Парень хоть куда

Друзья, есть у меня клон Sega Mega Drive под названием Magistr Drive. Однажды захотелось проверить, будут ли работать там игры от предыдущей «сеговской» приставки, Master System. Пошаманил. Постучал в бубен. Немного поколдовал. Докладываю: работают. Раз такое дело – значит, нужно потестить совместимость. Стало быть, пошёл по списку. Попался мне на глаза практически сразу Aladdin. Запустил. Нахлынули воспоминания по тем чудесным временам, когда не у всех были видаки с кассетами, на лентах коих хранились гнусавые озвучки. На одной из таких в моей коллекции когда-то присутствовала (а может, до сих пор где-то жива?) эпичная «диснеевская» полнометражка 1992 года выпуска «Аладдин».

Если вдруг запамятовали, это экранизация одной из арабских сказок цикла «Тысячи и одной ночи». Протагонистом выступает воришка-босяк Аладдин, волею судеб оказавшийся втянутым в политическую интригу: нехороший визирь Джафар жаждет стать правителем Аграбы посредством государственного переворота. Конечно, дети вряд ли способны узреть нечто столь серьёзное, зато они увидели прекрасную «диснеевскую» анимацию тех лет, интересных персонажей, услышали кучу песен, а также радостно встретили победу добра над злом, причём без оттенков серого. Согласно данным отечественного «Кинопоиска», при бюджете в 28 миллионов долларов сборы в одних только США составили 217 с хвостиком миллионов вечнозелёных президентов. С учётом вышедших продолжений, сериалов, видеоигр, иной мишуры, смею предположить, что франшиза оказалась грандиозно успешной.

Разумеется, по мотивам такого шикарного первоисточника должны были расплодиться, как грибы после дождя, видеоигры для различных платформ. Они и расплодились, причём не только лицензированные, но также от китайских бабаев. Мы всё-таки остановимся на первых. Версий было очень много, делали их разные команды разработчиков. Лучше всего запомнились, конечно же, обе 16-битные, поскольку были они красочные, весёлые, а главное – появились на самом пике своего поколения консолей. В производстве «сеговской» принимала активное участие компания Disney. Чуть меньше повезло игре для Super Nintendo – её отдали на откуп японцам, зато в рядах девелоперов оказался сам Синдзи Миками, будущий «отец» Resident Evil и живая легенда всей индустрии. Впрочем, это уже совсем другая история. Свой кусочек пирога урвали также владельцы портативных Game Boy и Game Gear. По моим детским воспоминаниям, был даже «порт» для компов с DOS-системой, основанный на «сеговском» релизе.

Ну а что же вариация для 8-битной Master System, ради которой я полез во всё это приключение? Она стоит особняком, ни одну из 16-битных напрямую не копирует. Тут мне пришла в голову неожиданная идея. Знаете, что? Давайте у нас сегодня будет не просто обзор, а вспомним старую добрую рубрику «Ринг» из бумажного «Великого Dракона», где нередко сопоставлялись не только разные представители одного жанра, но и различные версии одного и того же проекта для нескольких приставок. Итак, встречаем бойцов: в одном углу ринга – захудалый доходяга родом с SMS, в другом – силач, качок, атлет, красавец и любимец женщин с чёрным поясом MD. Бокс!

Cразу загибаем пальцы: на MD больше уровней, есть бонусные этапы с Абу. Естественно, больше анимаций, причём некоторые элементы взяты прямиком из мультфильма, будь то потеря штанов солдатами визиря, или факир, кидающий ножи. Первый раунд – бесспорные 0:1 в пользу фаворита.

Стартовый уровень на MD знакомит нас со всеми базовыми компонентами геймплея: Аладдин умеет орудовать мечом, кидать яблоки, прыгать, бегать, лазать по канатам. Набор, в общем-то, стандартный для платформеров, придраться не к чему. Посмотрим теперь на SMS: первые два этапа представляют собой раннер наперегонки с преследующим героя солдатом. Только на третьем уровне мы видим платформер, то есть, по сути, приступаем к ознакомлению с основными механиками. Довольно странная презентация. Видеть такое прежде доводилось – скажем, в Vice: Project Doom на «Денди», начинавшейся почему-то с гонки, после которой следовала собственно игра. Но всё равно странно. Счёт: 0:2.

Как сказано выше, бонусные мини-игры присутствуют только на старшей «Сеге». Там Абу должен уклоняться от каменюг, летящих в него сверху, при этом собирать драгоценные камни и иные ништяки. Также после каждого уровня есть казино, в котором разыгрываются различные призы. 0:3. MD лидирует!

Музыка? В обоих случаях композиции близки к мультфильму. Паритет. 1:4.

Разнообразные отсылки? Снова MD побеждает: на многих уровнях есть элементы, недвусмысленно намекающие на различные произведения студии «Уолта Диснея». Счёт: 1:5.

Не пора ли арбитру остановить избиение? Но погодите, что это за мелодия зазвучала в ушах задохлика, не её ли слышал Рокки Бальбоа перед тем, как вернуться из нокдауна и стать чемпионом? Неужели он ещё на что-то надеется?!

В версии для MD статичные картинки между уровнями, сопровождаемые текстом. Скукотища. Другое дело на SMS – полноценные мультики. Конечно, анимация простенькая, зато как влияет на атмосферу! Вот вам уже 2:5.

Едем дальше. На всех этапах MD-релиза Аладдин бегает одинаковым оборванцем, в то время как на SMS разработчики озаботились тем, чтобы герой прибыл во дворец султана при своём парадном одеянии. Не поленились дополнительную модельку разукрасить! Справедливые 3:5.

Безусловно, по количеству уровней MD выигрывает, но вот по разнообразию определённо вырывается вперёд SMS. На старшей «Сеге» у нас только платформерная часть и полёты на коврике. На младшей добавились упомянутые выше раннеры, а платформерные этапы, между прочим, вовсе лишены экшена – там надо обследовать лабиринты и собирать предметы. Меч дают в руки только один раз, когда надо победить змеюку-Джафара. Кому-то это, вероятно, не понравится, но всё-таки игра более разносторонняя, а также близкая к логике и содержанию мультфильма. Там Аладдин кого попало мечом не рубил. 4:5.

Пускай буду субъективен полностью, но на MD в геймплейных сегментах ни в каком виде не завезли Джасмин, в то время как на SMS с ней целых два эпизода: первый раз Аладдин спасает возлюбленную из лап торговцев, а в другой раз летает вместе с ней на ковре-самолёте. Однозначно +1 в копилку SMS. Итого: 5:5. Честная ничья!

К чему это всё? Да к тому, что есть порох в пороховницах у братьев наших меньших. Порой его нужно уметь разглядеть. Конечно, проекты из разной весовой категории – было бы глупо напрямую сравнивать, скажем, уровень визуализации в целом, или анимацию спецэффектов. Однако открыть для себя столь удивительную версию, казалось, давно известной игры, было приятным сюрпризом. А заодно присмотреться поближе ко всем остальным. Aladdin всё же удивительная штуковина, сравнить можно разве что с RoboCop versus the Terminator – там тоже под одним названием скрывается пять совершенно разных игрушек. Всем спасибо за внимание, ну а я, пожалуй, продолжу изучать библиотеку Master System – вдруг там встретится ещё что-нибудь не менее увлекательное?


Автор:

Дмитрий «Рексарыч» Пасько

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Neon Knight:

    Найн. На Денди переделка снесовского. Эта версия только на Game Gear ещё выходила.

  2. Сергей:

    Я правильно понял, что такой же Alladdin был на Dendy?

  3. Атма:

    Классный формат статьи good