Длинные шахматы с танчиками

«Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой;

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой».

 

«Катюша»

 

…Примерно что-то в таком духе мог напевать стандартный самурай образца 1998 года, скручивая провода «самой совершенной игровой системы» и расчехляя старую верную катану Super Famicom (она же Super Nintendo в западных селениях). Потому что Intelligent Systems спустя 10 лет на радость фанатам подняли, отряхнули от пыли и, не обезобразив трёхмерностью, соорудили солиднейший римейк самой первой Wars (приобщение к серии широких масс состоялось лишь с выходом заслужено разрекламированной Advance Wars (2001)). Далее порядок действий нашего радостного вояки мог развиваться двумя путями:

1). Испив пару-тройку чарок молодого сакэ, можно было направиться в ближайший киоск за журналом Nintendo Power, к которому прилагалась Super Famicom Wars.

2). Выпив бутылку русской водки, становилось возможным разобраться, как привинтить к любимой 16-битке блок для приёма специальных каналов спутникового телевидения (Broadcast Satellaview), чтобы оттуда нахаляву слить куцую демку вожделенной игры.

При любом раскладе, нетрезвого японского человека после успешного приобретения игры встречала смешная заставка и великое множество настроек, в кои воистину страшно соваться без «Геймфака» (да и там до сих пор нет полного взаимопонимания). Преодолев шквал разбросанных бирюлек, можно узреть отлично нарисованную пошаговую стратегию#1, за которой не грех скоротать холодные зимние вечера и душные летние каникулы. Сюжет, конечно, останется тайной за семью печатными машинками в шкафу моего дедушки. Не в последнюю очередь потому, что проявить себя идеи сценаристов особенно и не стремятся…

Справка #1: Пошаговые стратегии – это шахматы в виртуальной обёрточной бумаге, ибо:

а) ратное поле вместе с ландшафтом разбито на аккуратные клетки;

б) войска – те же самые фигуры: стоят на месте, пока их не двинешь, ходят и бьют по мере сил и возможностей (грубо – танк по горам ползать отказывается, подлодкой по самолёту не стукнешь);

ц) ход, как правило, равен одному дню, в течение которого игрок волен пакостить всем чем ему угодно (но два раза кантовать одну и ту же пешку, понятное дело, никто вам не дозволит);

д) как и в шахматах, в пошаговых стратегиях легче живётся продумывающим свои действия далеко наперёд ботаникам.

Перекочевавшее прямиком из оригинальной войнушки противоборство красной и синей армии (Red Star и Blue Moon) – первый игровой режим Super Famicom Wars. Лёгкие пертурбации в структуре юнитов, чуток подправленный баланс, всё та же возможность выбрать любую из сторон с тем, чтобы на пятнадцати классических картах (плюс по одной финальной) с треском уложить соперника на лопатки. При игре за синих, красной армии выдаётся существенная денежная фора, дабы территориальное преимущество разной степени запущенности не давало слишком очевидного преимущества. Так что если кто не играл в Famicom Wars (1988) , а очень хочется – эстетичнее, приятнее и намного полезнее для нервной системы это сделать в римейке. Вступать в перепалки с языком Харуки Мураками придётся так или иначе. Тут кто-то воскликнет, что для восьмибитной игрушки существует патч с переводом, но его финальные версии – возражу я самому себе – это уже скорее хак с добавлением «отсебяшной» графики.

Второй режим – свеженькая свара дебютировавших зелёных и злобно-твердолобых жёлтых (Green Earth и Yellow Comet). Фактически, это «хард» – карты здесь абсолютно новые, невиданные, гораздо более тяжеловесные и сложные. Если думаете брать японцев, знайте – обиженных зелёных иногда компенсируют двойной ставкой за город! Бои длятся дней по тридцать-сорок с гаком, пробки из-за скопления понастроенных юнитов – естественная ситуация (о, как ласкает ухо скрежет металла под звонкое песнопение родных «Катюш»!). Финальные битвы – это вообще что-то с чем-то под сотню ходов! Здесь же взыскательных военноначальников потчуют рядом мелких дополнений и новшеств, из которых нужно выделить и подчеркнуть жирным маркером захват на радарных станциях ГигаТанков (ну очень твёрдокаменных, и при этом обладающих крутой проходимостью махин) и наличие на некоторых локациях железных дорог, по которым можно пускать бодрый бронепоезд. Последний служит самым скоростным средством передвижения для двух наземных юнитов и убойной огневой точкой; а как следствие – ключевым, задающим тон всему сражению элементом.

