В нашем журнале не раз заходила речь о детище компании Falcom, длиннющем ролевом сериале Trails (ответвлении ещё более древней эпопеи Dragon Slayer). Хронологически сначала шёл цикл Trails in the Sky, далее следовала дилогия с неофициальным названием The Crossbell Saga, ну а венчала историю Trails of Cold Steel. Перевод игр всегда проходил с большим трудом, ибо хронометраж многих представительниц серии переваливает за шестьдесят часов, в том числе благодаря громадному количеству текста. Из-за этого локализация одного выпуска затягивается буквально на годы. Все эпизоды с подзаголовком Sky появились на западе с опозданием в несколько лет, поэтому чтобы не отставать совсем уж неприлично от убежавших вперёд японцев, англоязычные издатели решили «перепрыгнуть» Crossbell и успели выпустить Cold Steel на актуальной в ту пору PlayStation 3.
Промежуточная мини-серия оставалась недоступной японо-неговорящим людям, пока за дело не взялась любительская группа, создавшая свой перевод. Мало того, что их английский по качеству способен дать фору профессионалам, так ребята не поленились добавить новый функционал, делающий геймплей значительно удобнее. Благодаря этим людям обладатели ПК и PSP смогли по достоинству оценить обе пропущенные игры. Всё бы было хорошо, но тут проснулись NIS America. Будучи правообладателями, они потребовали перестать распространять неофициальный текст, так как внезапно сами решили выпустить Crossbell Saga. При этом за основу локализации взяли готовый вариант, созданный энтузиастами, который хоть и подвергся редактуре, всё же не сильно отличается от оригинала. Украсть чужую работу, запретить её распространять, а потом продавать как свою с минимальными изменениями – такую наглую контору ещё поискать. Единственная заслуга NIS в том, что тайтлы теперь легально продаются на PS4 и Switch. Рассмотрим каждый из них.
The Legend of Heroes: Trails from Zero
В первой половинке дилогии нас ждёт следующая завязка. В городе-государстве Crossbell популярность полиции упала ниже плинтуса. Дескать, служивые не помогают населению, преступления не раскрывают, злоумышленников не ловят. Для улучшения имиджа госорганов создаётся отдел S.S.S., задача которого – откликаться на просьбы граждан и решать их проблемы. Новоиспечённая группа состоит всего из четырёх человек, коими придётся управлять почти всю игру. Малое количество героев компенсируется их проработкой, характеры раскрываются в полной мере. Лишь на некоторых заданиях им помогают временные гости, в том числе знакомые по Trails in the Sky. Структура прохождения несколько изменилась по сравнению с серией-предшественницей. Большую часть времени мы находимся в самом Кроссбелле, а не путешествуем по разным городам. Мегаполис состоит из нескольких разноплановых районов, каждый со своими проблемами и внешним видом. Иногда доведётся изучать пригородные территории – крупную больницу, выращивающую продовольствие деревню и кварцевую шахту.
Проработке мира уделено огромное внимание – игрок в деталях узнает, что делает Кроссбелл уникальным, запомнит десятки NPC с постепенно развивающимися личными историями и сроднится с харизматичными главными героями. В Zero, а впоследствии в Azure, лучший сюжет из всех Trails благодаря его «политической» окраске. Маленький Кроссбелл находится между двумя соперничающими крупными странами – Эребонской Империей (по которой мы бегаем в Trails of Cold Steel) и Республикой Кальвард (куда пустят в пока не переведённой Trails of Black). Обе державы преследуют свои интересы, попирая права местного населения. К примеру, НДС по 10% приходится платить не только в пользу городской власти, но также в карман соседним государствам. Иметь хоть какую-то независимость позволяет Банк Кроссбелла – крупнейшее подобное предприятие, где счета имеют как империя, так и республика. Во многом благодаря контролю финансовых потоков город-государство умело лавирует между интересами других стран, но хрупкое равновесие долго сохраняться не может…
Что касается геймплея, он почти целиком скопирован с Trails in the Sky. Перед нами обычная «ролёвка» с пошаговыми боями и джентльменским набором возможных приёмов. Передвижение по полю, магия, спецатаки, шкала инициативы – всё это осталось на месте. Игравшим в вышедший позже Cold Steel здесь может показаться неуютно, так как некоторые знакомые функции ещё не добавлены. Вне боя требуется выполнять множество заданий, как сюжетных, так и побочных. Внутриигровое время продвигается вперёд после важных сюжетных сценок, из-за чего невыполненные вовремя квесты пропадают из списка. Самым прилежным заданиявыполнятелям в конце дадут ценные предметы, однако общий уровень сложности не так уж высок, финальный отрезок реально пройти без дополнительной экипировки. Технически игра сделана на том же «движке», что Trails in the Sky, не особо впечатлявшая даже в 2007 году. Оригинальная версия Zero вышла в 2010-м и выглядит она, будем откровенны, слабее иных собратьев из начала нулевых. Двумерные фигурки персонажей слишком малы, чтобы хорошенько их рассмотреть, трёхмерные пространства схожи с декорациями хитов для PSP. Частично ситуацию спасает художественный дизайн. Кроссбелл разнообразно оформлен, над детализацией районов города авторы поработать не поленились. Со звуком дела обстоят лучше, приятный саундтрек срока годности не имеет. Да и частичная японская озвучка на месте.
