здесь игра ближе ко второй части Galactic Civilizations, правда, с поправкой на какой-никакой реалтайм. Конструктор есть, но если нет желания с ним заморачиваться, суда будут автоматически упаковываться по последнему слову техники. Бои на планетах и в космосе не тактические, компьютер рассчитывает победителя на основе показателей военной мощи каждой из сторон. Это, конечно, досадное упущение, но разработчикам, видимо, пришлось пойти на некоторое упрощение боевой части в угоду аппаратным требованиям, ибо просчитывать в реальном времени ещё и мелюзгу средневзвешенной машине того времени (а игра, напомню, изначально вышла на ПК) было бы тяжко (в уме до тысячи систем единовременно). Главный сюрприз для игроков – попытка авторов разбавить скуку поздних этапов как в любой 4Х-стратегии путём введения глобальных кризисов, возникающих тогда, когда вы уже достаточно разовьётесь.

Вроде бы всё замечательно, название проекта можно высекать в камне в назидание прочим игроделам, но, к сожалению, есть пара малозначительных недостатков. В первую очередь это высочайший порог вхождения. Жанр вообще не очень любит новичков; вам придётся потратить некоторое время на изучение экономической модели и системы мировоззрений, дабы не загнать себя в угол с самого начала. Второй негативный момент связан с излишней затянутостью партий. Большую карту можно мусолить месяцами, на среднюю часов уйдёт немногим меньше. Порой просто устаёшь поступать правильно и отправляешься выжигать инородцев. К счастью, изъяны компенсируются высочайшим качеством геймплея, отличным визуальным исполнением (хотя больше половины игрового времени вы всё равно проведёте на глобальной карте с чисто условной графикой), потрясающей музыкой (особенно хороши версии композиций с Мией Стегмар на вокале) и практически идеальным мультиплеером. Stellaris – действительно самая большая стратегия из созданных когда-либо. Пусть иногда это ей вредит, но она напоминает нам о том, что космос бесконечен. Сыграть в неё определённо стоит всем, кто любит 4Х и игры про космос. Всех благ!


Автор:

Вадик Тимошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Атма:

    «садить» no