Ну и для самых воинственных, уважающих большие «мясорубки» граждан, напоследок припасён конфликт всех четырёх сторон. Учитывая явный раритет платформы и специфику Super Famicom Wars, набрать четырёх реальных игроков было бы сложновато даже нашему японскому другу из первого абзаца, а уж спустя десять лет почти невозможно вообразить, насколько укуренной должна быть публика, чтобы потянуться к 16-битной пошаговой стратегии, с ног до головы испещрённой катаканой. Есть ещё компьютер, непредсказуемое поведение коего можно смело помножить на три. Определять стратегически важные для захвата точки сложнее в разы, брать в союзники искусственный интеллект в лице одной из армий (есть и такая возможность) вообще не рекомендуется – по-человечески не сработаетесь. А так всё то же самое, за исключением огромного столпотворения на пятачках суши, смахивающего более всего на самонарезающийся и самозамешивающийся салат «Оливье».

Поколдовав в настройках, можно приправить всё это благолепие жутко навороченной системой «прокачки» боевых единиц (увы, действенной лишь в пределах одной битвы), партизанщиной (Fog of War) или победой по факту захвата ¾ населённых пунктов на карте (Capture Victory). Последнюю опцию смело включайте в режиме четырёхстороннего конфликта. А вот украшательства в лице прикольных анимационных вставок лучше отрубить. Есть ещё выбор командоров с тьмой мелких индивидуальных отличий («суперов» на тот момент ещё не придумали), но тут уже я вам не советчик. Это наименее изученный, ещё ждущий своих исследователей и энтузиастов момент игры. На моей памяти объявления о начале работ по переводу вывешивались раза три, даже скриншоты засвечивались… А танки и ныне там.

Но совсем не обязательно шарить с лупой в опциях для того, чтобы столкнуться с самым вкусным, уделывающим даже неожиданный бронепоезд сюрпризом. Он сам, так сказать, с первых минут набрасывается на бойцов вашего ополчения. Речь идёт о необычно сильной игре компьютера, за одами и овациями в честь искусственного разума которого можете сходить на «Геймфак»; лично я, отказывая в высоколобости (всё-таки ни разу не продул!), готов признать за противником неслыханное для серии коварство! Неприятель извивается, как угорь на сковородке, осторожничает, хитрит, то отступая, то умышленно жертвуя фигурами (к примеру, рассчитывая до подхода подкрепления удержать позицию). Проиграть, может, вы и не проиграете, но проворонить одну из ежеминутных уловок и вилок можно в два счёта! Тем самым общий исход сместится на добрый десяток ходов, где вам не единожды будет предоставлена возможность вновь накосячить.

Выливается всё в тяжёлую и крайне долгую в прохождении вещь. Наскоком за неделю, да что там – за месяц не пройдёшь! По личному опыту, в самый раз подойдёт гонять вечерами на даче, но не у всех имеется в загашнике загородный домик и гора свободного времени. Если взглянуть более широко, Super Famicom Wars – это не только малость непонятный, красивый, с юмором сделанный римейк, но и боевые учения, генеральная репетиция грядущих игр серии#2. В Advance Wars отличия между командорами станут более заметными (одни щёгольские супер-атаки чего стоят!), а в Game Boy Wars 3 прокачка распространится на всю военную кампанию – мостик чётко просматривается. Не знаю, сколько смелых самураев образца 1998 года в конце концов осилили эту игрушку, но разочарованными они уж точно не остались. Сейчас, при нынешнем темпе жизни, большой вопрос – много ли найдётся в наших краях желающих положить кучу времени на эти очень длинные шахматы с танчиками.

Справка #2: Wars – серия пошаговых стратегий с двадцатилетней историей, которую условно принято разделять на четыре направления:

1). Famicom / Super Famicom Wars – оригинальная игра в 8- и 16-битных форматах;

2). Gameboy Wars / Turbo / 2 / 3 – постепенно видоизменившиеся в самостоятельные, далёкие от первоисточника, портативные стратегии. О третьей части, вершине ответвления и моём личном фаворите, можно почитать в GDD №5.

3). Advance Wars / Black Hole Rising / Dual Strike / Dark Conflict – осуществившая блестящий захват симпатий англоязычной публики линейка для GBA / DS.

4). Battalion Wars / 2 – тяжёлая артиллерия для старших нинтендовских систем (GameCube, Wii), совсем другой жанр, по описаниям в интернете войнушки чем-то напоминают War Games для PS one.


Автор:

Maxo

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.