Несколько слов заслуживает качество «портов». Trails from Zero пару лет назад была перенесена на PS4 силами самой Falcom, NIS America перевела эту версию и выпустила на западе без каких-либо изменений. А вот для релиза на Switch потребовалось участие команды Durante, в своё время прославившейся отличными переносами Trails of Cold Steel на ПК. Парни ответственно подошли к задаче, добавив в версию для полу-«портативки» новый функционал, частично позаимствованный из уже упоминавшегося любительского патча. Благодаря этому на Switch есть ускорение битв, быстрое перемещение между локациями и множество мелких доработок, вроде подправленных текстур. Нареканий нововведения не вызывают, наоборот, улучшения пришлись к месту. За эталонный перенос хочется поблагодарить группу, собранную Durante, и в очередной раз кинуть камень в огород NIS, не особо заморачивающегося при выпуске игр. Сложилась занятная ситуация, когда «порт» для консоли от Sony проигрывает практически по всем параметрам аналогичному релизу для приставки от Nintendo. Если есть выбор, какую из двух версий брать – ответ очевиден.
The Legend of Heroes: Trails to Azure
Azure является прямым продолжением Zero. Первая часть выступает в роли традиционного для серии пролога, где мы знакомимся с миром и персонажами, во второй половине нас ожидает самая мякотка сюжета, описание которой стало бы гигантским спойлером. Новоизбранный мэр Кроссбелла решил скинуть с населения оковы, надетые соседними странами, объявив полную независимость родного города. Попутно этот смельчак арестовал зарубежные счета в своём Банке. Естественно, ни империя, ни республика такую дерзость не проигнорировали и ввели войска. На такой предсказуемый ход у мэра есть ответ – некое секретное орудие. Наши же подопечные из S.S.S. решили сохранить нейтралитет, не заняв ни одну из сторон, что со временем позволило им докопаться до скрытых мотивов местной революции. Как я уже говорил, «политическая» заряженность со множеством прозрачных аллюзий делает повествование «Кроссбелльной» дилогии наиболее интересным узлом серии Trails, хотя без фирменной jRPG’шной борьбы с высшими силами тоже не обошлось. Завершение главной сюжетной линии подводит к событиям Cold Steel 3 и 4, по-хорошему садиться за эти две игры до прохождения Azure не рекомендуется.
Содержательных различий между эпизодами минимум, боевая система практически идентична. Некоторые в прошлом временные члены группы стали её полноценными участниками, что добавляет разнообразия в формирование партии и, как следствие, расширяет тактические возможности. Впервые появились Master Quartz, то есть особые экипируемые сферы, в значительной степени определяющие боевую специализацию героев. Задумка классная, но пока достаточно сырая – довести её до идеала разработчики сумели позже, уже в Cold Steel. Путешествия проходят по знакомым местам, на пути встречается много узнаваемых неписей с продолжениями своих личных историй. Пошататься по пройденным подземельям тоже можно, там поджидают новые квесты. В целом обе игры ощущаются как привет двадцатилетней давности. Техническая часть позапрошлого поколения не выглядит презентабельно на современных приставках. Зато хорошо продуманный пошаговый геймплей и любопытный сюжет не устаревают, а ничего большего поклонникам «ролевух» не нужно. Игравшие в Sky и Cold Steel моментально почувствуют себя как дома, но удовольствие наверняка получат даже те, кто с сериалом незнаком. Хотелось бы пожелать локализаторам более добросовестно подходить к делу, а заодно немного поторопить их – на данный момент западный мир отстаёт от Японии аж на три выпуска.
Автор:
Grimalkin