Спасение утопающих
Морская тематика время от времени используется авторами хорроров. На память сразу приходят Cold Fear и Resident Evil: Revelations, но ими список далеко не исчерпывается (тем, кто помнит Carrier, или что-то более экзотичное вроде Deep Fear, я крепко жму руку). Британские разработчики из The Chinese Room решили отправить нас не на условный корабль-призрак, а на вполне себе рабочую нефтедобывающую платформу в море. Только не ждите от виновницы обзора отстрела толп чудищ из «пушек» разного калибра, как в вышеупомянутых тайтлах. По жанровой принадлежности Still Wakes the Deep ближе к интерактивному кино от первого лица с явными элементами психологического триллера. В народе игры подобного плана нарекают «симуляторами ходьбы», причём зачастую зря. Ведь даже «кинцо» (ещё один презрительный штамп) способно передать массу впечатлений. Подход к повествованию, когда свобода перемещения подкреплёна передовой графикой и звуком, позволяет вжиться в образ героя и почувствовать себя в гуще событий.
Сюжет переносит нас в 1975 год на буровую «Бейра Д» на шельфе Северного моря у берегов Шотландии. 26 декабря, пока весь мир готовится встречать Новый Год, у нашего протагониста Кэмерона МакЛири начинается обычный рабочий день. Сперва нужно отправиться в столовую и позавтракать. По пути то и дело встречаются коллеги. Кто-то не прочь пообщаться, другие заняты делами. Несмотря на то, что «Бейра Д» находится вдали от цивилизации, здесь кипит жизнь. Каждый сотрудник – уникальная личность со своей биографией. Взять, к примеру, Роя – он кок, а заодно крёстный отец двух дочек Каза (именно так приятели величают Кэмерона). Отведать стряпни не даёт управляющий Ренник, неожиданно сообщающий нашему работяге новость об увольнении. Остаётся проследовать к вертолёту для транспортировки на сушу, но в этот момент на верхней палубе раздаётся взрыв. Дальше всё развивается по драматическому сценарию. Детальное вступление позволяет привязаться к некоторым симпатичным героям, а затем начать беспокоиться за их судьбу. Сможем ли мы спасти товарищей из смертельной ловушки, или они обречены?
Борьба за выживание начинается. Ещё полчаса назад Каз был простым электриком, теперь ему предстоит испытать все свои навыки и физические возможности, памятуя о том, что дома ждут любящая жена и дочери. Прохождение строго линейное, никаких развилок или путей назад. Для проектов подобного плана, где важны темп и динамика, подход вполне оправдан. При передвижении между секциями активно используется паркур. Перепрыгнуть пропасть с разбега, залезть наверх или протиснуться через дыру – всё как в старой доброй Mirror’s Edge. Атмосфера изоляции во враждебной среде благодаря «экшеновой» камере передана великолепно. Впрочем, если хотите усложнить себе путь, в настройках есть опция, отключающая подсказки.
Со временем становится ясно, что послужило причиной взрыва. Из недр пробуренного дна на платформу проникла некая органическая сущность, оказавшаяся довольно агрессивной. О её происхождении мы с вами не узнаем, да и некогда об этом думать – бурный рост биомассы приводит к дальнейшему разрушению объекта. Сотрудники «Бейры Д» под её влиянием тоже необратимо мутируют. Постепенно члены экипажа обращаются в жутких монстров, преследующих героя. Поскольку никакого оружия у нас нет, единственный шанс – спасение бегством. В некоторых местах нужно прятаться и проявлять смекалку, как пройти мимо врага незамеченным. Такие моменты напоминают сцену из фильма «Парк Юрского Периода», когда двое детей, загнанных в ловушку на кухне, сумели спастись от рапторов. Иногда помогают случайные предметы, которые можно кидать в сторону с целью отвлечь внимание чудища. Разработчики даже добавили возможность резко посмотреть назад на бегу, чтобы убедиться, гонится за вами кто-то или нет.
Саму «Бейру Д» можно смело считать самостоятельным персонажем. Чтобы удержать её на плаву и уберечь от большого взрыва придётся где-то потушить огонь, или сбалансировать опоры, частично их затопив. Впрочем, каких-либо серьёзных головоломок не ждите, повернуть вентиль особо ума не нужно. Динамика важнее. Главное понять, как добраться до этого самого вентиля, а остальное дело техники. Время от времени придётся нырять и плыть в ледяной воде, дабы попасть в нужный отсек. После таких заплывов хочется хотя бы на мгновение застыть возле обогревателя, где Каз будет вспоминать свою ссору с женой Сюзи перед отправкой на вахту. В этих флэшбэках заключается один из главных посылов игры. На самом деле она посвящёна не борьбе с очередными пугалами, а лишениям и героизму моряков, подводников, полярников, космонавтов, вообще всех тех, кто вдали от дома и семьи совершает обычный ежедневный подвиг, иногда ценой своей жизни. Какая судьба ждёт Каза и остальных, вот главная интрига.
Still Wakes the Deep, вероятно, первый проект в индустрии, где настолько детально и реалистично изображена нефтяная платформа. Человеку любопытному будет интересно узнать принципы её работы. Благодаря Unreal Engine 5 картинка смотрится фотореалистично. Ледяное дыхание Северного моря визуально ощущается, стоит только выйти на палубу, а начинающийся шторм добавляет ощущение сырости, дополненное плесенью даже в тёплых каютах жилого блока. Буровая не только выглядит монстром из металла, но и звучит соответствующе – скрежет лежит в основе музыкального сопровождения. Композитор Джейсон Грейвс неоднократно работал над «ужастиками» (Dead Space, The Dark Pictures Anthology), поэтому если интересуетесь жанром, то наверняка распознаете его авторский стиль не дожидаясь титров. Было бы несправедливо обойти вниманием национальный колорит экипажа, состоящего из шотландцев. Характерный акцент и манера общения персонажей лично мне напомнили культовый фильм «На игле». Для нашей аудитории меню и субтитры на русском языке прилагаются.
К сожалению, периодически проскакивают баги, все обновления лучше ставить сразу. Другим нареканием я бы назвал отсутствие мотивации к повторному прохождению, поскольку нет ни секретных предметов, ни альтернативных путей, ни хотя бы каких-то сюжетных зацепок. Зато есть фильтры экрана, всё-таки 1975 год. Пройти второй раз чёрно-белую версию, попутно разблокировав оставшиеся трофеи – наверное, то немногое, ради чего стоит возвращаться. В остальном пять-семь часов увлекательного приключения самодостаточны, не требуют послесловия или продолжения. Любителям острых ощущений должно хватить.
Автор:
Валерий «Macintosh» Акулинич
На BAFTA 2024 игра взяла 3 награды. Две получили актёры, сыгравшие главную роль Каза и роль второго плана персонажа Финли. Третья награда за лучшее новое IP. Всего Still wakes the Deep была номинирована в 8 категориях.