Прощальная гастроль
Недавняя попытка возродить былую славу легендарных боевых жаб закончилась не то чтобы полным провалом, но явно не тем триумфом, которого ожидали разработчики. Олдскульная публика категорически не приняла обновлённую визуальную стилистику, современным геймерам едва ли пришёлся по вкусу довольно сумбурный геймплей. Ну а раз так, то самое время снова поговорить о тех жабах, которых мы застали в лучшие времена. Тем более такой замечательный повод – аркадной Super Battletoads, ставшей финальным эпизодом всего цикла, в этом году стукнуло тридцать лет. Закат франшизы многие специалисты связывают с наступлением эпохи 3D-графики, что в целом верно, хотя последние игры серии были достаточно устаревшими прежде всего концептуально. В этом плане Super Battletoads очень показательна – её авторы пытались нащупать нечто оригинальное, однако получился всего лишь очередной примитивный «битемап», по-своему очаровательный, только не заслуживший ни долгой народной памяти, ни «портов» на домашние платформы.
Самые удачные главы – дебютная и кроссовер с Double Dragon – запомнились не просто хардкорностью, а великолепной постановкой. Хотя ключевой набор механик по ходу действия особо не менялся, на каждом уровне происходило нечто необычное, захватывающее – то чумовая гонка на скутерах, то плаванье по лабиринту, то спуск на канатах, то прыжки по гигантским змеям. Никакой монотонности и скуки. Автомат вроде бы тоже пытается следовать формуле, из шести этапов четыре различаются видом на происходящее, а финальный вовсе шутер. Но вот каждый из них внутри – повторение одних и тех же стычек с практически одинаковыми врагами, крайне похожими добиваниями и тремя видами дополнительного оружия на всю игру. Двухкнопочное управление – такое же, как на «Денди»: прыжок, удар, разбег при двойном нажатии «стрелки» направления. Только ощущается ещё более примитивно благодаря бесхитростному левел-дизайну. Конечно, этап на ракетном ранце в корне отличается от остальных, но сам по себе он одинаковый от начала до конца. На других та же история, пускай один сделан с вертикальной плоскостью перемещения, а следующий с чистым боковым скроллингом – свежесть впечатлений улетучивается за считанные секунды.
Троица персонажей различается габаритами и боевыми приёмами, но вот с балансом есть серьёзные проблемы. Более-менее удобно играть только за громилу Пимпла, худосочные Раш с Зитцем заметно хуже попадают по противникам, а при нападениях с разных сторон становятся едва ли не беспомощными. Атака в прыжке у всех героев, мягко говоря, не очень удачная, правда, кроме как на боссах применять её особенно негде. Поединки с главарями не столько сложные, сколько утомительные. У них почти всегда есть какая-нибудь имбовая контра, перешибающая любую попытку подойти ближе, а гигантская крыса с пятого этапа откровенно читерит своим наскоком сверху. Маячит за всем этим тривиальное желание растрясти игрока на монетки. Один кредит даёт всего две попытки, улетающие в трубу практически моментально. Трудно поверить в то, что опытные разработчики не видели или не понимали масштаб перекосов. Да, «Жабы» всегда были хардкором, но – честным хардкором, рассчитанным на реакцию и хорошее понимание принципов игровой механики. Super Battletoads в большей степени про хаотичный баттонмэшинг и настойчивый фанатизм играющего.
А раз так, то радоваться нужно в первую очередь фансервису. Качественной рисованной графике с любимыми в народе эффектами масштабирования спрайтов, фирменному юмору с чернушным оттенком, каноничному образу сексапильной Тёмной Королевы. А также возможности зарубиться втроём с приятелями, взяв себе по персональной жабе. Мультиплеер даром что кооперативный, позволяет задорно соревноваться друг с другом за призовые баллы, поскольку в конце этапов производится тщательный подсчёт, кто скольких врагов запинал. Сами противники, как сказано выше, слишком откровенно дублируются (в лучшем случае – три модельки на один этап), но оформлены они со вкусом, в идеально подходящем миру Battletoads трэшово-панковом стиле. Дизайн боссов – на твёрдую «пятёрку». Таким вот неоднозначным получился уход на долгие каникулы некогда весьма почитаемых публикой супергероев. Вернулись они четверть века спустя совсем другими, покурили в тамбуре и снова удалились на покой. Возвратятся ли снова – кто его знает. Но запомним мы их всё же такими, как в начале девяностых, когда небо было голубее, игры азартнее, а Тёмная Королева возбуждала мечты о недоступном.
Автор:
Neon Knight
Собрал аркадный джойстик. Это была одна из первых игр, кою опробовал на нём. Настольгия.
Игра в своё время понравилась кровищей, но в целом да — битэмап без претензий на лавры BT&DD